Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

БАМ: вспоминая легенду

20 ноября, 2017

К 80-летию Иркутской области

В 80-летней истории Иркутской области много славных дел. «Если  посмотреть с высокой вершины жизни, то наше наследство — это легендарный Братск, таежный Усть-Илимск, Железногорск и Тайшет, великие стройки Сибири, а еще… дороги, дороги и дороги. Одна  из  них — особая», — говорит Леонид Выговский, заместитель председателя Иркутской областной общественной организации ветеранов — строителей БАМа. Наша газета начинает цикл публикаций, посвященных этой части летописи Прибайкалья, и в подготовке материалов нам помогают те, кто эту летопись и писал.

— Приближается  2018  год — год столетия со дня рождения великого феномена — коммунистического союза молодежи, — продолжает наш собеседник. — Наши отцы и матери тоже были молодыми, строили социализм, воевали, восстанавливали страну и оставили нам в наследство одну на всех Великую Победу. А что передадим своим детям и внукам мы, комсомольцы 60—80-х годов прошлого столетия?

2.jpg

Часть нашего наследства — Байкало-Амурская магистраль. О ней мечтали еще те, кто стоял у начала Транссиба. Ее строили в тридцатые годы, перед самой войной, сделав главное — прошагав с тяжелыми рюкзаками и теодолитами по всей трассе, наметив основные пунктиры будущей дороги, выполнив техническое проектирование по участкам Тайшет — Братск — Усть-Кут — Нижнеангарск. Благодаря этому уже к 1950 году поезда пришли в Братск и на станцию Лена.

На восточном участке магистрали строились линии Комсомольск — Советская  Гавань, Известковая — Ургал. На западном участке интенсивное строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали возобновилось в 70-е годы. Тогда, в январе-феврале 1974- го, первый десант строительно-монтажного поезда № 266 отправился пробивать зимник от Усть-Кута к 64-му километру трассы, к будущему Звездному. Так поселок назовут потом, когда прибудет первый отряд строителей — делегатов XVII съезда ВЛКСМ. А пока продвигались четырьмя  бульдозерами и четырьмя вагончиками по два километра в сутки. Они были первыми. Дальше придут съездовцы, потом  — десанты и отряды иркутского комсомола. Будут  радостные и торжественные моменты укладки последнего звена, прихода первых поездов на каждую из строящихся станций.

Сюда прибывали тысячи молодых людей. Росли новые поселки. У строителей были крепкие тылы: ремонтные и снабженческие базы, звеносборки и промплощадки. Появлялись все новые школы, детские сады, медицинские пункты и больницы, клубы и магазины, столовые и почтовые отделения.

И особая роль в этой жизни была в воспитании младшего поколения. Каждый класс и бригада дружили,  проводили различные соревнования, самодеятельные концерты и другие совместные мероприятия. Тысячи посылок из всех уголков СССР приходили в адрес строителей, и большую их часть они передавали в школы. Школьники впитывали атмосферу труда и гармонии. Рядом были русские и грузины, литовцы и азербайджанцы, украинцы и таджики, белорусы и казахи... Ребята сохранили в памяти ту атмосферу дружбы, труда и учебы, заботливого внимания страны к своим гражданам.

В новых поселках с первых дней формировались органы местной  власти. Так, выборы в поселковый совет депутатов трудящихся Звездного состоялись уже в октябре 1974-го. В состав депутатов вошли самые уважаемые строители, первопроходцы, посланцы XVII съезда  ВЛКСМ. Это они своим решением установили в поселке «сухой закон», ограничив продажу спиртных напитков, и сохранили эти правила на все время строительства.

На всю страну звучали имена лучших строителей: Героев Социалистического Труда Виктора  Лакомова, Леонида Казакова, Вячеслава Аксенова, Александра Бондаря и многих других. За каждым достижением бригад — трудовой подвиг рядовых строителей. Их имена можно перечислять долго: монтеры пути Иван Машков и Федор Пилюгин, механизаторы Алексей Почежерцев, Яков Вебер и Семен Снежный, рабочий пути и режиссер самодеятельного театра Анатолий  Байков, бригадиры Виктор Смирнов и Геннадий  Сиваков, еще тысячи тружеников. Механизаторы и мостовики, связисты и взрывники, шоферы и лесорубы, молодые люди, приехавшие не за длинным рублем, а «свою дорогу построить». О них и пойдет речь в наших очерках. Это теперь уже немолодые люди, а умудренные жизнью и трудом мужчины и женщины, отцы и деды, матери и бабушки, пенсионеры, объединившиеся в общественную  организацию «Ветераны БАМа». Это они на своей организационной конференции решили, что главная задача — рассказать современной молодежи о том, как мы жили и строили.

Бывшие строители БАМа завершили  работу, сдали дорогу в эксплуатацию. Дорога  работает, служит стране. Трасса строилась с прицелом на перспективу: все искусственные сооружения, мосты, насыпь делались с учетом укладки в будущем вторых путей. Эта работа началась. К сожалению, о том, как продвигаются дела на строительстве, известно мало. Как идет укладка пути, кто выполняет работы, сохраняются ли традиции бамовцев? Наверное, общественность должна знать  и об этом. Ветераны  БАМа задают вопросы: какая дорога останется потомкам? куда выведут  ее? что нынешние строители оставят своим детям и внукам?..

Записала Елизавета Орлова, специально
для «Байкальских вестей».

Фото из личного архива ветерана БАМа
Владимира Хандыги.

На фото: Митинг на станции «Лена» в июне 1974 года.
Бойцы Иркутского областного отряда комсомольцев
и молодежи имени XVII съезда ВЛКСМ направляются
к месту высадки на трассе будущей магистрали
 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии