Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

А получается опять же как всегда…

23 ноября, 2015

В Иркутске возобновился отлов бродячих животных

сабака.jpg

Подрядчик, согласно условиям выигранного в конце октября аукциона, обязан до конца года отловить 295 собак — то есть примерно по полторы на каждый квадратный километр города. Очевидно, что придется выбирать только самых сердитых псов — накопилось слишком много обращений по поводу распоясавшихся лохматых сообществ, включающих значительно больше трех сотен особей. Тревожные сигналы поступают из района железнодорожного вокзала, нескольких поликлиник, детсадов и школ, десятков улиц. Так, пару недель назад у школы № 66 свора из десятка особей атаковала школьников, порвав одному из них штаны.

У попа была собака…

Можно сказать, что все мы являемся свидетелями уникального процесса. Защитники животных морально теснят управленческий аппарат Иркутской области — очевидно, если б не они, популяцию лучших друзей человека у нас продолжали бы регулировать преимущественно путем отстрела. Но вот уж несколько лет в Иркутске хотя бы по прописанной в документах процедуре бродячих собак пытаются вернуть в цивилизованное общество, не марая рук убийством.

А в 2013 году уже в масштабах всего региона были приняты законы «Об отлове, транспортировке и передержке безнадзорных собак и кошек в Иркутской области» и «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере обращения с безнадзорными собаками и кошками в Иркутской области». Законы вступили в силу с 1 января 2014 года. И если раньше города и районы боролись с проблемой бродячих собак кто как придумает, то вот уже второй год территории пользуются соответствующей областной инструкцией. И деньги на борьбу им теперь дают — в 2015 году на Иркутскую область из областного бюджета выделено 30,5 млн рублей. На эти средства соответствующими регулирующими мероприятиями к концу года должны охватить 7700 особей, то есть потратить на каждую из них 3961 рубль. В результате эти четвероногие счастливцы должны в идеале либо найти хозяев, либо через положенные по закону шесть месяцев вернуться в привычную среду привитыми, учтенными и не способными размножаться дальше.

Правда, судя по немалому опыту пионера в этой деятельности — Иркутска, весь процесс, который по задумке должен бы неуклонно вести к уменьшению популяции лохматых бомжей, напоминает бесконечную докучную сказку про попа и его собаку, причем включая и физическое уничтожение.

Бесприютье

Когда область еще не взяла в свои руки дело обращения с безнадзорными животными, в Иркутске несколько лет подряд заключался контракт с ООО «Пять звезд» (ранее «Байкалвет»), у которого имеется приют в поселке Карлуке, Иркутского района. Зоозащитники невзлюбили это предприятие и, мобилизовав из своих рядов юристов, в начале 2013-го заблокировали заключение очередного контракта через обращение в Федеральную антимонопольную службу.

Далее контракт на несколько месяцев 2013 года в Иркутске впервые за многие годы выиграла не специализирующаяся на отлове и содержании животных организация, а МУП «Спецавтохозяйство». Оно, в свою очередь, заключило договоры субподряда со всеми тремя действующими в городе приютами (опять же в Карлуке, а также при питомнике «К-9» и при фирме «Дальпромлес»). В 2014 году аукцион, проведенный уже под сенью принятых областных законов об обращении с животными, победило МУПЭП «Горзеленхоз». Оно пошло по стопам своего предшественника, заключив аналогичные субподряды со всеми тремя приютами, поделив между ними территорию города. От монополии «Пяти звезд» вроде бы избавились. Но в декабре случилось событие, опять омрачившее весь процесс: волонтеры вывезли более 100 собак из приюта «Сталкер», принадлежавшего фирме «Дальпромлес».

Таким образом, едва созданный «Сталкер», вначале так полюбившийся зоозащитникам, доверия не оправдал. Договор с ним расторгли. А через несколько дней здание на ферме, которая приютила этих животных, сгорело — почти все они погибли в огне. Утром дознаватели нашли на месте бутылку из-под горючего вещества.


Количество укусов собаками в Прибайкалье растет. В 2013 году были покусаны 3,8 тысячи человек, в 2014 году зафиксировано уже 4,2 тысячи пострадавших. Примерно половина из них — жертвы безнадзорных животных.


Семь миль не крюк…

В 2014 году действие областного закона об обращении с животными почему-то распространили лишь на 16 муниципалитетов Иркутской области, включая Иркутск, и дали им на соответствующие мероприятия 32,2 млн рублей. В 2015 году эту общую сумму, которую к тому же скостили на 2 млн, распределили уже на 42 города и района. Видимо, посчитали, что за предыдущий период количество неохваченных собак снизилось. Кстати, как вообще определяют объем финансирования, общественности понятно не до конца. Вроде бы исходя из примерного количества бродяжек. Число безнадзорных собак в регионе определяют «путем визуального подсчета», и в прошлом году насчитали свыше 16 тысяч особей.

Кроме того, в 2015 году опять случилась революция в составе предприятий, занимающихся отловом и дальнейшей работой с бродячими животными. Некое ООО «Перспектива-Авто», ранее действовавшее в Республике Бурятия, выиграло аукцион на проведение соответствующих работ в Иркутске, уронив изначальную сумму контракта с 2,24 млн рублей, выделенных городу из областного бюджета, до 1,58 млн рублей. Кроме Иркутска «Перспектива-Авто» также получила ряд контрактов в шести муниципалитетах, в том числе в Ольхонском и Братском районах. Территорию для передержки животных фирме предоставил все тот же приют «Пять звезд» в Карлуке. Сдружились, так сказать, на почве общей философии…

Чтобы собаку поймать, подготовить к процедуре стерилизации или кастрации, приобрести хоть какие-то препараты, да просто чтобы по-честному кормить ее полгода и еще что-то платить работникам приюта, не хватает и первоначально отведенных неполных 4 тыс. рублей. А тут на сцену явилась фирма, оценившая свои услуги с такой восхитившей чиновников экономией! Возражения, что с такими расчетами собаку выгодно только убить, услышаны не были. На какие деньги «Перспектива-Авто» собирается еще и возить отловленных животных из территорий за десятки и сотни километров в Иркутск, вопрос тогда тоже не поставили. А возить необходимо — кроме как в областном центре, специализированных мест для передержки, готовых принять столько бродяжек, в регионе нет. Еще один вопрос — куда выпустят через шесть месяцев животных, привезенных из разных точек региона? Их ведь никто не вернет «на родину» — и они, выходит, пополнят популяцию в Иркутске…

Где собаки зарыты

В Иркутске по первому заключенному контракту ООО «Перспектива-Авто» обязалась отловить в 2015 году 558 бездомных четвероногих (кстати, по специализации это предприятие является автошколой). Исполнительный директор фирмы Дари Цыбикова хвалилась, что у компании есть «хороший опыт работы в этой сфере деятельности». Перед прибывшими в Карлук представителями власти развернули захватывающую перспективу планов, включая строительство сотен вольеров. Воодушевленные чиновники заговорили даже о чипировании: мол, каждая особь, раз попав в руки специалистов, с чипом под кожей войдет в четко регулируемую систему…

Эта идиллия длилась недолго. Через несколько месяцев проверяющие с печалью узрели в Карлуке всего лишь 197 особей, которых к тому же представители «Перспективы-Авто» показывали комиссиям из других районов и городов как «их» собак. В протоколе проверки обескураженные ревизоры констатировали «отсутствие корма и воды в клетках», отсутствие обещанного ветеринарного пункта, «неутилизированные трупы животных», «содержание больных и здоровых собак вместе». Кроме того, судя по документам, новоявленные бравые собаколовы «стерилизовали» павших животных, два раза «проводили процедуру кастрации» одних и тех же псов…

Кстати говоря, предвидеть эту возмутительную ситуацию можно было при помощи любого поисковика в Интернете. Там легко найти информацию, что ООО «Перспектива-Авто» занималась отловом бродячих собак на территории г. Улан-Удэ с августа по декабрь 2014 года. На эти цели из муниципального бюджета города было выделено 14 млн рублей. По окончании контракта, в конце декабря, фирма бросила четвероногих, находящихся в их приюте «Забота». Собаки, оставленные без еды в закрытых вольерах, провели там несколько дней, занимались каннибализмом, многие погибли и от голода, и от холода, пока оставшихся не спасли волонтеры.


Сомнительно, могут ли в принципе существовать в нашей реальности предприятия, готовые по-честному и на постоянной основе «свешать на себя» всех бродячих собак города и области и воплотить мечту авторов областных законов об обращении с животными. В общем, будущность туманна.


Собачья работа

В настоящее время ООО «Перспектива-Авто» внесено в список недобросовестных исполнителей и больше не сможет принимать участие в аукционах на оказание услуг на территории города Иркутска. Впрочем, большинству остальных территорий, с которыми у него были заключены контракты, предприятие услуги все еще оказывает. В конце октября руководитель общественной организации «Земляне» Татьяна Овсянникова написала заявление в полицию на исполнительного директора предприятия Дари Цыбикову по поводу нанесенных побоев — так закончилась очередная попытка зоозащитников провести проверку приюта.

Кстати, и в родном Улан-Удэ госпожа Цыбикова уже нападала на людей, но там от ее действий пострадали представители СМИ.

В августе муниципальный контракт на отлов и содержание 163 безнадзорных животных в Иркутске выиграл питомник «К-9». Ему заплатили 653 тыс. рублей, сэкономленные от областной субвенции благодаря «щедрости» «Перспективы-Авто, предложившей ранее свои сверхдешевые услуги. Когда и эти деньги закончились, а собаки остались, было принято решение выделить уже из бюджета Иркутска дополнительно 902 тыс. рублей. Решение это поддержали депутаты городской думы. Теперь до конца года еще 295 собак поймает вновь выигравший аукцион питомник «К-9».

Впрочем, большого количества желающих заняться собачьей работой сейчас нет. Можно подозревать, что «К-9» уговорили спасать ситуацию. «К-9» никогда не вызывал серьезных нареканий ни у зоозащитников, ни у чиновников и контролирующих организаций, но всю перманентную борьбу с проблемой собачьей беспризорщины в Иркутске он вряд ли возьмет на себя, да никогда и не стремился. Специализация «К-9» — племенное разведение собак. Да и вообще, как-то уже сомнительно, могут ли в принципе существовать в нашей реальности предприятия, готовые по-честному и на постоянной основе «свешать на себя» всех бродячих собак города и области и воплотить мечту авторов областных законов об обращении с животными. В общем, будущность туманна.

По закону военного времени

Количество укусов собаками в Прибайкалье растет. В 2013 году были покусаны 3,8 тысячи человек, в 2014 году зафиксировано уже 4,2 тысячи пострадавших. Примерно половина из них — жертвы безнадзорных животных. В Иркутской области почти полвека не фиксировались случаи собачьего бешенства, но существует угроза заноса этой инфекции из Красноярского края, Якутии, Бурятии, Новосибирской области, сопредельной Монголии.

При этом ведь нельзя сказать, что в регионе ничего не делается для решения проблемы. Но результат пока далек от мечты. Еще в прошлом году, в первый год действия новых законов об обращении с безнадзорными животными, Служба государственного финансового контроля Иркутской области начала находить нарушения, связанные с нецелевым использованием средств, выделенных на отлов. 

И на Москву надеяться не приходится. Законопроект «Об ответственном обращении с животными», который мог бы урегулировать соответствующую деятельность на уровне государства, находится в Госдуме. Документ как прошел первое чтение в 2011 году, так до сих пор и не принят в последующих чтениях.

Кстати, у соседей — в Бурятии, откуда и прибыла к нам одиозная «Перспектива-Авто», дела обстоят еще драматичнее. Сейчас местные зоозащитники, так же как когда-то их иркутские единомышленники, пытаются через ФАС заблокировать конкурсную документацию на очередной контракт на отлов собак. Этот контракт написан в соответствии с новыми правилами: в феврале в Бурятии ввели в законодательство о животных понятие «одичавшие», то есть «не подконтрольные человеку». Теперь отнесенных в эту категорию четвероногих, если они не были никем востребованы, можно уничтожать «без суда и следствия», то есть без подтверждения их болезни или агрессии. Приводить такой приговор в исполнение можно не через шесть месяцев, а через трое-семеро суток (семь суток отведено для тех четвероногих пленников, которые «не проявляют необоснованную агрессию, положительно реагируют, подходят и принимают корм от человека», трое суток — для их менее «сговорчивых» товарищей по несчастью).

В ходе реализации контракта по такому «закону военного времени» в этом году будет уничтожено 85 процентов всех отловленных в Бурятии собак, на это выделяется 3,4 млн рублей. Пока зоозащитникам удается только слегка тормозить процесс…

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото автора

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии