Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

88 страниц — и вся жизнь

25 апреля, 2017


3.jpg

На прошлой неделе состоялась презентация книги в память о народном артисте РФ Виталии Венгере. Ее провели авторы издания — Арнольд Харитонов (текст) и Александр Князев (фото, дизайн).

Виталий Константинович Венгер — это имя в Иркутске известно не только театралам — лауреат  Государственной премии, обладатель высшей театральной премии «Золотая маска» в номинации за «Честь и достоинство», почетный гражданин Иркутской области и Иркутска, много лет  был художественным руководителем Иркутского театрального училища, которое подготовило немало ярких, интересных актеров. В далеком 1950 году он, москвич, совсем молодым  приехал из столицы в Иркутск, и этот город стал ему родным на всю жизнь.

— Книгу мы начали делать еще при жизни Виталия Константиновича, — рассказал Арнольд Харитонов. — Он сам начал отбирать фотографии, которые должны были войти в книгу, давал нам комментарии по тем или иным снимкам. Разговоры эти затягивались, как правило, надолго, потому что любой снимок — это память, это люди, это ушедшее время, в которое погружаешься, и многое вспоминается… В книге ровно 88 страниц, ровно столько, сколько прожил Виталий Константинович. Сегодня, 18 апреля, его  день рождения, ему  бы исполнилось 89 лет. Год назад мы сидели у него и так хорошо праздновали, говорили о жизни, вспоминали, и именинник был такой радостный, что никто из нас тогда не предполагал, что на следующий его день рождения мы вместе уже не соберемся.

— После поминок мне приснился сон, — продолжал Александр Князев, — будто я оказался в скверике между драмтеатром и Домом актера и мне кто-то в спину смотрит, я это почувствовал, оглянулся и увидел изваяния: Виталий Константинович, Тятя (Виктор Пантелеймонович Егунов) и Аркадий Петрович Тишин. Стоит группа великих иркутских актеров в бронзе. Вокруг — осенний сквер, грустное и унылое осеннее пространство. Я проснулся и понял, что нужно делать эту книгу. Слава Богу, что между мной и Арнольдом Иннокентьевичем сразу сложилось высокое согласие, и мы ее очень быстро и легко закончили.

1.jpg2.jpg

Книга получилась изящной, со вкусом оформленной, с комментариями, с хорошо расположенными материалами и фотографиями. Держать в руках ее приятно, а листать тем более. Молодым, кто был мало знаком с большим артистом или вообще не успел увидеть его на сцене, было бы большой пользой познакомиться с этим изданием. Понятно, что фотографии не в силах передать всю силу эмоций, всю мощь большого таланта артиста, но в них осталось запечатленное время, его лицо, его глаза. Невозможно забыть их, например, в спектакле «Король Лир» или глаза его Тевье из «Поминальной молитвы».

Когда-то давно Виталий Константинович рассказывал мне, когда я готовила о нем статью, как  родные в Москве провожали его в далекую Сибирь на Ярославском вокзале: «Мама нет-нет да смахивала слезы, отец еле скрывал волнение. Уже подошел поезд Москва — Владивосток. Отец передал мне небольшой фанерный чемоданчик, в который заботливыми руками мамы были уложены теплые вещи (в Сибирь ведь едет), продукты и увесистый мешочек соли (на черный день, всегда можно сменять на сахар, масло, время было голодное). Конечно, я волновался не меньше родителей, сомнения грызли душу — уезжаю от родных, из столицы, да в такую даль!? Но выручала беспечная юность, она отметала все сомнения, придавала силы, рассеивала тревожные мысли. Да еще письмо из Иркутска, лежащее в нагрудном кармане пиджака,  от директора драматического театра О. Волина. Оно было деловым, кратким, но в то же время доброжелательным и располагающим. Особенно мне нравились последние строчки: «Что касается творческой работы, не пожалеете и будете удовлетворены. Молодежь у нас в почете, если она талантлива…» (В том, что он талантлив, Виля не сомневался, а кто, вообще, сомневается в восемнадцать-то лет!)

На шестой  день пути  поезд прибыл в Иркутск. Город встретил холодным августовским  утренним  туманом, расстилавшимся над Ангарой. Поселили в Коммерческом подворье на улице Красной Звезды (ныне Сухэ-Батора), в театральной гостинице, в те времена обиталище всех приезжавших в Иркутск актеров. И началась самостоятельная жизнь…»

Здесь он нашел свою любовь, здесь родилась его дочь, а потом внук, здесь он состоялся как настоящий большой артист, здесь пришли к нему слава, успех, известность. Все его роли были всегда значительны, весомы, полнокровны, и ни одна найденная краска не повторялась. А какие были роли! За ними вставала жизнь артиста,  жизнь театра, духовная жизнь человека в его служении искусству и людям.                                                                                                             

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести».

На фото: Авторы книги
Александр Князев (слева) и Арнольд Харитонов

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии