Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

…И чтоб любовь, как в «Девчатах»!

08 октября, 2018

Окончание. Начало в № 47

«О другом не мечтал!»

…Как-то после беседы с журналистом на стройке Иван Косов услышал в радиопередаче о своей персоне, что якобы он стремился стать машинистом и водить поезда. С тех пор интервью старался избегать. Может быть, раздражает нашего героя даже не приписанная ему «заветная мечта», а тень неполной реализованности, упавшая от этой «мечты» на его реальную судьбу. А Иван Степанович уверен: годы на БАМе были самыми яркими, активными и интересными в жизни, как и в жизни обретенных там Косовыми лучших друзей. И о другом он и не мечтал! В судьбе нашего собеседника столько интересного, что и не надо там ничего добавлять и приукрашивать…

Впрочем, с журналистской братией Ивана Косова примирило знакомство с редактором отдела журнала «Коммунист», который инкогнито прибыл на БАМ и месяц трудился в их бригаде разнорабочим, не требуя официального места и вознаграждения. Поглядев на это, Косов предложил ребятам скинуться хоть по полтиннику, чтоб заплатить странному мужику, а когда тот отказался – хоть что-то купить ему вещественное… Отвергший и подарок человек, уезжая, личность свою все же рассекретил, дал контакты и пригласил комсорга в гости к себе в Москву.

6-1.jpg

Возможность погостить у Шакутина вскоре появилась – Косова включили в состав делегации Иркутской области из десяти человек на состоявшуюся в марте 1978-го Всесоюзную конференцию Советского фонда мира (фонд тогда возглавлял писатель Борис Полевой). Уже в направлявшемся в столицу самолете объявили, что в Москве Косова ждет и премия Ленинского комсомола. Поэтому, чтобы не кататься два раза, после конференции Иван Степанович немного погостил у сестры в Днепропетровске.

Возвратившись в столицу в самом начале апреля, он, с «сувенирным» литром горилки и ругая себя за забытое сало, постучался в двери по указанному на бумажке адресу. Жил редактор отдела политического журнала ЦК КПСС, к немалому удивлению гостя, более чем скромно. Общий язык журналист и получивший премию за трудовые достижения боец БАМа нашли – тот помог Косову даже сделать покупки в огромном городе, а потом в знаменитом ресторане Дома литераторов кивнул в сторону одного из столиков: «Смотри – дочь Брежнева». Как выяснилось, Шакутин в свое время начинал комбайнером, но получил инвалидность из-за травмы и пошел по другому профессиональному пути.

Родство душ

…Может быть, секрет столь крепкого брака, как у Косовых, – и в общности взглядов на мир. Татьяна Михайловна, как и супруг, выросла не в городских условиях. Ее родина даже не деревенька, а железнодорожный разъезд на 553-м километре в Татарском районе, Новосибирской области, – было на ее малой родине всего-то четыре дома. Ходить в ближайший населенный пункт покрупнее было далеко, и за парту девочка села поздно, в восемь лет, освоив грамоту дома (для возможности детям учиться семья Татьяны тогда перебралась в Иркутскую область, в Тулун).

Еще в школе девушка отправила документы в училище в Ленинграде и получила вызов. Ее очень манила северная столица, но родителей ужаснуло намерение дочери идти в ПТУ без единой тройки в аттестате. Поэтому поступила в институт, но вот не карьерного роста хотела душа! Приехав на БАМ, с упоением окунулась в трудовую романтику – до устройства поваром Таня с остальными девчонками в рождающемся поселке и копали, и шкурили, и красили, и штукатурили, и даже крыши шифером крыли. Вечером, накрутив волосы на бигуди, бежали на танцы, а утром с неменьшей радостью и энергией – на работу. А больше, чем жить в Ленинграде, Таня хотела вот такую любовь, как видела в фильме «Девчата». И что ж – так и вышло! Вместе Косовы многое преодолели – так, первая беременность окончилась трагически. Сын Иван затем родился в день рождения отца.

6-2.jpg

…Покинуть Магистральный им пришлось раньше, чем большинству друзей юности, – врач посоветовал переехать, потому что пополнившей семью следом за Иваном дочери Людмиле не шел местный климат. Но Иван Степанович говорит, что то, чего они всегда желали своим трем сыновьям и двум дочерям, – чтобы и в их жизни было что-то похожее на БАМ. Может, под влиянием рассказов родителей двое детей, Александр и Артем, стали геологами, а вот остальные – Иван, Людмила и Юлия – реализуют себя в области правоведения и органов правопорядка.  

Иван Степанович не теряет связей и со своей родиной, семь лет был председателем «Национально-культурной автономии чувашей Иркутской области «Юлташ». В Иркутске Косовы своими руками построили большой дом, где часто собирается их дружное бамовское сообщество, о представителях которого мы рассказывали в прошлых материалах. Дружба, родившись в Магистральном, связала эти семьи узами такой прочности, как и проложенные по тайге рельсы. Причем семьи эти как подобрались – о каждой, какую ни возьми, можно долго рассказывать! И это удивительный факт…

6-3.jpg

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото из семейного архива Ивана и Татьяны Косовых:

На фото: Косовы с внуками;

Построенную единственным в бригаде плотником Косовым
избушку на место работ перетаскивали трактором;

В Иркутске Косовы своими руками построили большой дом,
где часто собирается их дружное бамовское сообщество

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии