Анатолий Орлов – человек нелинейной судьбы
«А давайте, ребята, махнем куда-нибудь впятером? Пять лет жили вместе, учились, друг другу помогали, картошку жарили, а теперь разлетаться по Советскому Союзу?» По распределению уехать всем можно было только в Ангарск. Тогда взяли с полки сувенирный лапоть и отмерили расстояние на карте до молодого сибирского города – получилось пять «шагов»… Вполне преодолимо!
«А можно, я сначала слесарем поработаю?»
Так в 1969-м выпускник Воронежского технологического института Анатолий Орлов, дипломированный инженер-механик химических производств, и его четыре товарища оказались в Иркутской области. Общее решение ничто не смогло поколебать. Нашего героя безрезультатно уговаривал остаться в Воронеже главный инженер крупного предприятия, обещая сразу квартиру рядом с работой. Трое из пяти собравшихся в Ангарск друзей были уже женаты, и их супругам пришлось ехать в профильное министерство в Москву просить перераспределения. Главы семей постановили – в Сибирь, ничего не поделаешь!
…На Ангарском нефтехимическом комбинате Орлова ждал азотно-туковый завод. И на собеседовании Анатолий, перед которым был выбор должностей мастеров 83-го и 35-го цехов, вдруг попросил: «А можно, я сначала слесарем поработаю, хотя бы месяца два?». Главный инженер вскинул брови и снял трубку с телефона: «Тут у молодого человека интересное предложение!». Директор завода Геннадий Богомолов, пригласив их в кабинет, выслушал парня, который объяснил, что во время преддипломной практики на ленинградском заводе «Комсомольская правда» имел дело с пластмассами. И нужного опыта маловато. Геннадий Иванович ответил: «Хорошо, согласен! Но при условии: месяц работаешь слесарем, а потом идешь мастером в тот цех, в который я скажу!».
Новичка определили в цех по производству аммиака, причем (здесь «удружил» директор) – слесарем пятого разряда! А пятый разряд в коллективе, где Анатолию предстояло делать первые шаги на комбинате, был только у бригадира… Но ничего, зеленого еще новобранца приняли тепло, по-братски. А тот, в свою очередь, обнаружил обучаемость, труда не боялся (недаром в свое время выбрал самый близкий не только к сердцу, но и к рукам факультет института).
Через месяц Орлова приняли мастером в механический цех, вскоре – старшим мастером, старшим инженером-технологом…
Лидерские способности не утаишь
Анатолий Орлов – из тех редких людей, что успешны и в производственной, и в общественной деятельности. Вот и на комбинате в нем тут же разглядели незаурядные способности вожака. Анатолий в школе был секретарем комсомольской организации, возглавлял жилищно-бытовую комиссию в профкоме института. Разносторонний человек, трижды участвовал во всероссийских спортивных соревнованиях по легкой атлетике (в Краснодаре, Днепропетровске и Казани), был членом спортивного клуба института, а на комбинате возглавил подразделение Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов.
Не ставя перед собой карьерных целей, Анатолий Иванович тем не менее всегда продвигался по ступенькам вверх даже не быстро – стремительно. Так, в мае 1971 года его избрали секретарем комсомольской организации нефтехимического комбината (крупнейшей в Ангарске!), в ноябре 1972 года Орлов – первый секретарь Ангарского горкома ВЛКСМ, через год – уже второй секретарь обкома, и всего через два года, в 1975-м, – первый секретарь Иркутского областного комитета комсомола.
Такая головокружительная смена дат говорит об Анатолии Орлове как об удивительно одаренном лидере. Ведь и без того высокая должность первого секретаря обкома ВЛКСМ в Прибайкалье предполагала и вовсе исключительную ответственность. Случайно или по протекции сюда не попадешь. Потому что комсомол являлся главной силой всесоюзных и областных ударных комсомольских строек, которых в Иркутской области развернулось больше всего в СССР. В период, когда Орлов возглавлял обком комсомола, на строительстве Усть-Илимского лесопромышленного комплекса трудились отряды из братских социалистических стран, возводился молодой город Саянск, продолжалось строительство заводов и комбинатов в Братске, Байкальске, Шелехове…
Удивительное время
А 1974-й, который стал вторым годом работы Анатолия Орлова в областном комитете ВЛКСМ, вошел в историю страны звучной аббревиатурой БАМ. Байкало-Амурская магистраль. Гигантская стройка, на которую было обращено внимание всей страны. Сейчас она вспоминается, прежде всего, обаянием комсомольской романтики, а ведь с точки зрения организации процесса это было невероятно сложное дело! Стекавшиеся в Иркутскую область молодые силы не боялись труда, но были неопытны и при этом невероятно масштабны. Тем не менее удалось не только избежать вполне вероятных в таких условиях работы крупных чрезвычайных происшествий, но и завершить строительство досрочно.
Анатолий Иванович вспоминает: трудовой энтузиазм тогда был совсем не штампом – какие уж тут штампы! При формировании первого иркутского отряда бойцов магистрали, как называли ее строителей, конкурс был восемь человек на место. Каждый доказывал, что достоин именно он. Весной 1974-го группа девушек дошла от Усть-Кута до поселка Звездного, преодолев пешком около 50 километров, – ведь прекрасный пол на стройку поначалу не брали. Узнав об этом самодеятельном «марш-броске», Анатолий Иванович вышел на руководство «Ангарстроя», чтобы на стройку принимали и девчат…
За молодежь, героически прокладывающую трассу в суровой тайге, переживали не только родители. В Иркутскую область центнерами приходили посылки от жителей страны, которые тоже хотели внести свой вклад. Согреть парней и девчат теплыми носками и варежками, порадовать книгами, да просто чем-то вкусным…
И ведь отступавших перед этой действительно очень тяжелой работой было мало. Анатолий Иванович с улыбкой вспоминает историю, которая превратилась в анекдот. Когда в нехоженом лесу прорубали просеку, один из новоиспеченных лесорубов, безуспешно попытавшись справиться с огромным кедром, отбросил пилу со словами: «Не я это дерево сажал – и валить его не буду…».
Дружба – не просто слово
Понятно, что вписанные золотыми буквами в историю нашей страны стройки вели живые, молодые, эмоциональные люди. Так, в Усть-Илимске, где силами стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) строился лесопромышленный комплекс, одним из летних вечеров разгорелся конфликт в ресторане – подрались венгры и немцы. Тревожный звонок Орлову поступил ночью, и рано утром он вылетел на место событий. Встретила его директор с такой речью: «Ой, Анатолий Иванович, вы не поверите! Прихожу сегодня в полдень и не узнаю свой ресторан. Это другой ресторан… Лучше!». Оказывается, сразу после инцидента командир немецкого отряда поднял своих бойцов по тревоге. Столяры и отделочники с золотыми руками всего за несколько часов буквально преобразили зал. «Вы знаете, Анатолий Иванович, может, нельзя так говорить, но побольше бы таких драк…»
Разных историй вспоминается много, хоть пиши книгу – героическую, интересную, но и обаятельную, а местами смешную. Так, в том же Усть-Илимске долго вспоминали историю с болгарами, по-дружески подтрунивая над их долго не поддававшейся объяснению проблемой. Те возили ночами грунт на КрАЗах, работали много, а результаты почему-то были совсем не впечатляющие. Оказалось, свой пост периодически покидала, убегая на свидания, тачковщица, и часть грузов просто не учитывалась. Так производственные показатели пострадали от любви.
А работали все дружно, и руководству не доводилось сталкиваться с по-настоящему серьезными противоречиями. Бурно кипела спортивная жизнь, коллеги из разных стран азартно сходились в соревнованиях, а потом знакомили всех со своими странами на днях Венгрии, Болгарии, Польши, ГДР…
Очень запомнился всем участникам VII фестиваль дружбы молодежи СССР и МНР, который состоялся в Иркутской области в 1981 году. Для монголов Иркутск всегда был воротами в СССР. Судьбы многих выдающихся деятелей республики были связаны с этим городом, с его вузами. Тысячи советских рабочих и служащих, инженеров, ученых принимали участие в развитии народного хозяйства Монголии. И иркутяне, пришедшие 31 июля на перрон железнодорожного вокзала, встречали не просто посланцев другой страны, а друзей.
Фестиваль, проведенный на высоком уровне, развернулся не только в Иркутске. Участники посетили города и поселки области. Ангарск, Усолье-Сибирское, Братск, Шелехов, Усть-Илимск, Усть-Кут, Ния, Улькан, Казачинское, Усть-Орда – везде гостей встречали сердечно, хлебом-солью и букетами таежных цветов. А сколько было вопросов к космонавтам, которые вошли в состав делегаций! Владимир Джанибеков признавался Анатолию Ивановичу, что его очень растрогала душевная теплота сибиряков.
Провожали монгольских друзей на вечернем перроне, и как только из репродуктора зазвучала песня «Главное, ребята, сердцем не стареть!», ее слова подхватили все участники митинга.
К слову, встречи были одним из важных направлений работы обкома ВЛКСМ, и этому также нужно было много внимания. То, как Иркутская область выглядит в газетах и журналах, в глазах многочисленных высоких гостей и всего населения огромного СССР, во многом зависело от усилий лидеров комсомола. Анатолий Иванович как-то посчитал, что за 360 дней они организовали прием 454 делегаций.
Стройотряды – большая сила!
Иностранная молодежь принимала активное участие и в работе студенческих строительных отрядов (ССО). Вместе с советскими студентами на стройках области работали от 500 до 600 студентов из 40 стран мира. Интерес местных жителей вызывали лекции и выступления художественной самодеятельности, организованные гостями из-за границы.
Продолжая тему стройотрядов, надо сказать, что их движение в Прибайкалье получило в 80-е мощный импульс развития. Вот, например, цифры из отчета о работе ССО Иркутской области в 1983 году. Областной ССО численностью 8393 человека трудился на 455 важнейших народно-хозяйственных объектах. Из них 174 введено в эксплуатацию и под монтаж оборудования. Из 259 объектов, принятых к строительству на селе, 74 сданы в эксплуатацию. А всего за этот год областной студенческий отряд освоил свыше 15 миллионов рублей. Внушительная сумма по тем временам.
География работы была широкой. В Астраханской области собирали помидоры и арбузы, на Сахалине и Камчатке добывали морепродукты, ездили проводниками на поездах, воспитывали ребят в пионерских лагерях, возводили объекты промышленности и сельского хозяйства… А чтобы эта армия молодежи успешно трудилась и качественно отдыхала, комитеты комсомола вместе с промышленными предприятиями проводили огромную подготовительную работу. Командиров и комиссаров отрядов обучали на базе зональной комсомольской школы в Ангарске, линейных врачей – силами мединститута, в политехническом институте готовили мастеров линейных отрядов... Бойцы отрядов постигали строительные профессии в системе профтехобразования, в учебно-курсовых комбинатах, проводниками становились на базе Восточно-Сибирской железной дороги. Особое внимание уделяли системе охраны труда.
– На первоначальном этапе работ, конечно, возникали трудности, – вспоминает Анатолий Орлов. – Помню, не раз приходилось разговаривать с руководством трестов «Братскгэсстрой», «Зимахимстрой», «Иркутсклесстрой» о нерешенных жилищно-бытовых вопросах, недостаточной готовности фронта работ, нехватке стройматериалов, порой о желании использовать труд студентов лишь на второстепенных объектах. Приходилось поправлять и некоторых командиров линейных отрядов за ненадлежащее отношение к правилам техники безопасности. Но ситуацию выправляли. К организации деятельности стройотрядов, как и к решению других стоящих перед комсомолом задач, привлекались очень энергичные, талантливые, ответственные люди, совместной работой с которыми я по-настоящему горжусь.
Еще и полковник!
У многих людей трудовая биография течет «плавно», когда один ее этап предопределяет следующий. А вот сформулированная в заголовке этого материала особенность судьбы Анатолия Орлова – нелинейность. Талантливый производственник, потом – не менее одаренный лидер молодежи… А в 1984-м – начальник политотдела УВД по Иркутской области. Решение о создании таких структур в органах внутренних дел было принято ЦК КПСС. Первый секретарь обкома КПСС Василий Ситников сказал: «Надо!», и комсомол в лице Анатолия Орлова должен был ответить «Есть!».
Позже Анатолий Иванович возглавил в УВД управление по кадрам, окончив службу в 2000-м в звании полковника. А затем был следующий этап в жизни – работа на предприятии «Саянскхимпласт», период руководства российско-китайским предприятием в Маньчжурии, два года в Иркутске, тоже в структуре «Саянскхимпласта»…
В 1999 году Анатолий Орлов стал инициатором создания Иркутского регионального общественного движения «Ветераны комсомола». Только благодаря его настойчивости оно было зарегистрировано и начало действовать. На счету Координационного совета движения, почетным председателем которого он является и сейчас, много больших и важных дел.
Анатолий Иванович – также президент клуба офицеров – ветеранов органов внутренних дел «Товарищ», член президиума регионального общественного движения «Ветераны спорта Иркутской области», член совета по наградам при губернаторе Прибайкалья. В общем, на заслуженном отдыхе отдыхать и некогда. Да не очень-то и хочется. Не привык!
Наталья Антипина, «Байкальские вести».
Фото из архива Анатолия Орлова.
На фото: Май 1974-го, на строительство БАМа
провожают первый иркутский отряд бойцов.
Крайние справа – первый секретарь Иркутского
обкома комсомола Валерий Игнатов,
за ним – второй секретарь Анатолий Орлов;
Анатолий Орлов – отдыхать некогда,
да и не хочется
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.