Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Кузькина мать», или… Большой друг человеков

15 октября, 2018

Как-то в начале сентября, проходя мимо здания, в котором уютно разместилась «Арт-галерея Диас», я обратила внимание на яркое полотно-картину с текстом «Сегодня будет салют!», где сообщалось об открытии выставки петербургского художника Александра Косенкова. О выставке заявлялось ярко, громко, да еще с салютом. Это интриговало. Пришлось заглянуть на огонек и узнать подробности предстоящей «феерии». Как только я вошла, «салют» тут же заявил о себе. Залы галереи утопали в желтом, излучая энергию и солнечный свет. «Салют», о котором предупреждала афиша, был в полном разгаре!

12-1.jpg

Нарисуй это пестрым

Художественная фантазия Александра Косенкова красочным карнавалом захватила оба этажа, и, если бы был третий, все равно не хватило бы места, чтобы заполнить живописью все пространство. Правда, уже при более тщательном осмотре начинаешь понимать, что картины художника говорят не только о светлых и ярких сторонах и празднике жизни. Они рассказывают обо всем, но с такой долей юмора, что даже неприглядные, а где-то и просто доходящие до абсурда моменты нашей «пестрой» жизни под взглядом художника превращаются в смелые ироничные пародии.

Мастер призывает посмотреть на себя со стороны с долей иронии и, узнав, улыбнуться. Но не просто улыбнуться, а чтобы это было импульсом к действию – стать лучше. При этом художник не становится в позу судьи. В числе своих сатирических персонажей он видит и себя, не отгораживаясь от несовершенств человечества, потому что мы, мягко говоря, не Боги, и нам нужно много над чем в себе работать. Александр умеет тонко подметить то, что иной не увидит, пройдет мимо, но от его глаза не укроется ни один момент, ни один случайно брошенный взгляд, и даже чей-то профиль, мелькнувший в толпе, может стать для него неисчерпаемым источником для творчества.

От грусти до веселья

Вот его работа под названием «Шиномонтажка», где он выступает как мастер своеобразного сельского фольклора: крыша в заплатах, черные бельма окон, сваленные в кучу старые колеса. На первом плане старушенция, опирающаяся на клюку и такая же древняя, как эта бывшая мастерская, остановилась в недоумении, забыв, для чего шла. Все дышит атмосферой развала и запустения: и заблудившийся в фиолетовом тумане железнодорожный вагон, неизвестно как оказавшийся на этих задворках, и церковь в отдалении, выступающая еле видимым размытым силуэтом, и одинокая корова, неторопливо жующая выцветшую траву.

Художник, выступая как «бытописатель», показывает унылую, сонную окраину. За основные тона он берет оттенки бледно-зеленого, оливкового, лилового, голубого – все тона, не гармонирующие друг с другом, а конфликтующие, кричащие о дисбалансе, о «скучной и унылой горечи существования». Художник, отображая действительность, которую видит его глаз, сохраняет непредвзятость, силу и свежесть первого впечатления, которые позволяют схватить в увиденном неповторимое и характерное.

Совсем иного настроения полотно «Вечерний променад». Картина словно выплескивает на зрителя всю яркость красок земли. Южное небо окрашено синей лазурью, которая невидимыми волнами, с веселыми пятнами света и цвета льется с вечернего небосвода, окутывая теплом овальные и круглые кроны деревьев с четким ритмом контуров, фигуры прохожих, низкий штакетник, голубой асфальт автодороги и ярко-желтые стены домов. Полотно пронизано ощущением радости, неги, покоя, в котором преобладают веселые, жизнелюбивые краски.

Сюжеты Александра Косенкова весьма обычны, даже тривиальны, но в их структуре, в их глубине кроется загадка, которую зрителю необходимо разгадать, а потому подходишь к той или иной работе по нескольку раз, отходишь и возвращаешься снова.

12-2.jpg

Взять за живое

Смотрю на картину, давшую название всей выставке, – ///«Сейчас будет салют»///. Здесь компания людей, один из которой, видимо уже хорошо принявший на грудь, «отдыхает» на диване в расслабленной позе, раскинув руки. На первом плане женщина с мужчиной за столом. Она пытается прикрыть рукой его стакан, давая понять, что ему «хватит», но он мягко отводит руку, давая понять, что «еще не вечер». Другая женщина у окна, опираясь руками о подоконник и пытаясь разглядеть что-то в непроглядной тьме, настойчиво повторяет как заклинание: «Сейчас будет салют». Никто никого не слушает, каждый живет своей жизнью, но все же ощущает присутствие другого, и все полотно наполнено их голосами, тягучими запахами, дымом сигарет. Персонажи ведут между собой если не явный, то скрытый диалог, а потому не только эта, но многие его работы имеют ярко выраженное драматургическое начало. Например, здесь, на этом полотне, подлинная, современная жизнь в ее естественности, без прикрас, даже с какой-то беспощадно-насмешливой интонацией. Но почему так берут за живое эти картины?

Вот «Кузькина мать». Я долго стояла возле этой работы, она не отпускала. Сколько в картине любви, доброты и печали... На полотне женщина в бесформенном пальто или тулупе, обвязанная полосатым шарфом, в потрепанной мужской шапке-ушанке, из-под которой выбиваются темные непослушные волосы. Ее грустный взгляд блуждает где-то вовне, она погружена в свои думы. Скрестив большие руки на животе, она держит в объятиях полосатого кота. Он спит, доверчиво растянувшись внутри, блаженствуя и нежась. По всему ее облику ясно, что этот кот – единственное родное существо, которое у нее есть и которое ее любит. Скупо и немногословно сказано все о безотрадной судьбе человека.

Познайте самих себя

В творчестве Александра прослеживается явная отсылка к «митьковскому» взгляду на мир, к их традиции через игру, улыбку, преувеличение и ироничный взгляд идти к высоким принципам любви к человеку, к его духовному миру. Художник словно говорит каждому из нас: «Познайте самих себя. Вся причина – в самих себе. Делайте себя лучше. Человек-то ведь может развиваться до самого последнего вздоха, а это – чудо! Это дело на всю жизнь – развивать себя духовно».

Вот таким получился «Салют» Александра Косенкова в галерее «Диас» – ярким, фонтанирующим, с сияющими красками, как и положено всякому салюту, но с сугубо личной лирической интонацией, с глубиной и философским подтекстом, с любовью и верой в тех, для кого пишет.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Арт-галереи «Диас».

На фото: Александр Косенков;

«Сейчас будет салют»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии