Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Область получила бюджет-2019

27 ноября, 2018

Депутаты единогласно одобрили в первом чтении законопроект, внесенный губернатором

Очередная сессия Законодательного собрания Иркутской области состоялась 21 ноября. В рабочую повестку были включены 52 вопроса, в том числе самый важный для региона – об областном бюджете на 2019 год. Кроме того, губернатор Сергей Левченко внес на рассмотрение депутатов несколько важных социальных законопроектов.

Битва за подушевое финансирование

Сначала депутаты обсудили законопроект с рекордно-длинным названием: «О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях в Иркутской области, общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Иркутской области, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Иркутской области». Как пояснила председатель комитета по социально-культурному законодательству //Ирина Синцова// (фракция «Единая Россия»), в настоящее время в области применяется давно не менявшийся норматив 1500 рублей в год на одного школьника, хотя по всем расчетам он должен быть около 11 тыс. рублей.

Депутаты проконсультировались со специалистами и согласились с тем, что столь большая сумма нужна только для новых, впервые введенных в строй школ. Однако норматив будет увеличен: депутаты предлагают на одного школьника до двух тысяч рублей, а на одного детсадовца – до одной тысячи рублей уже в 2019 году, губернатор и правительство – 1750 и 750 рублей в 2019 году, а две тысячи и одну тысячу – в 2020 году.

На первый этап повышения по расчетам депутатов требуется дополнительно 127 млн рублей. Однако выяснилось, что губернатор предлагает увеличить расходы на образование на 130 млн рублей, из которых 97 млн уже заложены в бюджет, остальное глава области предлагает добавить в течение года при корректировках бюджета. Кроме того, для северных районов нужно будет рассчитать дополнительное финансирование.

1.jpg

– План повышения финансирования системы образования был разработан по поручению губернатора. Мы посмотрели саму систему формирования объемов финансирования для школ разных типов и обнаружили, что малокомплектные школы сильно отличаются от обычных. Поэтому было принято решение не только увеличить финансирование, но и разработать программу ремонта и модернизации школ. В следующем году эта работы будет продолжена. Мы просим депутатов принять наше предложение о поэтапном увеличении расходов на образование, с учетом нашей большой программы строительства и ремонта, – сказал первый заместитель губернатора – председатель областного правительства Руслан Болотов.

– Мы благодарим правительство за эту работу, но нужно учесть, что в следующем году заканчивается пятилетний срок эксплуатации учебников. У нас в большинстве школ области все учебники приходят в негодность, – ответила Ирина Синцова.

Представитель министерства образования опровергла эту информацию: ни одна школа не подавала в министерство какие-либо жалобы о нехватке учебников, более того – в некоторых школах есть запас. Выступление Ирины Синцовой показалось коллегам настолько путанным, что депутаты Антон Романов (фракция КПРФ) и Александр Ведерников («Единая Россия») вынуждены были задать несколько уточняющих вопросов – так на какую же сумму предлагает увеличить расходы профильный комитет, если губернатор уже предлагает увеличить финансирование? Председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова («Единая Россия») вынуждена была давать пространные пояснения о том, что вообще многие вопросы бюджета сейчас принимаются с неполным финансированием. Депутат Александр Битаров (депутатская группа «Гражданская платформа») призвал коллег не перегибать: бюджет большой и сложный документ, корректировки в него будут, но не стоит прямо сейчас, на стадии принятия в первом чтении разрушать хрупкий баланс, достигнутый трудом множества специалистов.

– Я твердо убежден в том, что поправки, в том числе и губернаторские 97 млн, сегодня внесены не совсем правильно. Пока все суммы в бюджете «бьют» до рубля, и не нужно вносить поправки в таком порядке, как мы сегодня делаем, – сказал Александр Битаров.

Депутат Сергей Бренюк (КПРФ) сравнил дискуссию вокруг норматива финансирования с историей закона «о детях войны»: когда губернатор предлагал этот закон, фракция «Единой России» долгое время ставила палки в колеса, но когда это потребовалось накануне выборов – не только проголосовала за принятие закона, но и за увеличение в два раза суммы выплат.

– Я за межфракционное соревнование, но я прекрасно помню, как депутаты от ЕР голосовали – сжав зубы и назло правительству, чтобы еще больше нагрузить бюджет. Они не хотели принимать разумное предложение, а потом вдруг полностью изменили свое мнение и создали дополнительные проблемы. Давайте не будем продолжать эту практику и поддержим предложение губернатора, – призвал Бренюк.

Эту же точку зрения поддержали депутаты Андрей Андреев и Антон Романов (оба – КПРФ), которые предложили вынести вопрос о поправке на отдельное голосование. Точки зрения разошлись настолько, что вскоре депутаты перешли на личные выпады: Антон Романов в чем-то обвинял Наталью Дикусарову, Наталья Дикусарова отвечала Романову фразой «вы исковеркали мои слова». Кончилось все тем, что председатель ЗС Сергей Сокол («Единая Россия») для начала объявил перерыв на 15 минут, а затем передал слово правовому управлению для разъяснений – как именно должны голосовать депутаты. Комментарий от правового управления не добавил ясности, напротив, все запуталось еще больше. Каждый участник дискуссии, в котором отметились и депутаты, и чиновники из правового управления, отстаивал свое мнение. Антон Романов заранее предупредил, что фракция КПРФ будет оспаривать решение, принятое без учета ее мнения:

– Если правовое управление так себя ведет и вводит депутатов в заблуждение, мы будем требовать заменить правовое управление.

Дискуссия шла уже не о том, повышать финансирование по схеме губернатора (поэтапно) или по схеме депутатов (сразу до максимальной суммы в 2019 году), а о том, можно ли исключить одну поправку из таблицы одобренных поправок. Прецедентов, как уточнило правовое управление, пока не было, но в Регламенте есть пункт, допускающий такую возможность. Именно поэтому Романов, Андреев и другие депутаты из фракции КПРФ, требовали убрать из таблицы одобренных поправок депутатский вариант, а из таблицы отклоненных – губернаторский. После долгих споров, полных скрытых намеков и откровенных взаимных обвинений, Сергей Сокол предложил соломоново решение – голосовать каждую поправку отдельно. Спорная одиннадцатая поправка (депутатская) не была принята большинством голосов.

Чувствуя, что дело идет к беспрецедентному событию – сессия полностью отвергла решение комитета, отклонив поправку депутатов и приняв поправку губернатора, отклоненную комитетом – Ирина Синцова предложила снять вопрос и доработать его в комитете. Сергей Сокол не принял это предложение: «Мы сегодня зашли слишком далеко, чтобы еще раз это все рассматривать». В итоге случилось именно то, чего боялась Синцова: большинством голосов сессия проголосовала против таблицы, а затем за губернаторскую поправку. Это означает, что подушевое финансирование школьного и дошкольного образования будет увеличено в два этапа – в 2019 году до 1750 рублей на школьника, в 2020 году – до двух тысяч рублей, что не нарушает права школьников и не создает избыточную нагрузку на бюджет.

Нагнать уходящий поезд

Над сессией явно сгущались тучи. Сергей Сокол сообщил депутатам, что он лично готов к повторению подвига, совершенного депутатами на первой сессии (затянувшейся до глубокой ночи), но делать это правилом работы ЗС не стоит. К этому моменту сессия безнадежно вышла из графика – депутаты отставали от собственных планов уже на два часа, а впереди еще значился бюджет на следующий год. Несмотря на все усилия депутатов, ускорить работу не удавалось: отказывала техника, задерживались докладчики – в итоге к обеденному перерыву сессия остановилась на вопросе номер 16, в то время как бюджет, который планировалось принять до обеда, стоял под номером 19.

После перерыва депутаты приняли поправки в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и бюджет ТФОМС на 2019–2021 год. Это было обязательное условие для рассмотрения главного вопроса – о бюджете области на 2019 год. Областной министр финансов Наталия Бояринова напомнила депутатам, что область имеет конкретные и весьма строгие обязательства по ограничению бюджетного дефицита, поэтому правительство работало в первую очередь над этой задачей, а во вторую – над увеличением расходов на ремонт социальных учреждений и оказание финансовой помощи муниципальным образованиям. Все эти задачи в предложенном проекте бюджета выполнены.

– Вчера на заседании комитета было высказано мнение, что правительство представило плохой бюджет. Хочу вам сказать: этот бюджет сформирован с учетом всех требований федерального законодательства и при условии выполнения всех социальных обязательств. Сокращение к 2021 году есть по многим пунктам, но это связано только с тем, что пока не распределены средства федерального бюджета. На днях в Москве состоялось решение о выделении Иркутской области 10 млрд рублей из федерального бюджета, эти средства будут учтены после того, как федеральный закон обретет силу закона окончательно, – сказала Наталия Бояринова.

Депутат Тимур Сагдеев («Единая Россия») поблагодарил правительство и губернатора за принятое решение об увеличении объемов завоза топлива в Тофаларию. Отвечая на вопросы депутатов, Наталия Бояринова пояснила, что в настоящее время в бюджете не заложены средства на дифференциацию заработной платы в образовании и здравоохранении, но из федерального бюджета на эту статью расходов область получит 2,2 млрд рублей. Средства будут заведены в бюджет при первой корректировке уже в марте, а зарплату в увеличенном размере врачи и учителя будут получать уже с 1 января 2019 года. Встреча губернатора Сергея Левченко с министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой, состоявшаяся 20 ноября в Москве, завершилась принятием решения: в феврале 2019 года бюджетная заявка области о строительстве поликлиники в Иркутске-II будет направлена в федеральное правительство и получит полную поддержку федерального Минздрава.

После содоклада председателя бюджетного комитета Натальи Дикусаровой, которая похвалила министерство финансов за проделанную работу и раскритиковала правительство в целом по отдельным пунктам, сессия единогласно проголосовала за принятие бюджета в первом чтении. Второе, постатейное, чтение состоится на следующей сессии 5 декабря.

Важное дополнение

В ходе правительственного часа «О предоставлении в Иркутской области мер социальной поддержки семьям, имеющим детей» между докладчиком – министром социального развития, опеки и попечительства Владимиром Родионовым – и депутатами возник спор: больше стали кормить детей бесплатными обедами или меньше? Министр пояснил: в 2016 году бесплатное питание получали около 115 тыс. детей, в 2017 году ввели принцип адресной помощи (ее получают только нуждающиеся), и число таких детей сократилось до 68 тыс., но в 2018 году снова отмечен рост – до 83 тыс.

– В 2017 году на эту статью было израсходовано 300 млн рублей, в 2018 году – уже более 600 млн. К сожалению, мы отмечаем и рост цен со стороны поставщиков, и ухудшение качества продуктов. Тут нам нужна помощь депутатов в плане усиления контроля, – отметил Владимир Родионов.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести».

На фото: С коммунистическим приветом!
Депутаты Антон Романов и Илья Сумароков
перед началом сессии

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии