Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Востсибуголь»: самое тяжелое позади

10 января, 2017


100.jpg

Наиболее успешный с 2012-го — так называют 2016 год в компании «Востсибуголь». Тогда, четыре года назад, ее руководство отчитывалось о рекордных показателях, но уже скоро в силу целого ряда обстоятельств — от ситуации на внешнем рынке до пуска Богучанской ГЭС и аномально теплых зим — вынуждено было принимать решения о консервации техники и сокращении работников. Потому так важно, что ситуация стабилизировалась, а «Востсибуголь» уверенно занимает новую нишу — экспортера топлива.

Удача, ставшая системой

— Дно кризиса пройдено, самое тяжелое время позади. В последние месяцы представители правительства России говорят, что макропоказатели улучшаются. Ну и мы тоже чувствуем, как ситуация выправляется, — заявил генеральный директор «Востсибугля» Евгений Мастернак на итоговой пресс-конференции. — Я не буду пока называть конкретные цифры по производственным показателям, чтобы не спугнуть удачу и не обмануть никого неумышленно. По объемам уровня 2012 года мы не достигли, но зато готовы к современным реалиям и привыкли гораздо экономнее жить и радоваться маленьким победам.

В число побед 2016 года, безусловно, входит численность персонала: она не сократилась за год даже на одну позицию — 5828 человек. При этом производительность труда выросла на 5,3 процента и составила 203,6 тонны на каждого работника. Радуют и финансовые показатели. Средняя заработная плата на предприятиях «Востсибугля» — 43,3 тыс. рублей. На выплаты социального характера ежегодно направляется 100 млн. В 2016-м на реализацию мероприятий по коллективному трудовому договору израсходовано 183 млн рублей, на благотворительную помощь перечислено почти 30 млн, а на финансовую помощь ветеранам угольной отрасли выделялось 2,2 млн рублей. В бюджеты разных уровней перечислены налоги в сумме 3 млрд рублей.

Значительным достижением являются и сохраненные объемы экспорта угля за рубеж. Впервые в истории компании продать 1 млн тонн угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь в Японию, удалось в 2015 году.

— Это говорит о том, что это не просто удача, это уже система, мы смогли нишу занять и закрепиться в ней, — подчеркнул Мастернак.

На китайском направлении

Глава «Востсибугля» отмечает, что уже несколько лет внутренний угольный рынок сжимается и развивать необходимо именно экспортную составляющую бизнеса. При идеальном раскладе доля направляемого за границу топлива должна составлять 30—50 процентов от общих объемов поставок, пока эта цель довольно далека — всего 1 млн из 13 млн тонн. Самые крупные на данный момент проекты «Востсибугля» базируются за пределами Прибайкалья. В первую очередь это разработка Кирбинских участков Бейского месторождения в Хакасии.

— Этот актив мы считаем наиболее экспортно-ориентированным, способным в целом диверсифицировать всю деятельность компании, основным потребителем которой уже долгое время является «Иркутскэнерго», — объяснил Владимир Смагин, заместитель генерального директора «Востсибугля» по развитию и взаимодействию с государственными органами. — Задачи по Бейскому месторождению на ближайшие два года скромные, по 150—200 тысяч тонн, а где-то к началу 2020-х годов — выход на проектную мощность до 4 млн тонн.

Освоение Зашуланского месторождения в Забайкальском крае «Востсибуголь» начал вместе с крупнейшей китайской компанией по добыче угля «Shenhua». Именно из-за этого сотрудничества реализация проекта несколько замедлилась, отмечает Смагин. По его словам, после климатического саммита, прошедшего в 2015 году в Париже, Китай стал уделять больше внимания альтернативным источникам энергии.

— В Китае экологическая ситуация тяжелая, если не пользоваться более яркими эпитетами. Там построили ветряные электростанции, солнечные, но это не замещает всей потребности, так что сейчас они опять наращивают объемы добычи угля. Тем не менее по Зашуланскому месторождению активность их отчасти снизилась, и прорывного проекта, увы, не получится. Путь будет непростой и достаточно длительный, — заявил Смагин.

— Эволюционный, — поправил его Мастернак.

«Шагающий» проект

Что касается Иркутской области, «Востсибуголь» рассматривает возможность разработки одного из участков Вознесенского месторождения, также с экспортным качеством угля. Планируемая плата за недра — около 100 млн рублей, дальнейшие вложения могут достигнуть миллиарда. На южном блоке на Мугунском разрезе филиала «Тулунуголь» решено изменить схему транспортировки. Если раньше уголь из забоя сразу грузили в вагоны и отправляли потребителям, то теперь на участке появится усреднительный склад. Там уголь из разных забоев будет смешиваться для достижения лучших общих показателей еще до поставки на склады «Иркутскэнерго».

В 2017-м компанией впервые за шесть лет будут перемещены три экскаватора (два из которых шагающие) — с Черемховского на Головинский разрез, с Жеронского на Ирбейский и с Тулунского на Жеронский. Процесс уже начался и завершится только к октябрю. Несмотря на свое название, шагающий экскаватор, по определению Евгения Мастернака, «условно движимое имущество»,  передвигается он со скоростью не более 60 км в час. Например, 36 км от Черемховского до Головинского разреза аппарат «шагал» бы долго и к месту назначения прибыл бы в состоянии, требующем капитального ремонта. Поэтому сейчас экскаваторы полностью разбирают, параллельно проводя ремонт и покраску, и собирать будут уже на новом месте. Стоимость этого масштабного мероприятия — 200 млн рублей, но выгода в итоге окажется больше. Перемещение позволит увеличить объемы вскрышных работ и получить дополнительно порядка 250 тыс. тонн угля высокого качества.

В целом планируется значительно увеличить инвестиции в модернизацию предприятий «Востсибугля». Если в 2016-м на это было направлено 440 млн рублей, то в 2017 году потратить планируется 843 млн.

— Мы начали процесс, который прямо не влияет на производительность, но все равно очень важен. Это приведение производственных помещений в современное состояние — панели, которые удобно мыть, которые хорошо выглядят и не имеют выступов, где скапливается грязь. Массово меняем освещение на предприятиях на светодиодное, — сообщил генеральный директор компании. — На Касьяновской обогатительной фабрике завершен второй этап модернизации оборудования и улучшен основной показатель — выработка концентрата с 2010 года суммарно выросла более чем на пять процентов. Работы там будут продолжены, и в следующем году мы, наверное, на фабрике итоговую пресс-конференцию и проведем.

А теперь — в холодную воду

В завершение разговора — о проблемах. Из года в год они у компании существенно не меняются — низкая доля в общем объеме поставок угля на Иркутскую область (упала в период с 2009 по 2015 год на 350 тыс. тонн), задолженности предприятий ЖКХ, дробление месторождений и передача лицензий на них мелким компаниям, не несущим социальной ответственности. В ноябре Евгений Мастернак озвучил наболевшее в Черемхово на пленарном заседании с участием депутатов Законодательного собрания Прибайкалья, в декабре повторил на обсуждении проекта Стратегии социально-экономического развития Иркутской области.

— Ожидать мгновенной реакции было бы слишком, но мне показалось, нас наконец-то услышали. Отмахнуться от наших проблем было попросту невозможно, — подчеркнул Мастернак.

Елена Пьянова, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести».

На фото: На Черемховском угольном разрезе 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии