Очень непростая история
Иркутский театр юного зрителя имени А.Вампилова пригласил своих зрителей на спектакль «Это всё она?..», который стал результатом показанного на «Режиссерской лаборатории» в январе 2016 года эскиза в рамках проекта «Твое пространство» АКТЕР-РЕЖИССЕР Квест. Его поставила актриса Анжела Маркелова, и премьера состоялась 18 мая. Руководил постановкой главный режиссер ТЮЗа имени А. Вампилова Андрей Сидельников.
Действие разворачивается в пространстве, которое представляет собой и квартиру, и Сеть, Всемирную паутину, в которой зависают сегодня миллионы. Сценография Анастасии Карамышевой лаконична, символична и выразительна, где сама Сеть представлена в виде нитей, опускающихся с колосников, опоясывающих действующих лиц. Время от времени загорается экран, гаснет, вспыхивает снова. Идет жизнь, течет время, кого-то «унося с поверхности земли», кого-то принося в этот мир. Но здесь, за стенами конкретной квартиры, в ее тесном мирке, между двумя самыми близкими по крови людьми нет понимания, нет близости, нет мира. Это Сын и Мать.
Мать с любовью рассматривает старые фотографии маленького Сына, ставя их в проектор одну за другой, вспоминает, как впервые сказал «мама», улыбнулся, сделал первые шаги… Как в киноленте, страницу за страницей, отматывает она эпизоды прожитой жизни.
Зритель застает их в момент, когда ранее в их доме случилось несчастье с отцом и мужем и они трагически переживают этот момент. Горе их не сблизило, а, напротив, развело в разные стороны. Взаимные упреки разъединяют и отдаляют все больше. Но почему? В чем причины?
Режиссер Анжела Маркелова вслед за драматургом Андреем Ивановым отправляет нас по пути расследования, чтобы выяснить, понять, узнать, откуда истоки этого непонимания друг друга…
В силу возраста Сына мало заботят внутренние переживания Матери, он находит спасение в Сети, где знакомится с девушкой по имени Тоффи… Далее события разворачиваются стремительно и не совсем обычно. Не буду рассказывать сюжет и открывать главную интригу. Спектакль надо смотреть, включая свои эмоции, размышления, переживая сердечно. Да иначе на этом спектакле и не получается.
Не назидательно, но эмоционально, тонко, корректно, с большим чувством меры постановочная группа пытается разобраться в проблеме. Режиссер Анжела Маркелова понимает, что имеет возможность обратиться напрямую к молодой и взрослой аудитории, потому спектакль по ходу действия превращается в диалог с залом: неслышный и невидимый, но то, что он есть, несомненно. После спектакля зрители даже расходятся не сразу, не спеша сбросить эту историю и погрузиться в текущие дела. Многие какое-то время сидят, видимо осмысливая увиденное, кто-то начинает тут же делиться мнением с соседом. Это очень хорошо, что спектакль вызывает отклик, желание высказаться. Я думаю, что и сами актеры будут открывать в нем еще что-то новое и сам спектакль будет расти и совершенствоваться, потому что всем он очень дорог.
В ходе репетиций сложилась команда, ансамбль, что очень важно для результата. Актеры наполнили пространство своим личным отношением, своим участием, проникновением в судьбу персонажей каждое мгновение спектакля, потому он смотрится пронзительно и эмоционально. Актерам доверяешь и переживаешь душевно, подключаясь сердцем.
Роль Матери актриса Елена Грищенко ведет от сцены к сцене точно, словно обнажая свою боль к финалу все больше и больше. Роль сложная, требующая многих красок и полутонов. Актриса точна во внутренних движениях и реакциях характера, за ней интересно наблюдать. В роли Сына Павел Савин свободен, раскован. Временами цинично-насмешлив и весел, временами растерян и затаен. Он груб и резок с Матерью, но под этой бравадой мы чувствуем его боль. Актер не линеен, он пытается нащупывать второй, третий план, и за ним стоят объем, глубина, характер.
Интересна в роли Тоффи актриса Татьяна Чадина. Жестко, сильно, изобретательно, где-то забавно она выстраивает рисунок персонажа. Она эффектна, обаятельно-сдержанна, умеет превращать простые физические действия в Образ.
Тауэрский Ворон — актер Александр Карпенко в своей роли живет наполненно, азартно, выразительно, увлеченно, стараясь передать все внутренние состояния героя.
По ходу действия то и дело задаешься вопросами. Что происходит сегодня с людьми? Что происходит с миром? Куда мы все летим, бежим, несемся? В этой гонке не замечаем, как выхолащиваемся, теряем близких людей, искренность чувств, любовь, доброту. Жизнь превращается в какой-то безумный фарс, когда в нем даже самое главное — наши дети — становятся не главными. Сначала, за делами, мы просто не замечаем, как они растут, чем заняты, потом они просто отдаляются от нас, а когда мы о них вспоминаем, они уже не нуждаются в родительской любви. Они выросли.
В спектакле поднимается вечная тема «отцов и детей», но поданная по-новому, рассказанная современным языком, вызывающая зрителя на размышления. Подвигающая к разговору о молодых, которые сегодня с головой ушли в свои гаджеты, ушли из реального мира — в виртуальный, придуманный, не имеющий ничего общего с реальностью.
Быть может, этот спектакль кому-то напомнит о том, что родительская любовь в нашей культуре воспитания — одна из главных тем.
И еще. В спектакле намечен режиссерский почерк, о котором хочется говорить, и хочется, чтобы он был продолжен, чтобы не было остановки.
Лора Тирон, «Байкальские вести».
Фото Владимира Безродных, «Байкальские вести».
На фото: В сцене из спектакля
Елена Грищенко (Мать), Павел Савин (Сын),
Александр Карпенко (Тауэрский Ворон),
Татьяна Чадина (Тоффи)
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.