Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Виталий Венгер. Жизнь и мгновения

21 Февраля, 2017

Автобиографическая книга под таким названием задумывалась и начиналась, когда Мастер был с нами. В ней предполагалось значительно больше страниц и фотографий. Называлось число 150, иногда 200. Мы вместе обговаривали каждую страницу, каждый текст.

Не случилось, не успели. Он ушел от нас так стремительно, как жил. Еще вчера он позвонил и радостно сообщил, что нашел  дневник, который вел чуть ли не со дня появления в Иркутском театре драмы в 1950 году. Это была наша общая радость.

Назавтра его не стало.

Театральный Иркутск осиротел. Даже когда он уже не выходил на сцену, мы знали — он здесь, в городе, здесь бьется его сердце, он знает все, что происходит в родном его театре, живет его радостями, переживает неудачи.

Да, не будет книги ни в 150, ни в 200 страниц. Не случилось… Но в этой, которую вы держите в руках, страниц 88 — ровно столько, сколько лет земной жизни было отмерено Виталию Венгеру. Молодой человек скажет: ого, как много! Но кто хорошо знал его, знает — это непоправимо мало! Его душевных сил, неиссякаемого таланта, могучего темперамента хватило бы на столетия. Если бы человеческая плоть не была так беззащитна перед временем…

1.jpg

Но духовная жизнь большого, настоящего Мастера не заканчивается вместе с его физической смертью. Разбирая вместе с его дочерью Натальей Витальевной оставленный Вилей (так мы его звали при жизни, так будем звать и сейчас) громадный его архив, мы с радостью убедились, что он был не только талантливым, но и очень аккуратным, системным человеком. Все долгие годы своего служения театру он тщательно собирал, систематизировал, хранил любые приметы своей сценической жизни, те самые «ракушки», о которых он успел сказать во вступлении в эту книгу: программки спектаклей, фотографии, рецензии.

Этот огромный, бесценный массив сведений вместе с дневником мы постараемся собрать под одной обложкой. И тогда иркутяне, любящие свой театр, получат не только свидетельства о долгой и плодотворной театральной жизни Мастера, но и историю иркутской драмы более чем за полвека в преломлении одной блистательной актерской судьбы.

Когда Иркутск прощался с лучшим своим актером, из далекой Америки пришла весточка-соболезнование от нашего земляка, поэта Евгения Евтушенко, в которой были и такие слова: «Было бы хорошо и заслуженно, если бы его именем назвали одну из улиц его любимого города Иркутска». На это желание откликнулись многие иркутяне. Надо бы и городским властям откликнуться на это общее желание. Да, это было бы в высшей степени справедливо, если бы появилась улица имени народного артиста России, почетного гражданина Иркутска Виталия Константиновича Венгера.

 Мы даже готовы предложить, какую именно улицу назвать его именем. Одна из улиц, которая ведет к академическому драматическому театру имени Николая Павловича Охлопкова, носит имя Жан-Поля Марата. Неизвестно, почему этого кровавого якобинца так полюбили в нашем городе (есть еще и предместье его имени), — понятно, что он не только не приближался к Иркутску, но и вряд ли знал о его существовании. А вот для Виталия Константиновича именно эта улица была родной: на Марата 4, начиналась его счастливая семейная жизнь с Эльзой Павловной, здесь родилась дочь Наташа. На этой улице располагалось книжное издательство, в котором издавались первые книги Мастера. И наконец, повторим: эта улица ведет к его любимому дому — Театру.

Если мы все вместе сумеем осуществить задуманное — и книгу, и улицу, тогда жизнь и судьба актера Виталия Венгера продлятся в благодарной памяти иркутских любителей театра, в памяти жителей города Иркутска, города, который Мастер называл столицей своей судьбы.

Друзья Мастера.

Фото из архива Иркутского драмтеатра.

На фото: Виталий Венгер в пьесе Освальда
Заградника «Соло для часов с боем» 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии