Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Выборы пройдут, проблемы останутся

07 марта, 2017

Сейчас, пусть и с некоторыми новшествами, в России сложилось такое же противоречие, как в 1917 году или в конце 1980-х, — между системой власти и задачами развития страны. И это главный момент для понимания сущности выборов президента 4 марта 2018 года. Владимир Путин может убедительно выиграть выборы (наверняка так и будет), законсервировав политический курс, проводимый с 2000 года и особенно в течение последних трех лет, но затем это может аукнуться очень серьезными и, что самое тревожное, неуправляемыми последствиями для всей системы власти.

У нынешнего президента по-прежнему сверхвысокий рейтинг, но постепенно и неизбежно начинаются тектонические сдвиги в массовом сознании. Пока не то чтобы «против», но больше усталости, раздражения, недовольства падением уровня жизни. Все больше ненависти к коррупции, причем под ней большинство понимает не только случаи взяток, откатов и т.п., но и вопиющий разрыв в доходах — не в разы, не в десятки, а в сотни и даже тысячи раз. А Путин возглавляет страну восемнадцатый год, и постепенно списывание проблем на других начинает буксовать. Не случайно возрастает число тех, кто на вопрос об отношении к работе нынешнего президента отвечает с долей уклончивости: «скорее одобряю, чем не одобряю». Как правило, такие люди просто не видят альтернативы, а если увидят, то поддержат.

Появились признаки усталости от конфронтации с Западом, от санкций и антисанкций, вместо быстрой победы и образования Новороссии (а это, очевидно, было в планах 2014 года) мы увязли в украинском кризисе. Нет, присоединение Крыма по-прежнему приветствуется, но в отношении Донбасса и Сирии картина уже неоднозначная. Крупнейшие каналы федерального телевидения еще сохраняют доминирующее положение в информационном поле, но звездный час Дмитрия Киселева и Владимира Соловьева остался позади. Сплочение сплочением, но холодильник все-таки начинает ощутимо конкурировать с телевизором.  

И главное — дал сбой негласный контракт Владимира Владимировича с большинством сограждан по формуле «рост доходов в обмен урезание демократии», его первая часть теперь не соблюдается. Эти обстоятельства — самое важное в понимании смысла предстоящих выборов. Они не означают, что у Владимира Путина будет серьезные проблемы с переизбранием. Нет, эта проблема будет решена с помощью привычного и разнообразного набора политико-административных инструментов. Это означает, что после выборов названные проблемы не только останутся, но и могут обостриться.

Сейчас администрация президента нацелена добиться на предстоящих выборах высокой явки и высокого уровня поддержки кандидатуры Владимира Путина — неофициально фигурируют две цифры в 70 процентов. Проблема, однако, в том, что наиболее корректный и надежный способ поднять общественный интерес к выборам и обеспечить, тем самым, высокую явку на избирательные участки — разрешить баллотироваться реальным конкурентам (прежде всего, Алексею Навальному, освоившему опасную для нынешней власти роль «Актуальный Антипутин по всем актуальным вопросам»). Но реальная конкуренция, обеспечив первую цифру (уровень явки), убивает вторую — высокий уровень поддержки Путина.

В этой ситуации руководство страны наверняка предпочтет привычный, «скучный» вариант: Навального не допустят, его тему борьбы с коррупцией попытаются частично перехватить (но только частично, без изменения системы), а явку будут тянуть вверх старыми способами. Ну, может быть, допустят Явлинского, тем более что у него преклонный возраст (на полгода старше Путина), нет свежести и новизны, рейтинг давно и надежно ограничен. Плюс к этому он радикально-оппозиционнее Навального по крымско-украинскому вопросу, а это отпугивает многих избирателей. И все же Явлинский убедителен по многим вопросам экономики и внутренней политики, да и по Украине у него имеется своя логика и набор аргументов, и кто знает, что произойдет, если они будут многократно озвучены через крупнейшие СМИ. В общем, скорее всего (хотя и с меньшей долей вероятности, чем Навального), не допустят и Явлинского.           

Для дополнительного контроля над протестными настроениями правая альтернатива (наряду с левой, коммунистической, и ЛДПР) все же будет запущена, но в декоративном варианте. Возможно, с одобрения Кремля будет выдвинут либо Борис Титов, либо Алексей Кудрин. Их риторика будет, по существу, антисоциальной, не выходящей за рамки интересов бизнес-электората. Цель очевидна – чтобы поддержка такого кандидата не была высокой настолько, чтобы снизить результат Путина, но достаточной, чтобы растащить голоса оппозиционных избирателей, а при отсутствии Навального и Явлинского, все же привести часть таких избирателей на выборы, тем самым подняв явку.      

Но тут же возникает следующая проблема: Путину, который близок к 20-летнему рубежу своего правления, как никогда нужна высокая легитимность. А у нее только один рецепт: честная, прозрачная победа над сильными, «всамделишными» противниками, имеющими широкий доступ в СМИ. Предпосылок к проведению таких выборов нет, и, если хотите, это тупик.

Максим Зимин, руководитель Байкальского
регионального фонда «Наша Сибирь», политолог,
специально для «Байкальских вестей»

На фото: Кремль в начале весны — только
природной или еще и политической?

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии