Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Байкал: многообразие в единстве

06 августа, 2018

В галерее сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева открылась выставка «Священный Байкал». В экспозиции более пятидесяти живописных произведений сибирских художников из собрания художественного музея, объединенных единой темой – любовью к родному краю и озеру Байкал. На выставке представлены известные и мало знакомые зрителям картины классиков иркутской живописной школы, написанные несколько десятилетий назад, а также работы молодых художников.

1.jpg

Сумерки сгущаются на картине Александры Мадиссон «Огни на Байкале». Пепельно-серые облака, чуть подкрашенные снизу лучами заходящего солнца, наползают на сумрачные, холодные горные скалы. Далеко-далеко от зрителя, маленькой точкой, возле причала пыхтит закопченной трубой катерок. Над водной гладью зажигаются первые ночные огни. На первом плане возле лавы, покачиваясь на волнах, стоят на приколе две лодки. Вдаль, мимо выстроенных как по линейке ряда темных домов бежит пыльная, едва белеющая в сумерках  наезженная дорога, поднимаясь в гору, к редколесью.

А вот чистая и ясная по колориту работа Валерия Ерофеевского «Утро на Байкале». Краски воды серебрятся и играют жемчужными брызгами. Свежий ветер гонит облака, смешивая их с высокими накатывающимися волнами. Острые, поросшие мхом камни на первом плане картины, выступающий из воды утес, высящийся на дальнем плане серой громадой горный великан, говорят о мощи, торжественности, величии сил природы, ее неиссякаемом жизнелюбии.

2.jpg

На картине Сергея Таранушенко «Байкал. Бухта Песчаная» великое озеро выглядит спокойным и даже кротким. Летний жаркий день. Узкая полоска воды, зажатая скалами, не колеблется ни одной складкой. На желтом песке наваленные бревна, две лодки, одна из которых перевернута вверх дном, лениво ползущие по небу тягучие облака, солнечные блики, играющие на воде. Картина напоена покоем, тишиной, умиротворением. Простой пейзаж полон поэтического настроения, бесконечной красоты, одухотворенного очарования.

А это натюрморт Андрея Рубцова «Мед Прибайкалья», в котором художник мастерски передает фактуру каждого предмета. На столе, покрытом нарядной скатертью с бахромой, все готово к чаепитию: начищенный сияющий самовар, кувшин с молоком, нарезанный большими ломтями хлеб, разложенные по блюдцам медовые ячеистые соты, ожидающие в сторонке кружки, брошенные горкой чайные ложки. И главное угощение стола – густой янтарный мед в большой стеклянной банке, словно подсвеченный теплыми золотистыми лучами. Через открытый дверной проем на дальнем плане видны головки сидящих в ряд детей, терпеливо ждущих приглашения к трапезе.

3.jpg

Ярким дополнением к радостному настроению картины служат два изящных венских стула, изогнутые спинки которых возвышаются над столом,  и зеркало в бронзовой резной раме. Содержание полотна дает настроение безмятежного летнего дня, праздничности безыскусного бытового момента, ощущения радости и полноты жизни. В картине нет ни одной детали, которая была бы написана без увлечения, любви, вдохновения.

Те же чувства вызывает и работа Александра Зудинова «На Ольхоне. 1968 г.», где художник также выступает поэтом, воспевающим природу, ее мощь, силу, красоту. На дальнем плане высятся громадами Саяны и синей полоской подступающий к ним Байкал. Ближе к нам темной зеленой массой теснится густо разросшийся лес и на переднем плане щедро высветленный солнцем светлый островок летней поляны с несколькими молодыми сосенками и разбросанными по ней валунами. От поляны лентой в лес убегает желтая дорога. Игра солнечного света, сиреневые и синие тени на горных скалах и на воде, голубизна чистого неба говорят о сильном чувстве восприятия красоты природы мастером.

4.jpg

Для каждого художника Байкал, его окрестности, его природа и его люди – «свои», увиденные только с присущим автору углом зрения, степенью одаренности, вкуса, таланта, художественного языка. Но тем и хороша выставка, что в одном месте сразу можно увидеть полотна таких разных иркутских мастеров кисти и многообразие их подходов к одной теме, которая всем нам одинаково близка. Теме «славного священного моря», возле которого мы живем, которое нам так знакомо, но всегда ново и неповторимо.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Иркутского областного художественного музея.

На фото: Александра Мадиссон. «Огни на Байкале»;

Валерий Ерофеевский. «Утро на Байкале»;

Андрей Рубцов. «Мед Прибайкалья»;

Александр Зудинов. «На Ольхоне. 1968 г.»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии