Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«…И снова нас потянет в стройотряд»

15 октября, 2018

Движение студенческих строительных отрядов, охватившее нашу страну в 60–80-е годы, – один из самых удачных, самых результативных проектов Центрального Комитета ВЛКСМ. Особое значение это начинание имело для Иркутской области, которая была тогда огромной стройплощадкой. Эту необъятную тему не охватишь и книгой. Напомнить об этом уникальном явлении хотя бы в общих чертах мы попросили Геннадия Пахомова – члена регионального общественного движения «Ветераны комсомола», в 1972–1979 годах главного инженера, а потом командира областного студенческого строительного отряда. Ведь как было бы замечательно, чтобы страну вновь потянуло к стройотрядам…

6-1.jpg

Началось с птицы   

Да нет, не с романтической птицы счастья! Речь – о курином стаде. В Иркутской области развитие стройотрядов началось с майского постановления бюро Иркутского обкома ВЛКСМ «О комплектовании студенческих бригад для строительства и ремонта птицеводческих помещений летом 1960 года». Этим решением комсомол региона взял на себя обязательство в каникулы построить в колхозах и совхозах столько животноводческих помещений, чтобы поголовье птицы в короткие сроки выросло аж в пять раз, до двух миллионов! И ничего, справились.

Идея, обкатанная годом раньше студентами-физиками Московского госуниверситета на целинных землях Казахстана, прижилась: во время третьего трудового семестра – а именно так для бойцов стройотрядов стали называться летние каникулы – молодежь на равных правах вливалась в трудовую армию страны.

Новое движение, начав со стихийного, организовалось и быстро ширилось – с 1964 года студенческие отряды области участвовали в строительстве железнодорожных трасс Абакан – Тайшет, Решоты – Богучаны, затем – железнодорожной линии Хребтовая – Усть-Илимская. В 1966 году бойцов числилось уже более двух тысяч, и областное формирование заняло второе место во Всесоюзном студенческом стройотряде, являясь самым крупным в стране после московского и ленинградского и одним из самых результативных в своем участии в масштабных железнодорожных проектах. Разумеется, в Иркутскую область съезжались отряды со всей страны да и из-за ее пределов – у нас трудились ребята из Польши, Венгрии, ГДР, Монголии…

Стройотрядовцы с нашивкой города или страны на куртках – характерный образ в экономической картине региона тех лет. Начинание оказалось удивительно органичным, востребованным. Студенты втягивались в движение массово, записывались в отряды целыми группами.

Государство доверяет!

Да, с самых первых шагов стройотрядов с его бойцами не миндальничали: раз взялись, так и спрос с вас взрослый! Ребята старались не подвести, да и четкая организация работы имела значение. В том же 1966-м при обкоме ВЛКСМ создается областной штаб студенческих стройотрядов – в него вошли представители учебных заведений города, а также вузовских штабов стройотрядов, которые уже действовали в политехническом институте, нархозе, госуниверситете. В следующем году бюро обкома комсомола формирует руководство областного отряда. Его первым командиром стал студент третьего курса института народного хозяйства Константин Сорокин.

В 1967 году главным делом, к которому приложило руку студенчество в Иркутской области, стало продолжение сооружения трассы Хребтовая – Усть-Илимская, необходимой для ускорения строительства Усть-Илимской ГЭС и лесопромышленного комплекса. Ребята строили мост через реку Игирму, школы на станциях Усть-Илимская и Игирма, выполнили большой объем путевых работ на станции Призыв, подъездных путях Коршуновского ГОКа и Осетровского речного порта. Отряду политехнического института СНИП («Строим надежно и прочно») по итогам трудового семестра присудили первое место среди линейных отрядов области и вручили знамя областного штаба, а районный отряд «Хребтовая – Усть-Илимская» признали лучшим среди стройотрядов на транспортном строительстве и наградили знаменем ЦК ВЛКСМ и Министерства транспортного строительства. Наиболее отличившиеся бойцы стройотрядов потом стали почетными пассажирами первого поезда, который 27 декабря 1970 года открыл сквозное движение по этой железнодорожной трассе. К слову, вместе с иркутянами рубили просеку, открывая фронт работ для мехколонн, студенты Московского института международных отношений.     

С того же 1967 года студенческие отряды Иркутского госуниверситета стали осваивать северные районы области – Бодайбинский и Мамско-Чуйский (кстати, пусть и немногочисленные парни-филологи и вообще студенты-гуманитарии были, как правило, в первых рядах в физическом труде). Особо значимыми объектами тех лет для студенческой молодежи стали строительство крупнейшей в мире 600-литровой драги для добычи золота в поселке Маракан и автодороги Горная Чуя – Слюдянка. К слову, бойцы участвовали не только в возведении промышленных объектов. Так, например, внушительный вклад в строительство и драги, и жилых домов в Маракане внес отряд «Самородок», первым командиром которого был Сергей Паюк, а позднее Сергей Лукин. Только в 1968 году отряд освоил капитальных вложений на 112 тысяч рублей.

Участвовало студенчество и в сельскохозяйственном строительстве. Начиная с 1968-го на село Иркутской области ежегодно направляли не менее 45–50 стройотрядов численностью до двух тысяч человек (это не считая отрядов из других областей и стран!). Работая в деревнях и поселках, ребята часто помогали им там, где нужны были рабочие руки, причем нередко без всякой оплаты.

6-2.jpg

Больше, больше!

С 70-х годов область была поистине интернациональной стройплощадкой, где трудились сотни студентов из стран Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), обучающихся в вузах СССР. Так, в 1975 году появился интернациональный отряд «Дружба» численностью 300 человек. И при всей массовости движения закрыть потребность в молодых рабочих руках все равно было невозможно. Наш собеседник Геннадий Пахомов, с 1972 года работавший главным инженером областного стройотряда после двух лет в аналогичной должности в зональном отряде «Север» (Мама-Бодайбо), вспоминает, что при ежегодной мобилизации шести-семи тысяч человек от образовательных учреждений области (и это много!) заявок поступало на 15–20 тысяч.

Студенческая рабочая сила была востребованной – ребята, становясь летом лесорубами, плотниками, бетонщиками, землекопами, укладчиками путей, работали наравне с кадровым составом предприятий. Геннадий Петрович отлично знаком с этим процессом – по роду обязанностей он занимался практическими задачами – от организации обучения студентов и заключения договоров с предприятиями до обеспечения отрядов строительными материалами и техникой. А время было, можно сказать, пиковое, ведь в 70-е годы стройотрядовское движение развивалось наиболее динамично. Большинство из полностью изменивших экономику региона всесоюзных ударных комсомольских строек разворачивались именно в этот период. Железная дорога Хребтовая – Усть-Илимская, Усть-Илимская ГЭС, город Усть-Илимск, Братский лесопромышленный комплекс, БАМ…

– Через стройотряды в Иркутской области, мне кажется, прошли процентов 70–80, а то и больше студентов. На настоящей работе ребята закалялись, мужали, испытывали ни с чем не сравнимую гордость, видя результаты своего труда – построенную школу, жилой дом или метры уложенных рельсов, – говорит Геннадий Пахомов. Сам он, кстати, приобщился к стройотрядовскому движению еще в 1967 году, будучи студентом политеха, где учился после Ангарского строительного техникума. История семьи Геннадия Петровича, как и многих его ровесников, кровно связана с экономическими процессами в стране: родители познакомились в Иркутске на стройке авиазавода в 30-х годах, куда мама приехала из Белгородской области, отец – из Кемеровской.

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото автора и из личного архива Геннадия Пахомова.

На фото: Геннадий Пахомов: «Это была настоящая работа»;

1976 год, Алма-Ата. Всесоюзный слет студенческих отрядов.
Справа – Геннадий Пахомов справа

Окончание следует.  

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии