Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Травиата» на иркутской сцене

13 января, 2014

 

 

2013 год ушел в историю, а с ним ушли два всемирно признанных юбилея: 200-летие со дня рождения великого итальянского композитора  Джузеппе Верди и 160-летие со дня первой постановки его теперь тоже великой оперы «Травиата». А когда 6 марта 1853 года «Травиата» впервые появилась в оперном театре Венеции, она была жестоко освистана. И это, во-первых, потому что на сцену в качестве героини была выведена женщина легкого поведения, прообразом которой стала  известнейшая в Париже дама полусвета, или — назовем другим, более общеупотребимым словом — куртизанка  Мари Дюплесси. И никому не было дела до того, что ее любил сам Александр Дюма-сын и что он обессмертил Дюплесси в романе «Дама с камелиями». Во-вторых, оперу освистали за то, что неудачен был подбор актеров и играли ее в современных костюмах. Уже тогда, в 1853 году, это было непозволительно для Большой оперы!  Я сознательно подчеркиваю этот факт  в надежде, что современные режиссеры прочтут  и  не будут дубинкой своеволия замахиваться на произведения классического репертуара!

 

Самая популярная

Сегодня  «Травиата», ставшая на 160 лет старше, является, пожалуй, самой популярной в мировом вердиевском репертуаре: нет ни одного оперного театра мира, где бы не была представлена «Травиата», юбилейный сезон Верди театр Ла Скала открыл этой оперой, а Иркутская областная филармония представила на суд иркутских зрителей концертное исполнение бессмертного творения.

Иркутской филармонии не впервой обращаться к классическому оперному репертуару, в истории были и совместные постановки с театром Ла Скала, уже в 2013 году в концертном зале пытались оживить «Пиковую даму» Петра Чайковского, и вот теперь — опера «Травиата».

 

Успех восприятия

Концертное исполнение — чрезвычайно ответственное творческое мероприятие. Оно должно быть следствием наличия высокоталантливых солистов, квалифицированного хорового коллектива и, конечно, профессионального симфонического оркестра. Мы подчеркиваем эти требования потому, что исполнительский состав концертного воплощения оперного спектакля остается не защищенным декорациями, мизансценическими перемещениями, а оркестр, находясь на сцене, должен проявить не только яркое профессиональное звучание, но и чуткое ощущение стоящего рядом солиста, чтобы передать гармонию и чарующую красоту голоса и музыки Верди.

Я думаю, что в представленном концертном исполнении «Травиаты» успех восприятия, безусловно, принадлежит дирижеру Бурятского театра оперы и балета Валерию Волчанецкому, который обеспечил грамотное звучание Иркутского симфонического оркестра, чутко передав и драматизм, и волнующую лирику оперы, и уважительное отношение к вокалу солистов.

Хотелось бы сразу поздравить Иркутскую филармонию с обретением прекрасного хорового коллектива. Руководимый главным хормейстером Еленой Бояркиной камерный хор продемонстрировал совершенство и академизм звучания, тонко и профессионально передав все хоровые нюансы оперной партитуры.

 


В представленном концертном исполнении «Травиаты» успех восприятия, безусловно, принадлежит дирижеру Бурятского театра оперы и балета Валерию Волчанецкому, который обеспечил грамотное звучание Иркутского симфонического оркестра, чутко передав и драматизм, и волнующую лирику оперы, и уважительное отношение к вокалу солистов… Хотелось поздравить Иркутскую филармонию с обретением прекрасного хорового коллектива. Руководимый главным хормейстером Еленой Бояркиной камерный хор продемонстрировал совершенство и академизм звучания, тонко и профессионально передав все хоровые нюансы оперной партитуры.
 

Не только поздравления…

Что же касается исполнителей основных оперных партий, то здесь есть, к сожалению, повод для грусти. Партию Виолетты исполняет заслуженная артистка России Елена Кононенко. Иркутяне не первый раз встречаются с этой русско-австрийской певицей и могли оценить ее в концертном  репертуаре. Елена Кононенко обладает  сопрано широкого диапазона и даром драматической актрисы. Однако переходы от лирического пиано к драматическому форте певица воспроизводит с большой резкостью и максимальным напряжением, что нарушает образный и вокальный характер Виолетты. Но при всех этих «шероховатостях» Елена Кононенко — единственная профессиональная и талантливая вокалистка, которая работала во благо оперы  «Травиата».

Еще большая голосовая «натужность» проявляется у исполнителя партии Альфреда Евгения Иганса (Латвия). Если в среднем регистре его исполнение можно еще  рассматривать как эстрадное, то верхний регистр обеспечивался в форме крика и подчеркивал его оперную неспособность. Ограниченные вокальные возможности и у исполнителя партии Жермона артиста Фернандо Араужо (Бразилия): он пел громко, но неровно, и потому всегда выигрышные номера партии воспринимались холодно иркутской публикой. Считаю положительным участие в концертном исполнении оперы хороших вокалистов Чингиза Иванова, Олега Алексеева, Артема Дудкевича, Ильи Полякова, Екатерины  Переверзевой, Елены Терпуговой, Михаила Фирсова и Вячеслава Лоскутова, которые представляли творческие коллективы  Иркутска, Улан-Удэ и Красноярска и в значительной степени обеспечили неординарность вокального эксперимента Иркутской филармонии.

 


Что же касается исполнителей основных оперных партий, то здесь есть, к сожалению, повод для грусти. Партию Виолетты исполняет заслуженная артистка России Елена Кононенко, обладающая  сопрано широкого диапазона и даром драматической актрисы. Однако переходы от лирического пиано к драматическому форте певица воспроизводит с большой резкостью и максимальным напряжением, что нарушает образный и вокальный характер Виолетты… Еще большая голосовая «натужность» проявляется у исполнителя партии Альфреда Евгения Иганса (Латвия)… Ограниченные вокальные возможности и у исполнителя партии Жермона артиста Фернандо Араужо (Бразилия)…
 

Стремиться к совершенству

Завершается год Верди, но не заканчивается наше уважение к великому мастеру музыкального искусства и наше вечное стремление вновь и вновь обращаться к его потрясающим произведениям. И пусть это свершается в безупречном воплощении.

Арнольд Беркович, заслуженный деятель культуры РФ,
специально для «Байкальских вестей».

На фото: В 2013 году  отмечалось 200-летие со дня рождения
великого итальянского композитора Джузеппе Верди
и 160-летие со дня первой постановки его теперь тоже великой оперы «Травиата»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии