Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Разборки» вместо развязки

21 декабря, 2015


Визуализация_1.jpg

Для успешной реализации крупнейшего транспортного проекта нужна политическая воля. 

В декабре депутаты думы Иркутска с подачи спикера вновь подняли тему проектирования многострадальной Маратовской развязки. В адрес проектировщика полетели обвинения в некомпетентности, в намеренном затягивании сроков, якобы чем дольше делается проект, тем больше денег за него компания получает, и т. д. Чтобы получить информацию из первых рук, мы попросили ответить на вопросы генерального директора компании-проектировщика АО «Иркутскгипродорнии» Владимира Ступакова.

— Владимир Николаевич, в нескольких словах расскажите историю вопроса.

— Да, действительно, вопрос с  проектом  Маратовской развязки настолько давний, что у него уже есть история. Но это грустный факт, тут гордиться нечем.  В 2007 году по заданию администрации Иркутска нами было разработано обоснование инвестиций  на реконструкцию транспортной развязки «Маратовская» в г. Иркутске для выбора варианта.

Всего нами было предложено восемь вариантов реконструкции развязки. Разработанные варианты обсуждались на Высшем административном комитете и Градостроительном совете. Решением Градостроительного совета при администрации г. Иркутска № 251 от 19 мая 2008 года к строительству была рекомендована бескольцевая двухуровневая развязка с организацией одностороннего движения по пересекаемым улицам, обеспечивающая бесконфликтное движение транспорта.  

Разрабатываемый проект предусматривал строительство эстакады от улицы Карла Маркса через Ушаковку на улицы Радищева и Баррикад. Кроме того, расширяется проезжая часть улиц Ангарской и Баррикад, изменится  и схема движения автотранспорта.

Однако тогда реализации проекта помешали нерешенные градостроительные вопросы и  отсутствие источника финансирования.

В последующие годы АО «Иркутскгипродорнии» по просьбе администрации Иркутска вносило в первоначальный проект изменения. Тут иногда дело доходило до абсурда. В Иркутске за это время (с 2008 года) уже третий мэр, состав комитетов поменялся несколько раз, и мы каждому новому составу администрации делали представления проекта, в который вносились предложения, мы их учитывали, власть менялась, и все начиналось заново. Такой бег по замкнутому кругу…

— АО «Иркутскгипродорнии» получило деньги за работы по изменениям в проект?

— Нет, ни копейки.  Все изменения, дополнения в проект после 2008 года делались без какой-либо оплаты. Мы же живем в Иркутске, понимаем, что эта развязка нужна городу, причем давно. Это один из самых сложных транспортных узлов областного центра. Интенсивность движения в этом месте постоянно повышается и не только из-за того, что транспорта с каждым годом становится больше, но и потому, что иркутяне перебираются жить за город, в котором продолжают работать. На Маратовскую развязку выходят Александровский и Качугский тракты, через Иннокентьевский мост сюда же подходит транспорт с федеральной сети дорог.

— Сегодня АО «Иркутскгипродорнии» работает над корректировкой проекта реконструкции Маратовской развязки…

— Работы по корректировке проекта выполнялись на основании задания заказчика с 8 мая 2014 года в соответствии с контрактом. Сразу оговорюсь, что по условиям контакта оплата будет производиться после прохождения экспертизы, аванс контрактом не предусмотрен.Корректировка проекта потребовалась, потому что изменились условия и требования как со стороны заказчика, так и со стороны владельцев сетей и земельных участков.

План-Маратовской-развязки-общий.jpg

Хочу еще раз подчеркнуть, что Маратовская развязка — это сложнейший транспортно-коммуникационный узел. Сегодня по нему проходит до 9,5 тыс. автомобилей в час. Перед нами стояла задача развязать шесть направлений с учетом сквозного продления ул. Карла Маркса с выходом на ул. Радищева без пересечения транспортных потоков под прогнозную интенсивность движения до 18,5 тыс. автомобилей в час. Кроме того, строительство развязки влечет за собой масштабную реконструкцию и вынос инженерных сетей и коммуникаций. Нами был выполнен проект переустройства коммуникаций по новым техническим условиям владельцев: протяженность переустраиваемых коммуникаций — 44 километра! Сделана увязка проектов сетей, в том числе теплотрассы с проектом реконструкции Маратовской развязки. Все эти работы нужно было соотнести как с технической стороны, так и технологической последовательности по срокам строительства.

Все строительство разбито на четыре этапа, при реализации каждого из них предусматривается определенный объем работ, обеспечивающий  постепенный ввод законченных участков развязки. Таким образом, реализация каждого последующего этапа улучшает положение дел на этом транспортном узле.

— Какие изменения претерпел первоначальный проект?

— Одним из основных требований заказчика было снижение стоимости работ по реконструкции. В целях экономии средств была исключена эстакада по ул. Карла Маркса. Изменена трассировка по ул. Карла Маркса с исключением сноса главного распределительного узла (электроподстанции) и с учетом генплана развития территории «Фортуны». Для исключения сноса строений, в том числе памятников культурного наследия, по новым направлениям вынесены коммуникации, изменена граница красных линий по ул. Баррикад. Изменен первый этап строительства с выделением «удлиненного кольца». Выполнен проект переустройства коммуникаций по новым техническим условиям владельцев. Выполнены дополнительные инженерно-геологические работы. Выполняется работа по объектам культурного наследия, количество которых в проекте 2014 года значительно сокращено.

Все оплаты по работе с объектами культурного наследия производятся АО «Иркутскгипродорнии» за свой счет, в контракте денег на это не предусмотрено. Так, было выполнено археологическое обследование объекта, проводится экспертиза, ведется работа по исключению из списков объектов культурного наследия объекта по адресу: ул. Радищева, 13; ведется работа по переносу объекта по адресу: ул. Рабочего Штаба, 4.

К сожалению, вносимые на протяжении семи лет изменения в первоначальный проект его не улучшили. Мы сократили  благоустройство набережной реки Ушаковки, из проекта изъята часть подземных пешеходных переходов. Эти изъятия, конечно, снизили стоимость работ по реконструкции, но, согласитесь, такой подход — палка о двух концах: обеспечивая бесконфликтное движение транспорта, о безопасности пешеходов тоже нужно думать. Да и в целом на перспективу — иметь в черте города такой уникальный водный объект и не использовать его в качестве парковой зоны!

— Какие вопросы так и остались нерешенными с момента разработки проекта 2008 года до настоящего времени?

— Заказчик  до сих пор не решил вопросы, например, по объектам культурного наследия. Нет разрешения Министерства культуры РФ  на перенос памятника регионального значения — сгоревшего дома по адресу: ул. Рабочего Штаба, 4, нет необходимой справки КУМИ о его новом месте расположения. Не решен вопрос по переселению и размерах компенсаций собственникам зданий, попадающих под снос в зоне строительства.

И самый тяжелый вопрос — финансирование объекта и включение его в программу по финансированию. Без решения этих вопросов мы не можем отдать проект в экспертизу.

— Владимир Николаевич, что, по-вашему, необходимо сделать, какие шаги предпринять, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки?

— Мое четкое убеждение, что для успешной реализации этого проекта нужна политическая воля. Вспомните историю строительства Академического моста. Сколько было скептиков, открытых злопыхателей, многие говорили, что нереально в Иркутске  реализовать проект за 10 млрд рублей (по ценам 1998 года). И в то же время была группа единомышленников, которая продвигала эту стройку. Тогда вокруг реализации этого проекта объединились все — депутаты Госдумы, области, города, власти Иркутска и области. Было подписано соглашение о софинансировании. И проект был реализован. 

Так нужно действовать и с Маратовской развязкой. Пора уже прекратить разборки и поиски того, кто виноват. Ведь никто не оспоривает необходимость реконструкции этого транспортного узла. Так давайте уже объединимся, наконец-то решим вопрос по  выделению земельного участка  для переноса объекта культурного наследия по адресу: ул. Рабочего Штаба, 4, необходимо определиться по сносимым объектам.  И нужно решить вопрос по механизму включения реконструкции Маратовской развязки в долгосрочные областные и федеральные программы финансирования.

Беседовал Сергей Петренко, «Байкальские вести».

На фото: Последний вариант схемы и макета Маратовской развязки  

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии