Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Андрей Стрельцов: Театр кукол – не только для детей

22 ноября, 2021

Директор Иркутского областного театра кукол «Аистенок» рассказал о том, что происходит за ширмой во время спектакля, о применении современных технологий в постановках и о том, почему нужно идти в театр в XXI веке.

1т.jpg

– Андрей Сергеевич, зачем человеку театр в наше время, когда короткий формат разнообразного медиаконтента всегда под рукой?

– В создании короткого контента идет борьба за удержание внимания человека на несколько секунд, из-за чего и деградирует культура потребления социальных медиа. Русская классическая литература – это феномен, богатство и достижение всей человеческой цивилизации. Многие русские писатели поднимали в своих трудах вопрос жажды правды, а человек всегда ищет правду, он растет и рано или поздно обращается к театру, где сохраняется традиционное общение с человеком, происходит работа с его душой, а за несколько секунд это сделать невозможно. Настоящий театр – это когда ты вышел со спектакля с мыслью позвонить маме, оглянуться вокруг и подумать о жизни. Всегда будут люди, которые стремятся к самопознанию, к росту, личностному развитию, и театр здесь – неотъемлемый инструмент, поэтому он актуален сейчас и будет нужен всегда.

– Почему театр кукол не только для детей?

– В традиционном понимании зрители театра кукол – это родители и дети. Это произошло во времена Советского Союза, когда власти распределили аудиторию следующим образом: ТЮЗ отдали подросткам, а театр кукол – самым маленьким зрителям. Такое решение благоприятно повлияло на массовое развитие театра кукол по стране, но искусственно ограничило его детской аудиторией. Сегодня театр кукол не стоит на месте, ведь предметы искусства в нем – это не только кукла и ширма. Мы работаем с различными материями, используем проекции в спектаклях, создаем инсталляции.

В репертуаре Иркутского театра кукол появляется все больше взрослых спектаклей: «Божественная комедия», «Утиная охота», «Бетховен. Разговорные тетради», «Старик и море», «Дядюшкин сон». Для взрослого зрителя это новая форма, необычная интерпретация, поэтому мы имеем большой отклик с его стороны и поддерживаем интерес старшего поколения, но основное количество премьер в театре кукол традиционно предназначено самым юным и любознательным зрителям – детям.

– Что происходит во время спектакля за кулисами?

– Театр кукол – это особый кладезь тайн с невероятно сложной спецификой работы артистов-кукольников. Яркий пример слаженности команды на сцене – спектакль «Старик и море» по повести Хемингуэя. В оформлении постановки задействована кукла старика в человеческий рост, рыбацкая лодка, сцена затянута сеткой, на которую направлена проекция. И вот представьте: плывет старик на лодке в море, борется с рыбой, борется с волнами, лодка крутится, а на самом деле этой конструкцией управляют шесть человек за сценой, исполняя акробатические чудеса, которых вы не увидите. Поэтому на сцене происходит гораздо больше, чем видит зрительский глаз.

– Участвуете ли вы в творческом процессе при подготовке театральных проектов?

– Ходят слухи, что я творческий человек. У меня есть свои идеи, свое видение некоторых вещей, но в театре существует очень правильное распределение ролей. У нас работает главный режиссер Юрий Анатольевич Уткин, который гораздо лучше меня знает, что такое театр кукол. Поэтому все наши творческие идеи мы обсуждаем вместе, и моя главная задача – реализация этих проектов. Когда художественная и административная часть команды работают дружно, тогда театр «выстреливает».

– За последние три года под вашим руководством в театре кукол удалось решить многие проблемы, связанные с работой в техническом плане и в вопросе штатного регулирования. Но с 2020 года культурные учреждения также подверглись ограничительным мерам в условиях пандемии. Как выживал «Аистенок» во время самоизоляции?

– Первые три месяца пандемии мы были закрыты, никто в театре не появлялся, но мы получили огромную поддержку от государства, всем выдали зарплату. Поэтому выживать нам не пришлось, мы скорее терпели и ждали, когда можно будет работать. После трех месяцев самоизоляции принимать зрителя мы так и не могли, но театр запустил работу цехов, был разработан план по выпуску новых спектаклей. Мы отыгрывали премьеры сами для себя, и в этом заключалась главная сложность периода ограничений. Ведь когда постановка рождается, ее необходимо отыграть минимум пять раз, чтобы у артистов закрепился спектакль, без выхода к зрителю, без эмоциональной отдачи это сделать непросто.

Тем не менее творческий потенциал накопился, и мы поставили первый аудиоспектакль-прогулку на открытом воздухе с психологической проработкой «В движении стихий», а следом за ним и второй аудиоспектакль-квест для школьников «Метаморфозы города И». Кроме того, команда театра занялась разработкой YouTube-канала, где проводились мастер-классы по бутафории, выпускались новостные передачи.

И все же мы не делаем уклона на интернет-платформы и социальные сети, а лишь приоткрываем створку двери, за которой скрывается волшебство, происходящее в стенах театра кукол. Период ограничений дал возможность воплотить проекты, которые давно ждали своего часа. Сегодня максимально допустимый процент заполняемости зала – 50 процентов, но двери театра открыты для нашего зрителя, и мы готовы его удивить.

– «Аистенок» ставит спектакли для людей с ограниченными возможностями. Расскажите, пожалуйста, об этих постановках.

– В нашем репертуаре есть пластический спектакль «Бетховен. Разговорные тетради» для людей с нарушением слуха. Музыка в нем поставлена особенным способом: в сидячую поверхность вмонтированы специальные вибрационные динамики, аналогов которым нет во всей стране. С их помощью сама поверхность резонирует ритмами, и человек, сидя, ощущает, как через его тело проходит музыка. Но и обычному зрителю постановка будет интересна, потому что мы предлагаем беруши. Этот пластический спектакль не поддается принципам языкового барьера, поэтому мы выбрали его для съемки в режиме 360 градусов с последующей трансляцией через VR-очки, а это 36 млн пользователей по всему миру.

– С какими сложностями приходится сталкиваться при продвижении новых проектов театра?

– Когда мы ставили аудиоспектакль «В движении стихий», главная сложность была в техническом плане: как настроить стабильную передачу сигнала на острове Конном. Во втором аудиоспектакле для детей сложность заключалась в одновременной работе артиста, который вел интерактив и трансляции аудиозаписи. Но такие задачи в большей степени вызывают интерес. Главная проблема сейчас в возможности стабильно работать в условиях санитарных ограничений, остальное все решаемо.

– 2021 год ознаменован празднованием 200-летия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Как Иркутский театр кукол подготовился к торжественному событию?

 – В Иркутской области только Иркутский областной театр кукол «Аистенок» поставил новый спектакль по произведению Достоевского к 200-летию с его дня рождения. В нашем театре премьеру «Дядюшкин сон» представили 7 сентября. Наши артисты выступят и с постановкой на фестивале «Достоевский. Театр. XXI век», который пройдет 1–5 декабря в Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова.

В фойе театра кукол представлена инсталляция в виде старинного фотоаппарата, заглянув в объектив которого вы увидите, как в своем рабочем кабинете сидит Федор Михайлович Достоевский над очередным произведением. Наши художники-бутафоры воссоздали точную копию квартиры писателя в Петербурге, начиная от обоев и заканчивая мелкими предметами интерьера. Ко дню фестиваля инсталляция будет дополнена выставкой редких книг Достоевского из Иркутской областной библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского.

– Какие премьеры нас ожидают в этом сезоне?

– Сезон только начался, к середине декабря мы сделаем спектакль «Акула-укулеле» с гавайской тематикой по пьесе современного драматурга Марты Райцес. Этот спектакль затрагивает тему становления личности, поиска себя, он рассчитан на молодежную категорию зрителей. Для оформления сцены мы используем 50 килограммов бамбука, а также задействуем новые музыкальные инструменты.

Весной в «Аистенке» поставим спектакль «Котенок по имени Гав» для самых маленьких зрителей. А к закрытию сезона в планах постановка «Острова сокровищ» с пиратской тематикой и молодежным составом труппы артистов в главных ролях.

– Какие перемены ожидают театр «Аистенок» в ближайшем будущем?

– Моя задача номер один – построить новый театр. На сегодня мы рассмотрели несколько участков в центре города, с лучшими архитекторами Иркутска обсуждаем проекты нового здания. К февралю 2022 года планируем вносить корректировки в генплан города и обозначить участок для строительства театра кукол. Реалистичные сроки переезда в новое здание – пять лет.

Анна Тодоева, специально для «Байкальских вестей»,
ИА «Альтаир»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии