Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Чистую воду» – чистыми руками

20 марта, 2023


1м.jpg

Комиссия по контрольной деятельности Законодательного собрания Иркутской области на заседании 13 марта под председательством Тимура Сагдеева рассмотрела результаты проверки двух областных программ – по обеспечению жильем детей-сирот и по реализации регионального проекта «Чистая вода» за 2022 год. Как и следовало ожидать, оба проекта идут крайне трудно. 

Строить быстрее, чем меняют законы

Аудитор КСП Юлия Махтина проверяла исполнение программы по обеспечению жильем детей-сирот. Как оказалось, Сибирский федеральный округ занимает первое место в России по количеству сирот (25 процентов, или 71,5 тыс. человек), а пятая часть сирот СФО проживают именно в Иркутской области. По количеству сирот Иркутская область занимает первое место в России, а из 54 тыс. сирот, кому требуется предоставить жилье от государства на территории СФО, в Иркутской области, по данным на январь 2023 года, проживают 14 730. С заявлениями в органы социальной защиты обратились более 10 тыс. человек, в том числе 4 тыс. – старше 23 лет.

Работа по формированию специализированного жилого фонда для детей-сирот в области ведется с 2013 года, за прошедшие годы построено или приобретено более пяти тысяч жилых помещений на территории 37 муниципальных образований области, хотя нуждающиеся в жилье проживают на территории всех 42 муниципальных образований второго уровня. В 2022 году на подпрограмму по обеспечению сирот жильем было выделено более 2,9 млрд рублей, из которых 554 млн – из федерального бюджета, остальные из областного. По сравнению с 2021 годом финансирование увеличено на 1,5 млрд рублей (в основном за счет областного бюджета).

В процессе участвуют три министерства областного правительства: министерство имущественных отношений приобретает готовое жилье на рынке; министерство социального развития, опеки и попечительства исполняет обязанности по обеспечению сирот, достигших возраста 23 лет и имеющих дополнительные условия для получения жилья; с 2023 года министерство строительства получило дополнительные обязанности по строительству жилья для сирот. Жилье сиротам также передают по отдельным указам губернатора и решениям судов.  

Последний пункт оказался одним из самых интересных. Так, в Тайшете построили дом на 99 квартир, в котором получили жилье и несколько сирот. Однако вскоре дом был признан непригодным для проживания и расселен. На решение жилищной проблемы сирот выделили 37,3 млн рублей, приобрели два жилых помещения и произвели 10 социальных выплат. Такая же история произошла с сиротами в поселке Железнодорожном, Усольского района. Более 1,23 млрд рублей в 2022 году пошли на социальные выплаты 453 сиротам, достигшим возраста 23 лет (в среднем более 2,7 млн рублей), что на одного человека больше, чем планировалось.

А вот программа по строительству жилья, на которую было выделено более 560 млн рублей, провалилась полностью. Планировали построить 124 квартиры, однако в ноябре 2022 года все работы по всем объектам были приостановлены, поскольку в очередной раз изменилось законодательство и правительству области нужно было заново проходить экспертизы, менять назначение жилья и производить другие мероприятия. А между тем подрядным организациям был выплачен аванс в размере 90 процентов от сумм контрактов. Сейчас проблема решается, и министерство строительства обещает ввести все объекты в строй в короткий промежуток времени от 1 апреля до 1 мая 2023 года.

За два года не успеть

Программу по формированию специализированного жилищного фонда, на которую выделяли на 2022 год 1,26 млрд, исполнили на 96 процентов – не успели использовать всего 46 млн рублей. Новые квартиры получат 243 гражданина на территории четырех муниципальных образований, а вот на вторичном рынке приобрели 204 квартиры на сумму 544,1 млн рублей. Всего в 2022 году жильем обеспечили 412 человек из 535 по плану.

Министр социального развития, опеки и попечительства Владимир Родионов в ответном выступлении напомнил, что за последние три года его ведомство обеспечило жильем 736 человек, при этом деньги перечисляют не гражданам, а сразу продавцам жилья. Это гарантирует, что человек получит именно жилье, а не деньги, которые иногда могут пойти «не на те цели». Если бы были построены и введены в строй все запланированные объекты, в области произошло бы значительное сокращение очереди из детей-сирот, но вместо этого она увеличилась на 0,3 процента к уровню 2022 года.

Депутат Евгений Сарсенбаев обратил внимание представителей правительства на тот факт, что план ликвидации очереди, разработанный по поручению председателя правительства РФ Михаила Мишустина, фактически не выполняется, – для ликвидации очереди в год нужно обеспечивать жильем более 1,2 тыс. человек, фактически же удается около 800. Министр имущественных отношений Марина Быргазова признала, что Иркутской области для ликвидации очереди нужно не менее 23 млрд рублей. Поэтому правительство области обратилось за помощью в правительство РФ – и получило отказ с замечанием: обеспечение жильем детей-сирот – это полномочие субъекта федерации. За счет собственных средств регион ежегодно увеличивает расходы на строительство и приобретение жилья, долги по 2022 году должны быть закрыты до 1 сентября 2023 года. Кроме того, удалось добиться возврата федеральных средств, которые не были использованы в прошлом году.

Депутат Сарсенбаев напомнил, что очередь планировали ликвидировать к 2025 году, а она только растет. Поэтому возникает вопрос: зачем губернатор Игорь Кобзев подписывал документ, в котором были обозначены нереальные сроки и недостаточное финансирование? Марина Быргазова смогла только описать ситуацию: федеральное правительство поставило срок, предложило рассчитать сроки и темпы ликвидации очереди. У иркутских чиновников получились те самые 23 млрд на весь проект и по 2,5 тыс. квартир, которые нужно приобретать каждый год. Сейчас правительство области старается работать, исходя из реальностей финансирования и действующих законов.

Сирота должен жить дома

Депутат Александр Белов предложил обратиться к сути проблемы: почему в области столько детей-сирот? Представители правительства напомнили, что полномочия по обеспечению сирот жильем были переданы на региональный уровень в 2013 году и областные власти приняли от муниципальных очередь, в которой значилось более 10 тыс. человек. Причины, по которым область занимает крайне неприятное высокое место по количеству сирот, очевидны: многие граждане ведут неправильный образ жизни, в области много учреждений пенитенциарной системы (этот пункт в ответе не вполне понятен, ведь заключенные не могут общаться с семьями). К тому же многие получающие квартиры сироты имеют возраст от 35 до 42 лет – то есть очередь была и остается наследием прошлых десятилетий.

В то же время в области многое делается для сокращения числа сирот: количество учреждений, например, сократилось с 98 до 31 (тут может быть некое лукавство, поскольку некоторое время назад было модно делать одно учреждение головным, а с десяток превращать в его филиалы). Многие дети были приняты в новые семьи, разработаны новые формы сопровождения и поддержки семей. И эта работа дает результаты: в 2013 году в области было более 23 тысяч детей-сирот, сейчас – чуть более 13 тысяч. Очередь в последние четыре года, по крайней мере, почти не растет, однако нужно вкладывать средства в ее сокращение.

Хотя наиболее надежным способом приобретения жилья является покупка на вторичном рынке (по крайней мере, гарантия, что дом не придется расселять через пару месяцев из-за недоделок), депутат Денис Шершнев призвал правительство активнее заниматься строительством нового жилья. Это позволяет и решить проблему с очередью, и стимулировать региональные строительные компании. Пока, правда, получается все наоборот: строители вкладывают полученные от государства и собственные средства, во время работ правила меняются – и вот уже строительный бизнес теряет как минимум год на приведение документов и своих объектов в соответствие с новыми правилами. Нужно решать и проблему управления домами, построенными для сирот, поскольку во многих небольших населенных пунктах есть всего одна или две управляющие компании, которые отказываются работать с такими новостройками.

