Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Иркутск в стиле ретро. Выпуск № 11 (46). В.Б. Мазур. Маршруты жизни

20 марта, 2017

Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов

Продолжаем знакомиться с книгой геолога Владимира Борисовича Мазура, жившего в Доме специалистов. В 1950 году он поступил в университет, и вот какие воспоминания были у него связаны с этим периодом.

«Теперь уже можно было разобраться, что собой представлял наш «дом специалистов». А он действительно насыщен был учеными не только иркутского масштаба, но и масштаба всей страны. Естественно, в первую очередь мне бы хотелось отметить семью Хаим-Бер Гершоновича Ходоса, профессора Ходоса, очень знаменитого человека не только в Иркутске, но и в Союзе. У него был написан, как говорили все медики, выдающийся учебник по нервным болезням. По нему вся страна училась.

Hodos.jpg

Профессор Ходос — крупный ученый, известный далеко за пределами нашей страны, старейшина отечественной невропатологии, высококвалифицированный врач, с любовью и большим вниманием относившийся к больным, прирожденный педагог высшей школы, активный общественник. Когда в 1935 году Хаим-Бер Гершонович защитил докторскую диссертацию, ему предлагали переехать в Ленинград, Москву, но он остался верен родному краю, институту. Иркутяне отблагодарили его за это, назвав его первым почетным гражданином города Иркутска. Ходос — автор более 160 научных работ, в том числе 12 монографий.


Ну а мы по-соседски сначала с детьми познакомились, со старшей дочерью профессора, Диной Ходос, она чуть старше меня была. У них был круг своих знакомых, чуть постарше. Однако произошла нивелировка возраста — ведь мы все вращались в студенческой семье. С Диной Ходос и ее семьей у нас на всю жизнь сохранились очень добрые, дружеские отношения. Я относился к семье профессора, к Дине, а потом и ее сестре Мире с очень большим уважением. Видел, что это очень умные люди и с ними можно было обменяться мнениями не только на спортивную тему, но и на темы искусства, театральные, узнать новости с художественных выставок и так далее. Я даже немножко набирался от них в плане культурных приобретений для своего развития.

Особенно добрые отношения установились у меня с Верой Павловной, женой профессора Ходоса. Я по-юношески, по-мальчишески мог помочь — гвоздь забить, передвинуть мебель. Поскольку профессор жил в квартире над нами, то в любое время можно было к ним подняться и чем-то помочь, а Вера Павловна, конечно, всегда студентика подкармливала. Это тоже был плюс, чисто студенческий. Исключительно теплые отношения были с этой семьей. И о профессоре Ходосе можно много говорить, он этого заслуживает.

Профессор Ходос — крупный ученый, известный далеко за пределами нашей страны, старейшина отечественной невропатологии, высококвалифицированный врач, с любовью и большим вниманием относившийся к больным, прирожденный педагог высшей школы, активный общественник. Когда в 1935 году Хаим-Бер Гершонович защитил докторскую диссертацию, ему предлагали переехать в Ленинград, Москву, но он остался верен родному краю, институту. Иркутяне отблагодарили его за это, назвав его первым почетным гражданином города Иркутска. Ходос — автор более 160 научных работ, в том числе 12 монографий.

Он всегда жизнерадостен, увлечен работой. И когда спрашивают профессора, чем он лечится, чтобы не стареть, у него один ответ: «Ничем не лечусь, просто я люблю работу, много работаю и постоянно учусь». Как-то профессора спросили: «Скажите, пожалуйста, как Вам удалось добиться такой популярности, такого авторитета и уважения?» И профессор ответил: «Возможно, что всего этого мне удалось добиться главным образом потому, что я никогда этого не добивался». Вот в этом весь Хаим-Бер Гершонович.

Чудесная обстановка у них в семье была. Очень дружеская — снивелировалась грань между детьми и родителями. Все вместе они решали общие задачи. Вера Павловна взяла на себя ведение домашних забот. Я думаю, в том, чего удавалось добиваться профессору Ходосу, огромная заслуга Веры Павловны, его жены. Я, еще будучи, так сказать, несмышленышем по части крайней занятости людей такой категории, как Хаим-Бер Гершонович, как-то пришел к нему с просьбой. У меня была знакомая девушка на филфаке, и надо было сделать перевод с латинского на русский. А он знал очень много иностранных языков. Тут я совершенно бестактно обратился с этой просьбой к Хаим-Бер Гершоновичу. Он, естественно, не знал, что это делается для девушки, думал, что это мне. «Ну что, Володя, давайте я посмотрю».

Он, кстати сказать, всегда на «вы» обращался, несмотря на то, что я почти мальчишкой был, 18—19-летним. Я к ним как-то пришел, он говорит: «Все, Володя, я вам сделал перевод». Сделал перевод и внизу очень остроумно написал так: «Перевод схвачен весьма условно и приблизительно, а что вы за него схватите, я вам ответить не могу. С уважением, профессор Ходос».

Даже к студенту, так сказать, без образования еще пока, проявилось его очень доброе, хорошее отношение. В беседах со мной ему просто хотелось немножко отвлечься от своих медицинских тем и узнать, что такое иркутская геология, как другие студенты работают, учатся, живут. Мы с ним очень много говорили, и я много мудрых советов и просто выводов для себя сделал от общения с ним, которые, в общем-то, мне в жизни помогали и учиться, и работать. Сдержанность, корректность, исключительная доброжелательность — все это было связано с семьей Ходос. Ну а с Диной и Мирой у нас сохранились на долгие годы добрые отношения. С Диной они были более близкими, потому что и по возрасту мы с ней подходили.

А затем, когда она вышла замуж и появились дети, познакомились уже семьями. И эта юношеская дружба пронесена через всю нашу жизнь. Я благодарен судьбе, что встретил хорошую семью и в этой семье нашел понимание и дружбу».

Ждем ваших откликов и предложений.

Связаться с ведущим рубрики можно каждую субботу
по телефону (3952) 209-604 с 18 до 20 часов.
E-mail: chessns2016@yandex.ru.
 Или каждый понедельник, вторник, среду
по телефону (3952) 208-651 с 11 до 16 часов.

На фото: Профессор Ходос

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии