Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

К работе – приступить

05 Февраля, 2019

Впервые в истории Законодательного собрания Иркутской области первая в наступившем году сессия состоялась в январе – в среду, 30-го, депутаты собрались, чтобы обсудить 27 вопросов, в том числе о назначении мировых судей и шесть постановлений о награждении почетными грамотами ЗС.

Все хорошо, но положение поправим

Депутаты приняли внесенный прокуратурой Иркутской области законопроект «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области». Прокуратура отметила, что правительство региона не входит в очень узкий список субъектов, которые имеют право проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов, с чем депутаты не могли не согласиться. В закон «О наградах Иркутской области и почетных званиях Иркутской области» внесена правка, увеличивающая размер ежемесячной выплаты почетным гражданам региона с 14 до 20 тыс. рублей – эта сумма не менялась много лет с момента установления. Сейчас в регионе проживают 75 обладателей звания «Почетный гражданин Иркутской области».

Закон «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области» пришлось править из-за того, что на протяжении целого года в регионе заинтересованные стороны не могут согласовать общую кандидатуру на этот пост. Чтобы аппарат уполномоченного мог работать и хоть как-то решать проблемы предпринимателей, было внесено предложение: наделить правом утверждения сметы руководителя аппарата уполномоченного. Профильный комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении согласился с этим предложением, сессия проголосовала за принятие закона.

Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Иркутской области» представил исполняющий обязанности руководителя областной службы охраны памятников Андрей Фоменко. Областное законодательство приведено в соответствие с федеральным – и теперь к полномочиям областного правительства относится определение охранных зон памятников культуры и других объектов. Поправки в закон «О градостроительной деятельности в Иркутской области» уточняют список объектов, которые отражаются на градостроительных планах муниципальных органов власти, – теперь на таких схемах будут указываться объекты регионального и межмуниципального значения.

По инициативе губернатора Иркутской области депутаты рассмотрели поправки в закон «О ежемесячной денежной выплате в Иркутской области семьям в случае рождения, усыновления (удочерения) третьего или последующих детей». Эту выплату (на юге области более 9 тыс. рублей в месяц, на севере – более 13 тыс.) получали семьи, в которых уровень дохода ниже прожиточного минимума. Срок действия закона истек 31 декабря 2018 года. В связи с тем что область была включена в список регионов, которые получат федеральную субсидию (549 млн рублей), действие закона предлагалось продлить до 31 декабря 2019 года.  Несмотря на некоторые сомнения и возражения членов комитета по здравоохранению, сессия приняла и корректировки в закон «Об отдельных вопросах осуществления деятельности по опеке и попечительству в Иркутской области», представленный министром социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимиром Родионовым.

Сессия утвердила проект постановления «Об утверждении персонального состава Общественного совета при Законодательном собрании Иркутской области», разработанного комитетом по законодательству о государственном строительстве. В состав совета могут войти представители общественных объединений, но не члены политических партий. В частности, совет вошли представители Иркутской областной общественной организации «Солдатские матери Прибайкалья», Иркутского регионального отделения общероссийской общественной организации «Дети войны», «Союза пенсионеров России» и т. д. Депутат Антон Романов (фракция КПРФ) в своем выступлении по поводу этого решения заявил, что положение о совете формировалось очень давно и за прошедшие годы стоящие перед обществом задачи изменились:

– В нашем совете две организации ветеранов Афганистана, но нет представителей территориального общественного самоуправления, нет членов экологических организаций, нет правозащитных организаций. По этому поводу предложение: пересмотреть положение и расширить совет. Ввести в него представителей тех организаций, о которых я говорил, и повысить эффективность его работы.

Члены комитета по госстроительству поддержали Романова: в реестре областных организаций 96 названий, а на 15 мест было подано всего 22 заявки. Более того, в первый список кандидатов был включен действующий депутат одной из местных дум, что запрещено положением о совете, и депутатам пришлось проделать «работу над ошибками». Председатель ЗС Сергей Сокол поблагодарил депутатов за проделанную работу и пригласил всех принять участие в обсуждении поправок в положение о совете.

5-1.jpg

Муниципальный транспорт: долгая песня о главном

После небольшого перерыва депутаты продолжили сессию муниципальным часом «Проблемы и перспективы организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам». В Братском районе, например, 1723 км различных дорог, 51 населенный пункт (некоторые находятся на расстоянии до 250 км от районного центра) и 54 тыс. жителей. При этом муниципального транспорта нет, а 23 частных перевозчика работают фактически в убыток. Попытка районных властей организовать очередной маршрут ни к чему не привела: трижды объявляли конкурс, и трижды ни одна организация, имеющая лицензию, на это предложение не откликнулась. Докладчик – председатель думы Братского района Владимир Ковалев – напомнил депутатам ЗС, что вопрос о муниципальных перевозках рассматривал областной парламент предыдущего созыва, но ситуация не изменилась.

Ангарский городской округ, как рассказал заместитель председателя местной думы Артем Детышев, находится в намного более благополучном положении: его площадь меньше, а расположение удобнее, чем у Братского района. На территории работают 26 маршрутов муниципального предприятия, а также городской трамвай, они суммарно перевезли в 2018 году более 26 млн пассажиров. Благодаря улучшению качества дорожной сети и росту количества личных автомашин, пассажиров становится меньше. Властям Ангарска не требуется, как в Братском районе, решать проблемы с переправами через реки (причем в таких местах, где нельзя построить мосты), но хочется получить из регионального бюджета субсидии на приобретение новых автобусов и трамваев.

Депутат ЗС Евгений Сарсенбаев (избран от Ангарска, фракция КПРФ) отметил, что, по его оценке, городские власти делают все возможное для ликвидации в Ангарске трамвая. Это происходит в интересах собственника городских автобусных компаний. Действительно, в последние годы в Ангарске закрыты несколько маршрутов трамваев, которые ходили в самые отдаленные районы города.

Это же мнение, как выяснилось, разделяют представители компаний-перевозчиков из Ангарска, которые рассказали депутатам ЗС о положении дел в городе: если несколько лет назад было пять крупных перевозчиков, теперь остался по факту один. Председатель ЗС Сергей Сокол попросил представителя думы АМО провести в городе дополнительное депутатское разбирательство – что происходит с городским транспортом и как навести порядок. Ситуация, видимо, действительно непростая, потому что депутат Сергей Бренюк (фракция КПРФ, тоже ангарчанин) оценил ее как «сознательное разрушение городского трамвая».

В защиту Артема Детышева выступила заместитель председателя ЗС Наталья Дикусарова (фракция ЕР), которая заявила, что «даже Иркутск не справляется с проблемами трамваев». Сергей Сокол согласился с тем, что «трамвай вряд ли можно назвать транспортом будущего», а депутаты должны не столько «устраивать порку мэру», сколько смотреть вперед.

В рамках муниципального часа депутаты выслушали сообщение о положении дел в Киренске (в городе, разделенном рекой, периодически прерывается сообщение между берегами, да и авиатранспорт стоит слишком дорого), Усть-Илимске и Мамско-Чуйском районе (в районе есть трудности с доставкой продуктов питания и других товаров первой необходимости). Проблемы у всех одни: паромные переправы (как правило, частные, с коммерческими нерегулируемыми ценами на перевозки), очень дорогая авиация и убыточный местный транспорт. Продукты при длительной перевозке портятся, возникают проблемы у больных, которые не успевают к месту лечения, и студентов, опаздывающих на занятия.

Представители областного правительства отметили, что министерство транспорта старается совершенствовать систему межмуниципальных маршрутов. Так, в 2018 году были открыты несколько новых направлений и изменены несколько десятков старых. Работа паромов не относится к ведению правительства Иркутской области, поскольку область по законам отвечает только за перевозку пассажиров, а не за перевозку грузов. Кроме того, по ряду переправ было принято решение о передаче их в собственность муниципальных образований, и действительно такие документы были оформлены. В ряде районов для переправы используются суда, которые были построены для перевозок не поперек, а вдоль реки, – правительство области не имеет права субсидировать такой паром. Дополнительные сложности создает сама природа: зимой-2018/19  во многих местах стоит довольно теплая погода, что не позволяет открыть ледовые переправы.

Депутат Сергей Бренюк попросил рассказать не о проблемах, а о достижениях – где в области удалось изменить ситуацию к лучшему. Выяснилось, что в Киренске в марте будет открыто три переправы на паромах, в Братском районе все поставленные местными властями вопросы были решены в 2018 году. Министр транспорта Артур Сулейменов напомнил, что тема муниципального часа – муниципальные маршруты, а правительство области не имеет ни прав, ни полномочий для вмешательства в работу муниципального транспорта.

Наталья Дикусарова согласилась с этим высказыванием и признала, что у депутатов, правительства и местных властей нет никакого понимания о том, как работать с муниципальными перевозчиками. Перевозчики из Тайшета обращаются к депутату с требованиями согласовать размер компенсаций за перевозку льготных категорий пассажиров. Представители правительства не без удивления ответили: перевозчики из Ангарска, Иркутска и других городов давно приехали в министерство социального развития и заключили соответствующие договоры, перевозчикам Тайшета нужно сделать то же самое – вот и все.  

Антон Романов в своем выступлении высказал мнение, что правительство области будет выслушивать запросы и пожелания муниципальных образований до тех пор, пока будет работать действующее бюджетное законодательство:

– Правительство области не имеет права решать за муниципальные власти их проблемы. Я предлагаю подумать о создании областного унитарного предприятия, которое возьмет на себя вопросы пассажирских перевозок по всей области – и межмуниципальных, и муниципальных, – подвел итог Антон Романов.

Профильный комитет по собственности и экономической политике предложил правительству список мер, которые, по мнению депутатов, помогли бы решить проблемы граждан в отдаленных районах, муниципальных властей и перевозчиков, вынужденных принимать убыточные маршруты для сохранения транспортного сообщения населенных пунктов с районными и областным центрами. Однако выяснилось, что правовое управление не согласно с одной из частей проекта постановления, поэтому на голосование поставили только первую часть – разработать областную целевую программу по развитию муниципального транспорта и отдельной подпрограммы по городскому электрическому транспорту. В этом варианте постановление было принято сессией.

Несмотря на то что правительственный час вместо одного часа продолжался два часа сорок минут, Сергей Сокол высоко оценил результаты работы.

– То, что мы добыли где-то в других городах поношенные автобусы и трамваи, – не тот результат, которым можно гордиться. Мы все-таки Иркутская область, и я призываю вас работать дальше над поставленными задачами, – сказал, закрывая дискуссию, Сергей Сокол.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести».

На фото: «Дружба крепкая не сломается…».
Слева депутат Тимур Сагдеев (фракция «Единая
Россия»), справа Дмитрий Бриток (фракция ЛДПР)

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии