Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«А» и «Б» сидели на трубе…

14 апреля, 2011

 

Справедливости ради надо сказать, что изначально на трубе «сидели» не только «А» и «Б», но еще и «В». Но потом, почти как в детской считалке, «А» отпала, «Б» пропала, ну а «В» осталась на трубе…

Чтобы сразу всем все стало понятно, откроем кавычки. Под буквой «А» я имею в виду Ангарский цементный завод (АЦЗ), за буквой «Б» скрывается по воле автора Ангарский керамический завод (АКЗ), буквой «В» обозначен Ангарский завод строительных материалов (АЗСМ).  В  незапамятные времена эти  предприятия были «посажены» на трубу, по которой с Ангарского нефтехимического комбината поставлялся очень токсичный газ для технологических нужд всех трех вышеназванных заводов. Побочный продукт переработки нефти, газ, когда-то просто сжигался. Позднее в России решили, что  «экономика должна быть экономной», и очень токсичному газу нашли применение, перенаправив его на  три завода. Газовая магистраль (трубопровод № 5113)  протяженностью 4700 метров была передана в управление Ангарскому керамическому заводу, который   обслуживал и  ремонтировал трубу на  собственные средства.

Позднее «экономная экономика» стала постепенно трансформироваться в рыночную. Этот процесс оказался смертельным для тысяч государственных предприятий, которые, пройдя процесс приватизации и превратившись в частные компании,  не сумели без вливаний из госбюджета выдержать конкуренцию и тихо умирали…

Прошел процедуру приватизации и Ангарский керамический завод. В перечне оборудования, подлежащего выкупу трудовым коллективом, под пунктом 34 значится тот самый газопровод, о котором, собственно, и идет речь. Соответствующие документы датированы февралем 1993 года. Особо подчеркну этот факт: он свидетельствует, что АКЗ является собственником газовой трубы еще и в силу приобретательской давности, которая законом определена в 15 лет…

Похоже на то, что собственники Ангарского цементного завода заблаговременно почувствовали угрозу, которую таит в себе зависимость от  газовой трубы… Может, были другие причины, но важен факт: однажды  АЦЗ «отвалился» от газовой магистрали и перешел на другой источник тепловой энергии для собственных технологических нужд.

Много лет АКЗ пытался сделать конкурентоспособной свою продукцию, но так и  не преуспел в этом и докатился   до банкротства в последней стадии: чтобы расплатиться по долгам, конкурсный управляющий Игорь Руднев стал распродавать имущество предприятия. Дошла очередь и до газопровода…

Независимый  оценщик определил стоимость этого объекта потенциальной продажи: в качестве действующего газопровода его цена превышала 31 миллион рублей. Стоимость  трубы как вторичного сырья   переваливала за 20 миллионов… Очевидно, что самым заинтересованным покупателем выступал Ангарский завод строительных материалов. Однако руководство предприятия и его собственник  Геннадий Шаманов, ныне проживающий в Сочи, но владеющий также крупным магазином «Гефест» в Ангарске, соглашались заплатить за газопровод в рабочем состоянии  лишь 7 миллионов рублей.

Я полагаю, что хозяева АЗСМ, посовещавшись, решили: а куда этому банкроту, АКЗ, деваться — продаст газопровод за те деньги, которые мы предлагаем!.. Но  еще до официального объявления о конкурсе по продаже трубопровода № 5113 нашелся  серьезный  покупатель, готовый  выложить за трубу  искомые 20 миллионов! Нормальное дело: рынок есть рынок! Однако торговаться владельцы АЗСМ, похоже, были не готовы, а потому они бросились искать взаимопонимания и в конечном счете защиты их интересов у власти. В элементарные, казалось бы, рыночные отношения между двумя хозяйствующими субъектами, между продавцом и покупателем, решили вмешаться: мэр города Ангарска Леонид Михайлов, депутат Законодательного собрания Иркутской области Юрий Фалейчик, заместитель губернатора Николай Хиценко, а также (видимо, по наущению органов власти) управление ФАС по Иркутской области и другие ведомства. Слава богу, на стороне АЗСМ не выступили НАТО и Совет Безопасности ООН. По крайней мере, пока не выступили…

Депутата  Юрия Фалейчика в областной парламент избирали жители Ангарска, поэтому к Юрию Иосифовичу и обратились представители АЗСМ. Их аргументы звучали так: в Ангарске может  возникнуть социальная напряженность, если завод, оставшись без газоснабжения, остановит производство. Работу, дескать, потеряют  триста  человек — со всеми вытекающими из этого факта последствиями!..  Под угрозой такого катаклизма депутату, похоже, пришлось  подключать к «спасательным операциям» всех, кого только можно:  ФАС, Ростехнадзор, муниципальные власти и областное правительство в лице Николая Хиценко. Суровые  предписания из вышеназванных ведомств уже поступили в адрес конкурсного управляющего Игоря Руднева. Суть этих официальных документов укладывается в несколько слов: не моги продавать трубу!..  А под эгидой Николая Хиценко прошло совещание, на котором были приняты строгие рекомендации всем заинтересованным сторонам.

Понятно, что столь могучему административному прессингу подверглись конкурсный управляющий Игорь Руднев и потенциальный  покупатель газовой трубы — дадим этому предпринимателю условное имя:  Виктор Андреев, а его предприятие назовем, к примеру, «Сигма-С». Именно ему, Виктору Андрееву, однажды позвонила некая гранд-дама из министерства строительства и дорожного хозяйства областного правительства: дескать, мы вам настойчиво рекомендуем не участвовать в тендере на покупку трубопровода № 5113!.. Предприниматель не внял таким «рекомендациям» и от  своего намерения честно купить трубу на честно проведенном аукционе не отказался!

Видимо сильно воодушевленный совершенно беспардонной «поддержкой»  властей и контролирующих органов, заместитель директора АЗСМ Николай Попов решил «растолковать» Виктору Андрееву, в какую ситуацию он, дескать, угодил,  и отправил ему официальное письмо. В нем, в частности,  говорится  следующее: «Дело (о трубопроводе № 5113. – Авт.) находится на личном контроле у заместителя председателя правительства Иркутской области Хиценко Н.С., у заместителя министра экономического развития, труда, науки и высшей школы… Пуцика А.М., а также в министерстве строительства и дорожного хозяйства…, а также в прокуратуре Иркутской области…».

Однако вопреки ожиданиям Николая Попова процитированная выше «страшилка» не напугала предпринимателя Виктора Андреева. Напротив, она позволила ему очень достойно, интеллигентно и изящно  ответить оппоненту с АЗСМ: «Предоставленная вами информация о том, что предполагаемая сделка находится на личном контроле у… (см. выше. — Авт.), дает основания «Сигме-С» быть уверенным в том, что данная ситуация будет разрешена в соответствии с законом  правомерно и беспристрастно…».

Лично я снимаю шляпу перед Виктором Андреевым!

Юрий Фалейчик  не пожалел времени на разговор с автором этих строк. Он  чуть было не убедил меня в том, что угрозу «социальной напряженности» невозможно предотвратить иначе, чем остановив продажу с молотка трубопровода № 5113.  Однако Юрий Иосифович не мог не согласиться со мной, что азартная игра за трубу ведется в одни ворота и в проигрыше предстоит остаться Ангарскому керамическому заводу. Если, конечно, не изменить правила игры. Для этого и требуется всего ничего: не мешать административным ресурсом конкурсному управляющему действовать в соответствии с законом и провести — опять же, законный! — конкурс, на котором  потенциальные покупатели, соревнуясь друг с другом,  дадут за трубу настоящую цену.  Очевидно, что предприятие-банкрот должно расплачиваться по долгам! А потому без тендера, за здорово живешь подарить чужому дяде как минимум 13 миллионов рублей (20 миллионов — сумма оценки минус 7 миллионов, на которые готов раскошелиться собственник АЗСМ) — по меньшей мере неразумно…

Если власти так боятся социальной напряженности — неизбежного зла в случае остановки завода строительных материалов, то почему бы не дать собственнику предприятия льготный кредит на покупку газопровода? Но для этого собственник, Геннадий Шаманов, должен проявить инициативу и попросить такой кредит… Да он и сам, если его так сильно беспокоит судьба трудового коллектива АЗСМ, может, наверное, раскошелиться: человек он не бедный…  Наконец, три гипсоварочные печи (они родом еще из Советского Союза) можно перевести на альтернативное топливо,  как в свое время поступили хозяева Ангарского цементного завода… В ближайшее время в Нукутском районе вступит в эксплуатацию мощный завод по выпуску гипса и изделий из него. Похоже, что себестоимость гипса будет значительно ниже, чем на АЗСМ. Можно покупать обожженный  гипс у нового предприятия…

Другими словами, варианты решения проблемы надо искать и находить —  без того,  чтобы с помощью административного ресурса выкручивать руки  руководству предприятия-банкрота и  конкурсному  управляющему, а потенциального покупателя трубы  запугивать так, чтобы у него отпало желание участвовать в  конкурсе!.. Складывается впечатление, что стороны, заинтересованные в приобретении трубопровода № 5113 по бросовой цене, делают все возможное для того, чтобы не допустить проведения тендерных торгов, на которых за трубу будет названа настоящая цена!

Как я понял из очень скупого на полезную информацию разговора с мэром Ангарска Леонидом Михайловым, выходов из сложившейся ситуации лично  он видел немного. В основном, спорящим сторонам предлагалось «договориться», причем, судя по всему, на уступки должен был пойти АКЗ как собственник газопровода. Причем властями ставился под сомнение сам факт того, что Ангарский керамический завод является законным собственником газовой трубы.  Про этот фокус конкурсному управляющему Игорю Рудневу известно, и он говорит, что готов в суде доказывать: не кто иной, как АКЗ является собственником газовой магистрали. Более того, Игорь Владимирович убежден, что в суде он сумеет доказать свою правоту и отстоять интересы предприятия-банкрота. Дескать, некоторую передышку  владельцы АЗСМ  и впрямь получат, но она не решит проблему в целом!

Мне же кажется, что никто из тех, кто сейчас оказывает всевозможное давление на конкурсного управляющего, и не помышляет об этом — о таком поиске выхода из ситуации, который удовлетворил бы все стороны!

Между тем дальнейшая эксплуатация газопровода представляет угрозу для окружающей среды и, более того,  чревата опасностью возникновения пожара или взрыва. В ноябре 2010 года на трубе были обнаружены повреждения, через которые ядовитый газ просачивается в атмосферу. Государственные инспекторы Ангарского межрегионального отдела по надзору за химически опасными объектами В.Никитишин и А.Альтовских вынесли в адрес АКЗ предписание, в котором указали 8 (восемь!) серьезных нарушений требований промышленной безопасности при эксплуатации трубопровода и потребовали устранить их до конца 2010 года. В предписании указывалось, что АКЗ обязан самостоятельно приостановить эксплуатацию трубопровода с полным освобождением трубы от взрывоопасного газа. Но АКЗ не имеет возможности самостоятельно остановить эксплуатацию газопровода, покуда не будет прекращена подача газа поставщиком — ОАО АНХК. Четыре или пять раз руководство АКЗ обращалось к ОАО АНХК с планами остановки трубопровода, однако соответствующей реакции на свои предложения не получило. Ядовитый газ через свищи в трубе продолжает отравлять атмосферу, да и угроза взрыва или пожара никуда не исчезла.

Один из специалистов Ангарского керамического завода сказал мне, что  некими чинами якобы  рассматривается возможность устранения свищей на газовой трубе методом холодной сварки. «Говоря по-русски, — сказал мой собеседник, — эти умники хотят дырки в трубе залепить соплями, лишь бы не останавливать эксплуатацию газопровода. А когда, боже упаси, бабахнет, тогда виновниками сделают нас!».

Вот ведь какой парадокс получается: изо всех сил стараясь  угодить собственникам АЗСМ,  органы власти и всевозможные контролирующие ведомства готовы, видимо,  продолжать эксплуатацию газопровода даже при угрозе взрыва или возгорания!.. Пресловутая — потенциальная! — социальная напряженность для некоторых должностных лиц, похоже, представляется гораздо большей опасностью, чем аварийная ситуация на газовой магистрали…

Понимая всю серьезность сложившегося положения, руководство АКЗ обратилось с иском в Арбитражный суд Иркутской области с требованием обязать ОАО АНХК прекратить подачу газа по трубопроводу № 5113.  По-другому решить эту проблему никак не получается!..

Похоже на то, что конфликтующим сторонам еще не раз придется встречаться в суде…  Но я сильно сомневаюсь, что даже время, выигранное за счет судебных тяжб, позволит Ангарскому заводу строительных материалов усидеть на газовой трубе. И никакой административный ресурс, как я полагаю, здесь не поможет…

Юрий Удоденко, «Байкальские  вести».
Фото автора: Та самая труба...

P.S. На днях сгорела контора фирмы «Сигма-С». Оставляю этот факт без комментариев.

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Afonia 17 января 2012, 05:04
Если барыги хотят заполучить трубу-платите деньги как положено. Ну, сумма откатов, конечно, на время уменьшится. Однако, для чиновников это не единственный источник. Руднев прав и молодец, что "положил" на все наезды.