Министр строительства Александр Галкин признал, что строительство жилья для сирот в отдаленных и небольших населенных пунктах представляет собой очень большую проблему. Один квадратный метр обходится в 187–195 тыс. рублей, потому что это десяток двухквартирных домов, для которых нужно дополнительно построить дороги, провести водопровод и сделать благоустройство. В больших городах для расселения такого же количества граждан достаточно построить один подъезд пятиэтажного дома в уже обустроенной местности. Тем не менее на это приходится идти, потому что в таких населенных пунктах нет и рынка вторичного жилья – в прошлом году из 900 объявленных торгов на покупку квартир для сирот не состоялась из-за отсутствия участников ровно половина. Правительству ничего не остается, как продолжать строить дорогие малоквартирные дома, потому что по закону сирот нельзя перевозить в другие населенные пункты – жилье должно быть предоставлено по месту жительства.

Деньги на бочку

Региональный проект, исполнение которого проверял аудитор КСП Юрий Гамзулин, предусматривал в 2022 году финансирование в размере более 1,68 млрд рублей. На эти средства завершено строительство и реконструкция 9 из 11 запланированных объектов. Примечательно, что с 2019 года, когда проект стартовал, финансирование выросло в 8,7 раза – со 170 млн до 1,6 млрд рублей. Хотя в целом региональный проект в 2022 году был исполнен без одной сотой на 100 процентов, некоторые проекты не были завершены. В Вихоревке, например, расторгли контракт на строительство станции умягчения подземных вод на 2500–3000 кубометров в сутки, Причина – проект необходимо направить на повторную экспертизу. Несмотря на задержку, местные власти обещают завершить строительство объекта в текущем году.

В Нижнеудинске не смогли подписать акт приемки городского водозабора, потому что были выявлены дополнительные работы на 72,9 млн рублей. Тут, в отличие от Вихоревки, дополнительное соглашение на завершение работ не подписано, перспективы – туманные. Не были сданы водопроводные сети в селах Введенщина и Баклаши, Шелеховского района; не используется по назначению водозабор в райцентре Чунском, формально введенный в 2021 году, – нет желающих эксплуатировать объект. На благополучный итог исполнения регионального проекта очень сильно повлияли четыре объекта, построенные администрацией Иркутска за счет внебюджетных средств.

Ответ министра жилищной политики и энергетики Анатолия Никитина сводился к тому, что претензий к исполнению проекта много, но нужно признавать и очевидные достижения – финансирование увеличено почти в девять раз, а в целом область «концептуально» переходит на водоснабжение из подземных источников. На этом и сосредоточился депутат Евгений Сарсенбаев, который не нашел ни в отчете аудитора, ни в материалах министерства проект по строительству водозабора с подземного Китойского месторождения для Ангарска. Ответ министра неприятно поразил и Сарсенбаева, и его коллег по депутатской группе «Ангарск». Оказывается, в минувшую субботу (то есть 11 марта) губернатор Иркутской области Игорь Кобзев и группа министров были в Ангарске и обсуждали проблему водозабора с некими «городскими активистами». Губернатор честно объяснил: цена проекта более 8 млрд рублей, таких денег в бюджете нет, а из федерального не дадут. Проект можно реализовать за счет бюджетных кредитов, но они лягут тяжким бременем на областной бюджет, и без того уже отягощенный дефицитом и долгами.

– Проблема существует, мы готовы работать, – обтекаемо завершил свой отчет министр.

– То есть вы потратили 335 млн рублей, а теперь говорите, что проект нельзя реализовать? – удивился Евгений Сарсенбаев. – Вы общаетесь с каким-то активом, но не приглашаете депутатов от города? Может, уже нужно посчитать, и окажется, что дешевле всем жителям бутилированную воду поставлять?

Анатолий Никитин напомнил, что полномочиями по обеспечению водоснабжения наделен муниципалитет, он же является и заказчиком проекта. Рассчитывать на бюджетные средства нельзя, поэтому нужно выяснить, насколько проект реалистичен, и дальше действовать, исходя из этого.

– Губернатор сказал, что готов бороться за проект, – отметил министр.

Несмотря на общее недовольство депутатов, комитет может только принять представленную информацию к сведению. Депутат Анатолий Обухов назвал муниципальные образования и местных жителей «заложниками действующего законодательства», с чем присутствующим оставалось только согласиться.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».

Фото Ларисы Федоровой.

На фото: На заседании комиссии по контрольной деятельности

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии