Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Были люди в наше время...

15 августа, 2022

Из книги иркутянина Степана Карнаухова «Красная площадь–2. Наблюдения и раздумья бывшего работника аппарата ЦК КПСС»

При коренных, прогрессивных переменах невозможно обойтись без лидеров, отличающихся огромной созидательной энергией, необыкновенной смелостью и всесторонним творчеством. В подлое смутное время, как свидетельствует история, подлинные герои и созидатели оттесняются на задний план, на поверхность всплывают сомнительные личности, отражающие низменные цели, коварные и грязные методы правления. Великая Французская революция выдвинула на историческую арену деятелей, имена которых до сих пор знают в различных уголках земли. Славу Наполеона умножили, а вернее, составили знаменитые маршалы империи. После Великого Октября 1917 года В.И. Ленин образовал правительство, которое даже недруги вынуждены признавать как «самое образованное правительство в мире». Нам памятны знаменитые когорты советских руководителей. «Когорта сталинских наркомов» – Малышев, Завенягин, Ванников, Тевосян, Устинов, Горегляд, Вознесенский, Носенко, Вахрушев, Шахурин, Косыгин, Дымшиц, Байбаков и другие. «Когорта сталинских маршалов» – Жуков, Василевский, Конев, Говоров, Рокоссовский, Ерёменко, Воронов, Малиновский, Черняховский, Толбухин, Соколовский, а также крупных военачальников – Ватутин, Яковлев, Малинин, Галицкий, Горбатов, Курасов, Вершинин, Катуков, Рыбалко, Лелюшенко, Белобородов и многие другие, выигравшие битву с самым мощным и жестоким врагом.

В послевоенные годы на первый план выдвинулась задача ускоренного восстановления и развития экономики за счет ввода в народно-хозяйственный оборот гигантских природных ресурсов Сибири. В реализации этого курса не могли не выявиться личности, соответствующие грандиозности замыслов и неимоверным трудностям их реализации. Без всякого сомнения, можно утверждать, что одним из ярких представителей эпохи пробуждения и становления невиданных по масштабам и экономической значимости производительных сил Сибири стал Борис Евдокимович Щербина.

1л.jpg

В 1951 году ЦК ВКП(б) принял постановление об укреплении кадрами Иркутской областной парторганизации. Это, несомненно, одна из важнейших акций по перегруппировке сил для решительного наступления в напряженной борьбе за новый подъем экономики страны. По указанию ЦК в Иркутскую область направлялись наиболее деятельные и перспективные работники со всех регионов страны. Взаимодействие, взаимопомощь проявлялись не в громких лозунгах, а в повседневной, практической работе, как обыденная реальная жизнь, как нормальное функционирование общественного и государственного механизма.

В числе прибывших в область оказались Щетинин С.Н. – из Донбасса, Щербина Б.Е. – из Харькова, Погодаев Я.Я. и Кацуба П.Б. – с Урала и ряд других партийных работников.

Семен Николаевич Щетинин, шахтер, один из руководителей подпольщиков Донбасса в годы войны, а затем крупный партийный работник Донецкой парторганизации, был избран вторым секретарем Иркутского обкома партии. Борис Евдокимович тогда же избирается секретарем обкома партии по идеологическим вопросам. Вместе с первым секретарем обкома, коренным сибиряком Алексеем Ивановичем Хворостухиным они составили крепкое руководящее ядро областной партийной организации.

Направление на «идеологический фронт», секретарем обкома КПСС инженера-железнодорожника из Харькова несколько озадачило местный партийный актив. Привычнее было видеть на этом посту человека с гуманитарной подготовкой. Немного потребовалось времени, чтобы сомнения развеялись. У меня есть все основания утверждать, что ни до выдвижения на эту работу Б.Е. Щербины, ни позднее более основательного и, если можно так выразиться, более подходящего идеолога в Иркутской области не было.

Как-то, сопровождая по г. Черемхово Бориса Евдокимовича, оказался в его обкомовской машине. Показательно, сколько в ней увидел различных журналов, в том числе: «Вопросы истории», «Вопросы экономики», «Вопросы философии», «Новое время», «Плановое хозяйство», «Мировая экономика и международные отношения» и т. п. Шофер заметил, что в дороге с Борисом Евдокимовичем не разговоришься. Он и на ходу работает – читает журналы, знакомится с письмами, поступившими в обком, набрасывает тезисы предстоящих выступлений. Знавшим его памятна обширнейшая эрудиция этого человека. Он мог на равных разговаривать с ученым, специалистом чуть ли не любой отрасли. В те годы мы еще как следует не научились выговаривать слово «компьютеризация», а он уже выдвигал задачи создания в Иркутске крупных вычислительных центров.

Думается, именно инженерная подготовка и практический производственный опыт помогали Борису Евдокимовичу заниматься идеологическими, гуманитарными задачами не «в общем и целом», а конкретно, подчиняя их потребностям того этапа социально-экономического развития области. На стройки и предприятия ежегодно прибывали десятки тысяч людей. Их требовалось не только обустроить на новом месте, но и «зарядить» пониманием важности их трудовой миссии, их роли и ответственности за решение задач общесоюзного значения. Людей, прибывших иногда лишь за «длинным рублем», сорвать куш, предстояло превратить в патриотов Сибири, в «коренных сибиряков» и помочь им строить здесь собственную жизнь и жизнь своих детей на постоянной основе, на века.

Для непрерывно увеличивавшегося населения требовалось возвести новые школы, открыть институты и техникумы, организовать разветвленное и квалифицированное медицинское обслуживание, создать удовлетворяющие их очаги культуры. Борис Евдокимович с неиссякаемой, казалось, энергией пробивал эти вопросы. Ведь тогда, как всегда и везде, многие руководители считали первоочередным ввод новых производств, строительство заводов, фабрик, линий электропередачи, а до культурных и социальных вопросов у них руки не доходили. Решительность и высокий личностный интеллект Бориса Евдокимовича повернули мозги многих руководителей в нужном направлении. Именно в его время в Иркутске создан Восточно-Сибирский научный центр с более чем десятью научными институтами и учреждениями. Если вы сегодня окажетесь в этом городе, наверняка увидите, что основная часть населения – это студенты. Иркутский государственный университет, политехнический институт, медицинский институт, институт народного хозяйства, институт иностранных языков, педагогический институт, во многом благодаря усилиям Б.Е. Щербины, превратились в крупнейшие вузы страны с великолепными учеными, профессорами и преподавателями и неплохой материальной базой.

«Идеолог» Борис Евдокимович привлекал людей блестящими ораторскими способностями. Его никак не отнесешь к талмудистам и начетникам. Приятная дикция удачно сочеталась с образностью фраз, глубиной мышления, убедительной логикой. Его можно было слушать часами и не ждать с нетерпением окончания выступления.

После ХХ съезда КПСС в руководстве области произошли изменения. Алексея Ивановича Хворостухина по рекомендации Центрального Комитета передвинули первым секретарем Тульского обкома партии. Первым секретарем Иркутского обкома КПСС избрали Семена Николаевича Щетинина, Борис Евдокимович стал вторым секретарем. На его плечи, прямо скажем, обрушился неимоверный груз экономических проблем бурно развивающегося региона.


Борис Евдокимович ЩЕРБИНА (1919–1990) родился в семье железнодорожника в Харьковской области. Окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта. Участник боевых действий в советско-финской войне 1939–1940 годов. В годы Великой Отечественной войны занимался организацией войсковых железнодорожных перевозок. После окончания Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б) возглавлял Харьковский городской комитет КПСС.

В 1951 году направлен на руководящую хозяйственную работу в Сибирь. В 1951–1955 годах занимал должность секретаря, в 1955–1961 годах – второго секретаря Иркутского областного комитета КПСС. Под его руководством окончено строительство Иркутской ГЭС, началось строительство Братской ГЭС, заложены города Ангарск и Шелехов, запущен в эксплуатацию Ангарский нефтехимический комбинат.

В начале 60-х был переведен в Тюменскую область. В 1961–1973 годах – первый секретарь Тюменского областного комитета КПСС. За это время регион стал главным нефте- и газодобывающим в СССР.

В 1973–1984 годах – министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР. С января 1984 по июнь 1989 года – заместитель председателя Совета Министров СССР. Курировал деятельность Министерства нефтяной промышленности, Министерства газовой промышленности, Министерства энергетики, Министерства угольной промышленности, Министерства геологии, Госгортехнадзора и Госатомэнергонадзора.

В 1986 году возглавлял правительственную комиссию по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, прибыв туда через несколько часов после аварии. Получил там значительную дозу облучения. В 1988 году возглавил комиссию по ликвидации последствий землетрясения в Армении.

Герой Социалистического Труда, кавалер четырех ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Октябрьской Революции. Почетный гражданин городов Гюмри (2003, Армения) и Дебальцево (2009, Украина).


Окончание следует.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии