Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Верить, что счастье придет…»

19 июня, 2017

Иркутский музыкальный театр имени Н.М. Загурского поставил легкую, веселую музыкальную комедию «Любовь и голуби» по пьесе черемховского драматурга Владимира Гуркина. Премьера состоялась 8 и 9 июня, под занавес театрального сезона.

— Спектакль мы посвящаем 80-летию Иркутской области, поэтому для нас было большой ответственностью взять этот материал, — сказала во вступительном слове, обращаясь к зрителям, режиссер спектакля Анна Фекета, — тем более что всем известный фильм «Любовь и голуби» сидит у нас на уровне подсознания, и невольно каждый зритель будет, конечно, сравнивать с ним. Но мы все же попытались отойти от традиционного представления этой истории, найти свой ключ к пьесе, чтобы спектакль был не совсем бытовой, чтобы была народная, в какой-то степени былинная история.

И этот ключ, который нужно было изрядно поискать, в результате был найден. Под «ключом» подразумевается форма, с помощью которой можно было бы открыть «двери» в эту пьесу.

1.jpg

Режиссер пошла по пути поиска в сторону народного лубка, где присутствуют элементы фольклора, гротеска, народной комедии, а добрый юмор, которого предостаточно в ткани гуркинской пьесы, обладающий способностью преображать все вокруг, сделал свое дело с помощью режиссера и актеров: закружил-заворожил шутками, прекрасно исполненными вокальными и ансамблевыми партиями, хореографией, юмором. Веселыми глазами смотрят автор и вся постановочная команда на случившееся в дальнем сибирском селе, а может быть, и не в дальнем, а расположившемся где-то рядом, хотя бы возле Черемхово, родного и близкого драматургу. Живет в том селе семья Васи Кузякина, главного персонажа, живет своими деревенскими заботами, печалями-радостями. Детей растят, трудятся в колхозе. Вася в поте лица своего на лесопилке зарабатывает трудовую копейку, чтобы в дом было что принести, чтобы пальтишко новое дочери младшей справить, жене Наде сапоги купить, а старшей дочери Людке на помаду…

В общем, все как у людей. Только вот странный немного этот Вася, нет в нем серьезности, все, как мальчишка, голубей гоняет. Запустит их в небо, запрокинет голову, следя за их полетом, и свистит, заложив в рот пальцы. «Шубутной какой-то, чудаковатый», — говорят о нем люди. Не зря именно к нему прибился местный немой дурачок «Ёшкин кот», вроде ангелочка-херувима (его играет артист Виталий Зайцев) Ходит за ним, улыбается, одобряет Васино занятие. Вот только все остальные не очень, а главное, жена Надя никак понять не хочет, злится на Васю, ведь последние деньги на голубей тратит, Чубатого вот купил...

3.jpg

Так в общих чертах начинается действие музыкальной комедии режиссера Анны Фекета «Любовь и голуби» на музыку композитора Андрея Семенова и стихи Сергея Плотова по мотивам пьесы Владимира Гуркина в образной сценографии заслуженного деятеля искусств РФ Александра Плинта.

Вот так и жили бы наши герои, переругивались время от времени, мирились, ходили на работу, копались бы в огороде, носили воду из речки, чтобы полить грядки и истопить баню, если бы судьба не приготовила для всей их семьи испытание. Оно предстало для них путевкой на юг. Васю, как передовика производства, премировали этой самой путевкой на курорт для профилактики и лечения органов движения. Первый раз в жизни он поехал в город, да еще в курортный, где на каждом шагу его подстерегала опасность в виде женщин-искусительниц приятной наружности — таких, как Раиса Захаровна…

Думаю, что рассказывать сюжет далее не имеет смысла, так как все его знают наизусть. Лучше сказать о впечатлениях, насколько удался этот спектакль. Самая главная опасность была в том, чтобы не пережать с жанром, не скатиться в излишнее комикование, чего артисты с честью избежали. Спектакль, как комедия-лубок, в меру сдержан в эмоциональных оценках, наполнен добрым юмором, где выкрутасы и коленца, которыми так богат этот сценический материал, не довлеют, а в меру его сдабривают, как хорошая приправа, и все в нем сделано с чувством вкуса. Актеры работают увлеченно, весело, азартно.

Главный герой Вася, которого исполняет Егор Кириленко (в другом составе — Максим Колесников), ведет роль очень достойно, не пережимая в красках. На мой взгляд, ему удалось схватить характер, найти нужные краски, создав интересный сценический образ. Он работает легко, в общем потоке действия, он любит своего Васю за его добродушие, чистоту души, какой-то детский наив и это передает через игру. Его «дурашливая», порой смешная пластика органично происходит от его угловатости, неловкости и выглядит убедительно, органично. Евгения Калашникова в роли Нади фонтанирует энергией и пронизана народным колоритом, а ее вокальные партии передают все тонкости музыкально-речевой интонации. Она обаятельна, по-женски притягательна, точна в оценках, в передаче эмоций.

2.jpg

Интересны, богаты на выдумки и юмор, каждый по-своему, народный артист России Николай Мальцев (в другом составе — народный артист России Владимир Яковлев) в роли деда Мити и Людмила Борисова в роли бабы Шуры. Органична в роли Людмилы артистка Софья Сучкова. Она умеет сохранять внутреннее волнение роли, держать градус и передавать атмосферу. Хороша, незабываема разлучница Раиса Захаровна (Елена Барабошкина), сумевшая ярко выразить внутренние переживания своей героини, показать ее одиночество. Способным найти верную линию поведения смотрится Роман Лукьянчук в роли Лёньки. Артист нашел внятный рисунок и суть роли, чем смог запомниться зрителю, а маленькая девочка, младшая дочь Кузякиных Ольга, роль которой играют Марина Терновая или Ангелина Малкина (обе из детского театра «Стрекоза»), смогла взять в плен обаянием, чистотой и точностью попадания в роль.

Яркой, неразрывно связанной с сюжетом пьесы, можно сказать, говорящей в унисон с ней, что только подчеркивает ее достоинство и проникновение художника в суть, получилась декорация Александра Плинта. Она сразу создает образ, где проложены мостки и деревенские тропинки, где домотканое пестрое солнце ярко и улыбчиво подмигивает нам, где Васина голубятня выступает центральной частью образа спектакля и выполнена в виде белоснежного домика, который будто летит в голубом небе вместе с его пернатыми курлыкающими обитателями. И полет этих голубей в финале будет самым поэтичным местом спектакля.

Отлично звучит оркестр под управлением Евгения Зеленцова, заслуживает отдельной благодарности хорошо поставленный свет от заслуженного работника культуры Галины Мельник, а костюмы Оксаны Готовской замечательно дополняют общую картину происходящего, гармонично вписываясь в «гардероб» персонажей, красноречиво говоря за каждого из них. Домотканые фуфайки, фартуки, ситцевые платочки и платья, смешные, теплые, «домашние», расписанные рисунками и аппликациями в виде гусей и птиц и нанесенные на одежду исполнителей, — всё здесь к месту.

Веселая комедия, забавная лирическая история, игровая стихия которой захватывает с первых минут, не только развлекает, но и учит добру, пониманию друг друга, бережному отношению, прощению. Чтобы в итоге еще больше и острее ценить любовь, простое человеческое счастье, чтобы уметь открыть настоящие духовные ценности, щедрость сердца, которые носят в себе близкие и родные люди.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Игоря Сирохина.

На фото: Вася Кузякин (Егор Кириленко) и
Раиса Захаровна (Елена Барабошкина);

Баба Шура (Людмила Борисова, слева)
и Надя (Евгения Калашникова);

Вася Кузякин (Егор Кириленко) и его
младшая дочь (Марина Терновая)

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии