Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

О проклятых и об убитых

09 августа, 2013

 

1 августа в Иркутске прошел круглый стол «Убийцы за рулем: почему виновники страшных ДТП уходят от наказания?» Тремя днями ранее количество жертв трагического ДТП в Листвянке, произошедшего 6 июля, возросло до трех: 27 июля в Ивано-Матренинской детской больнице скончался 9-летний Ярослав Баранов. За его жизнь врачи безуспешно боролись три недели, но травмы оказались слишком тяжелыми.

 

«Раз выкрутился — значит, не убийца»

Во встрече приняли участие не только родственники пострадавшей 6 июля семьи Барановых. Ведь эта трагедия — очередная. Следствие только началось, но к чему оно придет? Других пришедших на круглый стол людей, судьба которых переломилась после дорожно-транспортных происшествий, объединяет одно: они вынуждены жить не только с горечью утраты близких, потеряв здоровье и семейное счастье, но и с осознанием фактической безнаказанности виновников своего горя.

Также ответы на вопросы, которые сегодня волнуют всех, 1 августа искали юристы, представители ГИБДД, журналисты. Примечательно, что на встрече не было не только адвокатов обвиняемой стороны, а тем более самих виновников июльского ДТП, но и представителей следствия.

Единственное мнение с «той стороны», которое услышали собравшиеся, получили посредством телефонной связи. Господин Ожогин, адвокат Екатерины Коверзневой, сидевшей 6 июля за рулем убившего троих и покалечившего одного человека «Лексуса», на вопросы отвечал уклончиво. Юристы, коллеги Ожогина, безуспешно пытались добиться от него живых человеческих эмоций по поводу однозначности вины любого пьяного водителя и обязательности помещения его под стражу (а содержание алкоголя в крови Коверзневой в момент ДТП доказано). «Если суд установит факт преступления, то он вправе назначать наказание», — изрек Ожогин. Вспомнился  циничный принцип «Ну, убил. Но раз выкрутился — значит, не убийца»…

 

А подсудимые кто?

Также в своих ответах господин Ожогин упомянул, что суд, принимая решение, «учитывает личность» обвиняемого. По данным заместителя начальника отдела организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД Иркутской области Сергея Ковалева, за шесть месяцев 2013 года по вине нетрезвых водителей в регионе  произошло 75 ДТП, в которых погибли 23 человека, 90 ранены (за такой же прошлогодний период погибли 26 человек, 147 ранены). И как раз «учет личности» виновных при вынесении судебного решения вызывает вопросы. Убийцами за рулем становятся люди самых разных социальных статусов. Но где перебравший самогона тракторист за нарушение ПДД в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц (УК, статья 264, ч.6), получит по максимуму — девять лет, там «сильный мира сего» или его родственник, скорее всего, отделается условным сроком. В судебной практике суммы возмещения морального ущерба — в похожих делах! — варьируются аж от 10 тысяч до 1 млн рублей.

Как считает юрист Тимофей Шишов, «отвратительное» качество российской судебной системы определяется безответственностью судей. Не выполняется такое важнейшее — и применяемое в большинстве цивилизованных стран — условие, как сравнительная одинаковость наказаний при сравнительной одинаковости преступлений. «Судебная практика по ДТП в России очень разнообразная. Разные решения судьи — о признании или непризнании вины — могут быть одинаково законными», — согласен с коллегой Виктор Григоров, адвокат семьи Пятковых, пострадавшей стороны в нашумевшем «деле Шавенковой». Хоть какой-то шанс на справедливость, считает Шишов, дает контроль со стороны общественности. Виктор Григоров добавил, что нужно предавать гласности имена и должности виновных. В связи с этим юристы призвали еще одного присутствовавшего адвоката, Сергея Рженева, назвать имя ответчицы по делу о ДТП, в котором пострадала его клиентка Ольга Катышевцева (ответчица на момент ДТП была помощником прокурора, но стала прокурором во время следствия). Катышевцеву 8 октября 2011 года сбила машина и скрылась с места преступления. Номер успели записать. Девушка осталась жива, но получила множественные травмы. Дело до сих пор не поступило в суд. В качестве меры пресечения была избрана подписка о невыезде (по ходатайству следователя), но ее отменил областной суд. Несколько поколебавшись, Сергей Рженев назвал имя сотрудницы прокуратуры, которой принадлежит автомобиль: «Варвара Петровна Дудина».

 

Пьяная и без прав

Последнее ДТП с «высокопоставленной» виновницей ДТП в Листвянке тоже позволяет опасаться несоответствия преступления и наказания.  Коверзнева провела лишь сутки в спецприемнике. Ходатайств от следствия об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в суд не поступало: «Подозреваемая тесно сотрудничает со следствием», она «предоставила справку о серьезном заболевании, которое не позволяет поместить ее под арест».

При этом мы имеем дело с более тяжким преступлением, чем в деле Анны Шавенковой. Директор компании «Инвест-Девелопмент» 42-летняя Екатерина Коверзнева села за руль пьяной да еще и с два года как просроченными правами. С такими-то обстоятельствами преступления, по словам ее адвоката, Коверзнева всего лишь «чувствует свою вину как участник ДТП, в котором погибли люди». За период 2004—2011 годы ее восемь раз штрафовали за превышение скорости, в том числе во дворах домов, а также за неправильный обгон, игнорирование знака «Уступи дорогу» и нарушение правил перевозки детей.

6 июля на набережной в Листвянке Коверзнева не справилась с управлением, выехала на встречную, снесла ограждение и сбила семью из четырех человек — двух женщин, мужчину и девятилетнего мальчика (семья машиниста поезда Евгения Баранова, приехавшая из Железногорска-Илимского, гуляла вдоль Байкала). По словам свидетелей и картине ДТП, иномарка летела со скоростью более 100 км/ч. Женщин отбросило на 10—15 метров, и они упали в воду. Елену, маму мальчика, вытащили в агонии, она вскоре умерла, а его бабушка погибла, видимо, еще в момент удара. Как рассказала их родственница, Оксана Баронова, «водитель сначала вышла из машины и подошла к мальчику, но когда стали собираться люди, отошла в сторону». Коверзнева вышла на связь с родственниками пострадавших только через три недели, как нарочно в день смерти ребенка. Предлагала помощь, говоря еще о двух жертвах. Узнав о смерти Ярослава, замолчала. 31-го вновь позвонила, просила о встрече с главой семьи, как-то неадекватно представляя ситуацию: «Пусть он хоть меня стукнет» (а Евгений лежит с переломанными ногами, только что похоронил еще и сына). Во встрече Коверзневой отказали, предложенные деньги не взяли.

Адвокат потерпевшей стороны Владимир Алексеев сообщил: «Начальник следственного отдела пообещал, что дело доведут до конца и с обвинительным заключением направят в суд». Но пока «с нами не встретился следователь, ссылаясь на некую тайну следствия». Получается, у стороны обвинения какие-то тайны от потерпевших?

 

Печальный «рекорд»

На круглом столе кто-то попытался обозначить закономерности: все рассмотренные случаи связаны с женщинами, причем имеющими особый статус. «Странности» начинаются на этапе передачи дела в суд. Но, во-первых, из указанных выше 75 «пьяных» ДТП с пострадавшими (за первое полугодие 2013-го) только в двух случаях виновницами были женщины. Во-вторых, «странности» иногда начинают появляться уже на этапе предварительного следствия. В-третьих, кого-то «отмазать» или просто сдать дело в архив пытаются не только при явных признаках высокого социального положения виновного. Это подтверждает рассказ юриста Александра Дубровина и его клиента Анатолия Прохорова, сын которого погиб 30 мая 2009 года. Как считает отец, автомобиль Александра Прохорова в районе садоводства «Политехник» столкнулся с автомобилем ГАЗ 330210, когда тот неожиданно стал сдавать назад и выехал на проезжую часть. Водитель грузовика Игнатьев покинул автомобиль и убежал. Игнатьева не отправили на медицинское освидетельствование, так как, с его же слов, он не был в автомобиле в момент ДТП. Его и опросили-то лишь на второй день. Автомобили участников ДТП на автотехническую экспертизу не направлялись. Трассологическая экспертиза не проводилась.

Куда только не обращался отец погибшего парня! Девять раз отменялись постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, и это — рекорд. Возбуждения дела добились через три года после ДТП, следствие идет лишь семь месяцев. На определенном этапе к делу была приобщена справка о наличии алкоголя в крови погибшего, хотя при исследовании тела после ДТП алкоголь обнаружен не был (более того, есть экспертное заключение врачей о фальсификации указанной справки). Отцу Александра пришлось даже услышать, что его сын — «алкоголик и наркоман, который покончил жизнь самоубийством»… Александр Прохоров, студент факультета строительства и городского хозяйства ИрГТУ, с детства увлекался хоккеем, уже в 14 лет стал бронзовым призером России среди юниоров. Входил в основной состав региональной команды «Байкал-Энергия-2». Трагедия произошла накануне ответственных соревнований…

«Доведете ли вы дело до суда — это уже следующая история. Ведь у нас нарушения начались уже с составления протокола осмотра», — отметил Дубровин. Юрист, кроме того, отметил, что следственный комитет — это «государство в государстве». «Мало того что там часто работают люди недостаточно профессиональные. Главное, пользуясь несовершенством в законодательстве, они используют телефонное право и административные рычаги». По мнению Дубровина, надо создавать общественную организацию, которая могла бы «проникнуть» в следственный отдел и как-то влиять на его работу.

 

Что-то надо делать. Но что?

В заключение участники высказали и другие предложения, как обеспечить ответственность всех без исключения участников дорожного движения и тем самым способствовать безопасности. В частности, нужно изменить формулировку в законе о «неумышленном вреде»: пьяный, который сел за руль, идет на умышленное преступление. Кроме того, участники круглого стола считают, что нужно возвращать балльную систему — за каждое нарушение начислять баллы водителям и при накоплении «критической массы» лишать их прав. Необходимо также ввести ответственность для владельцев транспортных средств, которые дают поездить другим на своих машинах. И главное, водители автомобилей, по доказанной вине которых погибли люди, должны получать по решению суда реальные сроки заключения.

Родственники погибших и выжившие пострадавшие настроены вовсе не кровожадно. Они хотят хотя бы адекватного наказания, которое предусматривает имеющийся закон. Ход следствия и уже вынесенные судебные решения по «громким делам» не устраивают потерпевших.

С 1 сентября ужесточаются меры ответственности для водителей-нарушителей, в частности, вводятся двойные санкции — одновременно лишение прав и штраф. Но что-то подсказывает, что шаги нужны более кардинальные. С начала 2013 года сотрудники ГИБДД Иркутской области задержали 7487 нетрезвых водителей и еще 1900 отказавшихся от медосвидетельствования. И это лишь часть армии нарушителей, фактически ведущей гражданскую войну против своих земляков. В этой войне только пьяные ежедневно убивают на российских дорогах пять человек, в числе которых дети. Соразмерны их преступлениям часто только проклятия близких жертв, а не наказания.

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области.

На фото: 6 июля 2013 года. ДТП в Листвянке,
жертвами которого стали три человека

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии