Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Звездный путь Андрея Данилова

22 апреля, 2019


8-0.jpg

Солист Иркутского музыкального театра имени Н.М. Загурского Андрей Данилов-младший с августа этого года станет солистом Немецкой оперы в Берлине. Он подписал контракт с Deutsche Oper Berlin на два года, и первая премьера молодого тенора состоится 13 октября. Андрей исполнит партию Тамино в опере Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта». Практически весь март артист был занят работой над премьерой оперы Чайковского «Иоланта» во Дворце искусств королевы Софии (Palau de les Arts Reina Sofia) в испанской Валенсии, а в начале апреля вернулся в Иркутск, чтобы в заключительный раз сыграть знаковые роли в спектаклях Иркутского музыкального театра.

После побед на нескольких престижных международных конкурсах, которые следовали один за другим, подписания контракта с Берлинской оперой и несмотря на будущие ангажементы, расписанные до 2021 года, Данилов не загордился, не подхватил «звездную болезнь». Остался все тем же Андреем, очень контактным, доступным для разговора, легким и простым в общении, обаятельным, открытым, улыбчивым, живым и артистичным. За это его тоже любят зрители. Но в первую очередь – за роскошный голос, который был по достоинству оценен самим Хосе Каррерасом в сентябре 2018-го на первом международном конкурсе теноров фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-при» в Москве, где иркутскому артисту была вручена высшая награда – Гран-при.

8-1.jpg

– Когда вы попали на свой первый конкурс? Как началось восхождение?

– В мае 2016 года в Екатеринбурге состоялся VI Международный конкурс молодых исполнителей оперетты и мюзикла имени В.А. Курочкина. Там я получил первую премию в номинации «мюзикл». Потом был конкурс молодых оперных певцов имени Ф.И. Шаляпина в Уфе. Там я прошел в финал и стал дипломантом. В 2017 году прошел X Международный конкурс «Оперетта-лэнд» в Москве, где мне удалось взять первое место, следом – Международный конкурс молодых оперных певцов имени Ренато Скотто «VociDalMondo» («Голоса мира») в Турине, где я занял второе место. Как раз на это время в нашем музыкальном театре пришлись гастроли в Читу. Я очень благодарен всем нашим ребятам – Роме Лукьянчуку, Станиславу Чернышеву, что они выручили, срочно ввелись на мои роли в спектакли. Благодарен директору театра Татьяне Никифоровне Мезенцевой, что она отпустила меня на конкурс.

Из Италии я вернулся в Читу рано утром, а вечером уже играл в спектакле. В 2018 году ездил на XXVII конкурс «Ганс Габор Бельведер», проходивший в латвийской Юрмале, где стал дипломантом, получив специальный приз Большого театра – мастер-класс. В том же году стажировался в итальянских городах Манфредония и Фоджа, там дебютировал в опере «Травиата» в партии Альфредо Жермона. А в сентябре 2018 года я поехал на конкурс, о котором вы уже упомянули, – международный конкурс теноров фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-при» и стал победителем, получив Гран-при из рук самого маэстро Каррераса. Это было незабываемо, я не мог поверить!

8-2.jpg

– Андрей, давайте вспомним детство…

– Сколько себя помню, я пел всегда. Сначала, как говорит мама, я пел очень чистенько и ангельским голоском, а потом постепенно, взрослея, голос стал понижаться. С детства ходил во все театры Иркутска, но именно с музыкальным театром связана вся моя жизнь. В этом театре я вырос, все детство проходило за кулисами, потому что здесь работают мои родители. Мама – актриса Наталья Данилова, папа – Андрей Данилов-старший. Когда был еще маленьким, в театре вышел спектакль «Питер Пэн», где мама летала, а я очень удивлялся, как это происходит, ведь в жизни она не умеет летать. Позже рассмотрел, что это делается на специальных подвесах и крюках.

Часто мальчишкой бегал в реквизиторский цех и гордился тем, что у меня есть все это богатство: мечи, пистолеты, шпаги и прочее, а другим детям приходится просить родителей это купить. Единственное, что мне нужно было, ничего не сломать. У меня были любимые мечи, причем настолько тяжелые, что я с трудом их поднимал. Вообще из детства часто всплывают моменты разных спектаклей, в особенности детских, которые я пересмотрел в огромном количестве.

Еще из детства помню, как мы с папой играли в видеоигры, были такие видеоприставки «Сега», и играли вдвоем, по-моему, в «Денди». И это было очень классно, самые теплые воспоминания остались. Когда у меня будут дети, я тоже буду с ними играть в игры. Еще я всегда любил и сейчас обожаю кататься на велосипеде, особенно летом. Сейчас думаю: как бы мне транспортировать с собой в Германию мой «велик», но если это будет дешевле, то куплю там.

8-6.jpg

– Вы чувствуете себя счастливым? Что для вас счастье?

– Для меня счастье – это музыка, это мое любимое дело, это моя жизнь, потому что без музыки я себя не мыслю. Я слушаю ее постоянно – или в наушниках, или, если не в них, она звучит в моей голове. Это может быть что угодно: тяжелый рок, которым я увлекся еще с седьмого класса, симфоник-метл, панк-рок, трэш-метл и т. д. Они различаются по более тяжелому звучанию, по текстам, по вокалу. Слушаю классику, много чего люблю слушать…

Вторая составляющая счастья – семья. Любовь – она всегда вдохновляет, будь то написание стихов, музыки, картин и многое другое. Когда мы приходим в театр и получаем роль, то есть партию персонажа, нужно найти в себе такие краски и эмоции, чтобы партия зазвучала органично, искренне, естественно. Для этого нужно вдохновение. И его нужно искать и в себе, и вовне, то есть отталкиваться от чего-то реального. Когда у тебя все ровненько в жизни, никаких всплесков, вспышек, эмоциональных выбросов, тогда ничего и не получится. Неоткуда черпать энергию. Должна быть или трагедия, или что-то такое вдохновляющее, чем творческий человек питает свое воображение.

Вот это две составляющие счастья: семья и творческая карьера. Но вся сложность, что совмещать их очень непросто. Солисты заключают контракты с разными театрами мира, и это опять разъезды. Конечно, хочется, чтобы личная жизнь и карьера шли в одном направлении, соединялись каким-то счастливым образом, чтобы была возможность быть с любимыми людьми и при этом развиваться.

8-3.jpg

– Как думаете, все сыгранные актером роли оставляют в нем след?

 – Думаю, да. Первой моей роль в Иркутском музыкальном театре был Иуда в спектакле «Иисус Христос – суперзвезда», хотя все, кто меня знал, говорили: «Какой ты Иуда, ты же Христос!». По внешним данным и по характеру. Иуда – он более резкий, взрывной. И сейчас я могу сказать, что во мне появились эти черты. Просто какое-то время осознаешь партию, вынашиваешь, читаешь о персонаже, готовишь эту роль, много размышляешь и находишь какие-то ее варианты. Например, в мюзикле Эндрю Ллойда Уэббера нельзя сказать, что Иуда – это отрицательный персонаж. Это скорее персонаж, на котором держится мюзикл, потому что без Иуды не было бы всей этой истории. В какой-то мере можно сказать, что именно он главный герой. Во-первых, из-за него все происходит, у него наибольшее количество номеров, и у него самая сложная партия. Потому что она вся – на разрыв, очень сложная по исполнению.

Иуда с самого начала настроен конструктивно. Смотрите: он был лучшим другом Иисуса, понимал, что линия поведения, которой Иисус придерживается, в которой проповедует, вызывает опасения у властей, гнев. И было понятно, что рано или поздно это плохо закончится. Власть имущие не любят, когда им мешают. Да, Иуда хотел отделаться, как говорится, малой кровью. Чтобы Иисуса схватили, пригрозили ему, ну, может, побили – и отпустили. Он бы присмирел и всё. Но вышло все более трагично. Иуда не думал, что его предательство повлечет за собой такие страшные последствия, и поэтому абсолютно ясно, почему он сходит с ума.

Одна из самых сложных сцен – это именно тот момент, когда Иуда понимает, что Иисуса ведут на казнь и причина этому – его, Иуды, предательство. Он сходит с ума и кончает жизнь самоубийством. В спектакле это невероятно сложно вокально передать как певцу, потому что я кричу, голос срываю и получаю все прочие вытекающие отсюда последствия. Но я люблю эту роль.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос, думаю, что не только роль, но и сам спектакль оставляет след в актере. «Иисус Христос…» – да, оставил. Этот спектакль у нас идет уже много сезонов. И с годами я начал понимать, что становлюсь где-то более терпеливым, спокойным, рассудительным. Во мне появились некоторые качества, которых прежде не было и которые я пытался найти в себе для исполнения роли Иуды.

То же самое спектакль «Сирано де Бержерак». Помню период, когда я учил партию герцога Риголетто, были моменты, периоды изучения этой партии, которые слегка меняют мышление, влияют, не отпускают. Чтобы прочувствовать, надо найти в себе эти моменты, эти характеристики. Иногда я приходил к родителям и, сам того не замечая, играл роль, на что они мне говорили: «Спокойно, сын, ты сейчас не персонаж, ты не на сцене…»

8-4.jpg

– Расскажите, где вы учились, что заканчивали?

– Школу искусств № 3 на Желябова, отделение фортепиано. Мама предлагала далее пойти в музыкальное училище, но я не захотел, сказал: «Хватит с меня этого фортепиано!». Я понимал, что я не Мацуев и не Артамонов. Хотя я несколько лет назад, когда оцифровывал и пересматривал старые кассеты, удивлялся, как это я, такой маленький шкет, все это играл! Я даже не понял, за что мне на выпускном не пятерку поставили, а четверку или пять с минусом, где там ошибка? Но опять же понимаю, когда есть с кем сравнивать, а я из выпуска с Константином Артамоновым, поэтому я понимаю, что ему я уступаю. У нас были разные педагоги, но учились в одно время.

 – А когда вокалом начали заниматься?

– Как я уже сказал, я пел всегда, и в детстве, и в юности, но, закончив школ искусств, пошел учиться в Лингвистический университет (ИГЛУ), потому что решил стать переводчиком. Языки мне давались легко. Сначала пошел на восточный факультет, первое высшее образование у меня – переводчик китайского и английского. А второе образование – преподаватель английского.

8-7.jpg

– Так, а когда же вокал?

– В юности, учась в университете, я играл в группе, которая называлась «Пустыня лир». Мой школьный друг, гитарист, пригласил в качестве вокалиста. Несколько лет мы концертировали по Иркутску и даже в 2008 году участвовали в фестивале «WеwillrockUniversity 2008», где я занял первое место как лучший вокалист. Приз мне вручала актриса музыкального театра Юлия Пихтина, с которой я сейчас работаю. Это очень забавно, потому что меня это вдохновило на продвижение в роке, на занятия классической музыкой, и впоследствии я оказался в музыкальном театре уже как его солист. Причем сначала, с 2011 года, я приходил в театр на разовые спектакли как приглашенный солист, и только в 2013-м, когда были гастроли в Ярославль, меня взяли в труппу.

С дипломом переводчика в том же году поступил в институт культуры и искусств при Сибирской академии права, экономики и управления (САПЭУ). Там было четыре направления – хореографическое, эстрадно-джазовое, академическое и художественное. Моим преподавателем там, причем второй раз, стала Марина Николаевна Токарская. Первый раз был в школе искусств, где она меня учила сольфеджио и музыкальной грамоте.

Там же, в САПЭУ, очень плотно общался с заслуженным артистом России Виктором Васильевичем Лесовым, который тоже был моим преподавателем, которому очень благодарен, он очень многому научил. В то время директором института культуры был заслуженный артист Вячеслав Владимирович Варлашов. Первоначально я пришел туда поступать на эстрадный вокал, но встретил в коридоре Вячеслава Владимировича, и он отговорил меня идти на эстрадный. Нечего, говорит, тебе там делать, ты и так уже все умеешь, иди к нам на академический вокал. И меня взяли сразу на второй курс, а потом и в музыкальный театр солистом. Так что в юности я мечтал стать всемирно известной рок-звездой, но затем переключился на оперу.

8-8.jpg

– Андрей, зачем люди ходят в театр?

 – Думаю, чтобы получить ощущение катарсиса, очищение через испытание эмоцией, через сопереживание с тем, что видишь на сцене. Такие спектакли, как «Сирано», очень важны, они заставляют задуматься. Я вот недавно смотрел запись спектакля «Граф Монте-Кристо» московской оперетты и ловил себя на мысли, что мне хочется плакать. В принципе я вообще человек чувствительный, но здесь другие ощущения. Здесь сопереживание с героем, чувство негодования против предательства, несправедливости. Или вот помните мультфильм «Король-Лев»? У меня всегда слезы на моменте, когда умирает Муфаса, когда находят друг друга Нала и Симба и в финале. И хоть я смотрел его еще ребенком и испытывал эти чувства, я до сих пор, пересматривая его, испытываю те же ощущения.

– Я слышала, вы стихи пишете, рисуете?

– Да, и крестиком вышивать умею. Шутка. Но насчет стихов и рисования все верно. Правда, рисую редко. Времени мало.

8-5.jpg

– С каким настроением уезжаете?

– Я люблю свой театр. Вчера стоял на сцене после «Юноны и Авось» на поклонах, отыграв роль в последний раз, и в какой-то момент ощутил слезы на глазах, еле удержался. Думаю, что тяжелее будет на последних спектаклях, которые я доигрываю в апреле. Тут уж за себя не ручаюсь… Это моя родная сцена. Я делал здесь первые шаги как актер, рос за кулисами… С этим театром связано много воспоминаний: первое выступление, первая опера, первые мюзиклы и даже первый поцелуй на сцене. Так что всё – здесь!

Огромная благодарность всем моим партнерам и очаровательным партнершам, всей нашей труппе, особенно Виктору Васильевичу Лесовому и его супруге, концертмейстеру Татьяне Павловне. Они научили меня правильно петь, дали мне ту необходимую базу, чтобы я рос, развивался и двигался дальше. Когда я приехал с фестиваля в Италии, потом из Швейцарии и пришел к Виктору Васильевичу позаниматься, он послушал и сказал: «О! Ты зазвучал по-другому! Очень хорошо зазвучал!» Я люблю свой театр, ко всем отношусь очень трепетно и уважительно, поэтому трудно было сделать выбор в пользу другой страны, однако опера – это то, чем я сейчас хочу заниматься.

Жаль, разумеется, оставлять любимые спектакли, коллектив, свой город! Надеюсь, что у нас получится совмещать графики, чтобы хоть раз в сезон я мог приезжать в Иркутск и выходить в паре спектаклей. Очень надеюсь на это.

8-2в.jpg

Беседовала Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото из архива Иркутского музыкального
театра имени Н.М. Загурского
и семейного архива Андрея Данилова.

На фото: «Опера – это то, чем я сейчас хочу
заниматься»;

Андрей Данилов в роли Алексея
Берестова и Анна Захаренкова (Лиза)
в мюзикле «Барышня-крестьянка»;

Камилл де Россильон в оперетте «Веселая вдова»
вместе с Людмилой Борисовой (Валенсьена);

Середина 90-х. Семилетний Андрей 
в школе искусств;

Кристиан в мюзикле «Сирано де Бержерак»
вместе со Светланой Щерботкиной (Роксана);

Сюрприз перед отъездом. Много раз
игравший Иуду в рок-опере
«Иисус Христос – суперзвезда»,
Андрей Данилов 17 апреля впервые
предстал в образе Христа;

В роли Иисуса Христа;

Роль Иуды – персонажа, по мнению
Андрея Данилова, неоднозначного,
сыграна мног раз;

Сильвио в музыкальной комедии
«Труффальдино из Бергамо»,
справа – Бригелла (Вячеслав Варлашов);

Капитан Грэй в мюзикле «Алые паруса»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии