Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Роман Энгельгардт: Никому не нужно, чтобы появились новые обманутые дольщики

05 Февраля, 2019


4-2.jpg

Благодаря совместной работе правительства Иркутской области, Союза строителей и объединений граждан, количество проблемных объектов жилищного строительства в регионе сократилось более чем в три раза – с 30 в 2015 году до 9 на начало 2019 года. Ни одного нового объекта и ни одного нового обманутого дольщика за это время в Иркутской области не прибавилось.

Как рассказал заместитель министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Роман Энгельгардт, курирующий тему обманутых дольщиков, в 2018 году было завершено строительство и ввод в эксплуатацию трех объектов. Это позволило восстановить права 443 дольщиков. В мае 2018 года, выступая на одном из мероприятий «Байкальской строительной недели», Роман Энгельгардт сообщил, что в 2017 году из дорожной карты были исключены три объекта и были восстановлены права 147 семей.

В планах министерства на 2019 год – четыре объекта (на улицах Дыбовского и Пискунова) и восстановление прав примерно 290 дольщиков из тех 623, что еще значатся в дорожной карте. Все проблемные объекты находятся в Иркутске, в других населенных пункта области ни одного подобного объекта на сегодня нет.

Главная цель министерства – к 2020 году ликвидировать список проблемных объектов и вывести Иркутскую область из списка регионов, где существует проблема обманутых дольщиков. По состоянию на июль 2018 года в Российской Федерации было всего 17 таких регионов (из 85), последней в список беспроблемных пробилась Тюменская область. Всего на конец второго квартала 2018 года в федеральном реестре обманутых дольщиков числилось более 34 тыс. граждан, по данным министра строительства РФ Владимира Якушева, в стране было зарегистрировано 880 замороженных новостроек. К концу года эти цифры выросли: 896 остановленных объектов и более 37,5 тыс. обманутых дольщиков. В начале 2019 года замминистра строительства и ЖКХ Никита Стасишин заявил о наличии 98,57 тыс. просроченных договоров долевого участия.

– Не скрою, есть строительные организации, которым бывает трудно завершить строительство в силу каких-то причин. Мы помогаем, находим инвесторов, находим финансирование или подключаем какие-то другие ресурсы, но с 2015 года ни одного нового долгостроя и ни одного нового обманутого дольщика в наших списках не появилось, – отметил Роман Энгельгардт. – Мы за последние три года восстановили права более чем тысячи человек, причем некоторые из них оказались в этом списке еще в 2006 году.

Все проблемные объекты заместитель министра разделил на три крупные категории. Первые – те, что встали на стадии котлована. Для таких объектов находят компании, которые достраивают объекты и получают за это компенсационные земельные участки для дальнейшей застройки. В ряде случаев обманутым дольщикам не приходится даже ждать возведения дома на первом участке, потому что застройщик предлагает им квартиры в собственных домах, построенных ранее. Иногда вместо проблемного здания можно построить другое – более интересное для застройщика. Таких объектов в списке минстроя осталось всего два.

– Один застройщик думает, что он на конкретном участке введет 50 тыс. квадратных метров и… проваливается. А другой застройщик понимает, что он со своими готовыми проектами на таком же участке построит 70 тыс «квадратов». Так что многим это интересно, и они готовы участвовать в таких конкурсах и таких проектах, – пояснил заместитель министра.

Вторая категория сложнее: это дома, которые были построены и даже заселены, но строители не озаботились своевременными проверками и нарушили установленную законом процедуру ввода в эксплуатацию. Служба строительного надзора должна проверять жилые дома на всех этапах строительства, но застройщик должен в надлежащем порядке пригласить службу на объект. Бывают отступления от проекта, бывают и другие нарушения, с которыми приходится разбираться общими усилиями – правительству, Службе госстройнадзора (которая выступает от лица дольщиков и защищает их права вплоть до судебных разбирательств) и застройщику.

– Здесь нужна наша юридическая помощь гражданам, которые объединены в ТСЖ или ЖСК, – прокомментировал Роман Энгельгардт.

4-1.jpg

Третья категория объектов – это дома, по которым юридическая ситуация по каким-то причинам еще более запутанная, чем во второй, а строительство находится уже в более высокой стадии готовности. Ни бросить объект, ни достроить его своими силами застройщик не может, тогда за него берется Иркутское региональное жилищное агентство, которое даже не извлекает в этом случае прибыли. В 2018 году именно ИРЖА на три месяца раньше срока (в третьем квартале вместо конца года) достроило и ввело последние блок-секции жилого комплекса «Порт-Артур», что позволило восстановить права 199 дольщиков.

– Инвестиционной привлекательности тут нет, наш региональный застройщик вкладывается надолго и надеется когда-то в будущем отбить эти средства, – пояснил Роман Энгельгардт.

При всей сложности ситуаций, при длительных сроках строительства и ввода жилья ситуация в Иркутской области тем не менее улучшается. В течение 2018 года федеральное министерство строительства и ЖКХ еженедельно проводило совещания по проблеме обманутых дольщиков, и ряд сибирских регионов упоминали как не справившиеся с поставленными задачами. Иркутскую область называли в числе тех, кто движется в правильном направлении, ведь две главные задачи – сокращать количество остановленных объектов и восстанавливать права граждан – в регионе решаются.

– Мы один из тех регионов, где используют собственного застройщика. Никакой инвестор не пойдет в эти «авгиевы конюшни», а ИРЖА идет и делает. Ближайшие наши соседи, Красноярский край и Бурятия, каждый квартал в реестр кого-то добавляют, а мы – нет, – отметил Роман Энгельгардт. – При новой схеме работы рынка средства дольщиков идут в банки, и те уже могут застраховать свои риски. С 1 июля 2019 года прямое привлечение средств дольщиков строителями запрещено. Мы живем в условиях самых больших перемен с 2004 года, с момента принятия Федерального закона 214-ФЗ о долевом строительстве. Разрешат только тем компаниям, которые будут соответствовать критериям, разработкой которых сейчас занимается Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Тем, кто уже начал строительство, но чувствует, что не может его завершить, будет предложен некий небанковский продукт, который позволит стройку завершить.

Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области видит свою задачу в том, чтобы поддержать строительные организации в трудное для них время и создать условия для работы. Специалисты министерства следят за каждой стройкой («Вплоть до того, что фотографируем регулярно каждый дом», – пояснил заместитель министра) и сразу могут заметить любое отставание от графика. Если появляются проблемы, строителю помогут с сетями, материалами, инвесторами и любыми другими вопросами. Главная задача министерства и правительства области в целом – закрыть областной реестр обманутых дольщиков в 2020 году.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Дмитрия Cвищева и exporeality.ru

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии