Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Мою самую дорогую картину определит время…»

03 октября, 2016

Из аннотации к выставке

Никас Сафронов родился в 1956 году в небогатой семье отставного военного в Ульяновске. У него было четыре старших брата и сестра. Учась еще в общеобразовательной школе, он самостоятельно увлекся рисованием, копируя книжные иллюстрации и репродукции, разрабатывая собственный романтический стиль, воплощая свои мечты о приключениях и путешествиях.
Тяга к романтике привела его в Одесское мореходное училище, однако вскоре он ушел из мореходки, снова с головой ринувшись в рисование. Потом была учеба в Художественном училище имени М.Б. Грекова в Ростове-на-Дону, в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова.
Профессионализм и содержательность творчества Никаса Сафронова, индивидуальная манера его письма отмечены как несомненный вклад в мировое искусство и подтверждены многими званиями и наградами. Он много занимается благотворительностью, помогает начинающим художникам.

В  Иркутском областном художественном музее открылась  выставка известного художника Никаса Сафронова

В большом зале музея журналисты скучали в ожидании знаменитого художника. Он немного задерживался. Многие уже прошлись-пробежались по его выставке, рассматривая полотна и иронично улыбаясь. Одна из девушек заметила: «Я пришла за искусством, а что увидела!? Ну, может картин десять из всего можно еще посмотреть, а остальное…», — и уныло оглядела зал. Я с ней не согласилась. Во-первых: у каждого свой вкус, во-вторых, если его картины покупаются и нет отбоя от заказчиков, «значит, это кому-нибудь нужно», и не могут быть все  неразборчивыми.

Наверное, в первую очередь девушка имела в виду работы Никаса, на которых изображены поясные портреты людей с головами кошек, одетых в старинные костюмы, причем кошек исключительно редких и дорогих пород. Эти люди-животные  смущали многих больше всего. А может, она имела в виду его работы в стиле DreamVision? Впрочем, давайте все по порядку.

Сначала надо познакомиться с «героем дня», как представила его журналистам директор художественного музея Наталья Сысоева. И вот он вошел в зал: красивый, утонченный,  волосы не распущены, каким мы привыкли видеть его на телеэкранах, а собраны сзади в пучок  и с немного поседевшими висками, чуть усталый, спокойный и будто даже засмущавшийся вначале. Пройдя за стол, покрытый белой скатертью с двумя изящными вазами живых цветов по краям, он попросил разрешения сесть и начал диалог.

— Я всех приветствую, — обращаясь к журналистам, сказал Никас, —  Я только что приехал с Байкала, пообедал омулем, еще раз убедился в красоте и неповторимости великого озера. Я бывал и раньше на Байкале, много его писал и летом, когда все утопает в цветах, и зимой. И всегда его мощь и сила меня поражают. Во-вторых, я сразу хочу передать вам большой привет от Софи Лорен, с которой я недавно разговаривал по телефону. Она хочет сделать свою выставку в России, в частности, хотела бы очень побывать в Сибири и привезти ее  в Иркутск. Выставка будет состоять из ее портретов работы знаменитых художников: Рене Магритта, Пикассо, Уорхолла… Есть  там и мои портреты, когда я писал ее в разные годы. Так что просит информационно поддержать, когда приедет.

Последний раз я был в Иркутске в 2009 году. Тогда на выставке побывало около 25 тысяч человек. На этот раз в  Иркутск я привез работы, выполненные в нескольких направлениях: одно из них DreamVision, другое — это люди-животные и графические портреты знаменитых людей, среди которых Бриджит Бардо, Одри Хепберн,  Анжелина Джоли,  Рутгер Хауер, Раймонд Паулс, Дмитрий Лихачев и много других.  Есть картины, которые посвящены Венеции, творчеству Тургенева.

Когда я учился в Европе и изучал старых мастеров, у меня сохранилось с того времени много холстов, и чтобы их заново пустить в дело,  решил сделать такой эксперимент. Начал вписывать в лица кошачьи головы. У моей сестры очень много кошек, так много, что они меня порой раздражали, потому что приходилось содержать ее и ее кошек. Но один священник мне сказал, чтобы я не реагировал так агрессивно, а попробовал  успокоиться и  взглянуть на этих милых животных с другой стороны, как художник. Я действительно начал наблюдать за ними, и они оказались очень разумными тварями, в хорошем смысле этого слова, и я начал создавать образы вокруг этих животных, фантазировать. Так родился этот стиль — люди-животные.


100.jpg

— У меня есть удачные работы, есть неудачные, — продолжает разговор Никас, — может, кто-то из вас летом в Москве ходил на выставку Айвазовского. Так вот, находились люди, которые говорили о нем как об очень среднем художнике или плохом. Я так не считаю. У Леонардо есть двенадцать картин, и они не все совершенны. Да, у Айвазовского есть разные работы, есть очень хорошие, есть менее, но есть с десяток таких, за что его можно назвать  гениальным художником.

О себе бы я тоже не сказал, что полностью доволен какой-либо своей работой, хотя их хорошо покупают, но ведь главное — это совершенствование в творчестве. Напишешь, продашь, а потом через какое-то время  встречаешься с какой-то из работ и видишь, что вот тут надо было как-то иначе и здесь убрать, а вот тут добавить… И так всегда. Думаю, что каждый художник всегда в процессе, в поиске. Всегда надо ставить высокую планку, стремиться к ней. Сальвадор Дали писал, что человек никогда не достигнет совершенства, но к нему нужно стремиться. Цели надо ставить высокие. Когда я был маленьким, лет пяти, я мечтал стать как Леонардо да Винчи. Я сделал замок из гипса и всем показывал, что это я сделал, и очень гордился. Когда становишься профессионалом, ты всегда недоволен собой. Требования другие.  Я бы, может, сегодня половину своих работ просто сжег... Я все время что-то меняю, ищу, изобретаю.

Что бы ни происходило, чем бы интересным, помимо рисования, я ни был занят, я сажусь и работаю до пяти-шести утра. Я придумал стиль DreamVision. Возможно, кому-то он не нравится, а кто-то его принял.

Отметим, что стиль DreamVision полностью опирается на классическую живопись, где активно используется не только воображение и интуиция, но и подсознание. Благодаря обширному культурному контексту полотна в этом стиле стали популярны в разных странах мира и стали продаваться на таких крупных аукционах, как «Сотбис» и другие.

— Свои работы именно в этом стиле я стараюсь не очень много продавать, — сообщил художник. — Я хочу собрать коллекцию из ста работ и выставиться, например,  в Нью-Йорке, потому что для них это интересно, удивительно, это новый язык. Такую технику письма любят французы, англичане, японцы.

…Журналисты задавали художнику еще много вопросов, спросили, кстати, и  о его самой дорогой картине. На это Никас ответил просто, что самую дорогую картину определит время, а вот самый дорогой ему человек — это сын, которого он очень ждал и которому  сейчас двадцать лет.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии