Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Большой блеф «цифрового будущего»

26 октября, 2020

Очередная лекция совместного проекта Иркутского государственного университета и Клуба молодых ученых «Альянс» «Научные Weekend`ы», состоявшаяся 17 октября, была посвящена рискам и угрозам тотальной цифровизации. Кандидат физико-математических наук Николай Деренко сумел напугать аудиторию, хотя на деле все не так страшно, как кажется.    

С точки зрения обывателя

– Я буду говорить не как ученый, а как обыватель, который ходит, смотрит вокруг и удивляется тому, что происходит, – начал свой рассказ Николай Деренко. – Я начинал работать как прикладной математик, то есть программист. Нас было 100 человек на курсе, а потребность в программистах была в шесть раз больше, чем готовили, как говорил в то время Леонид Ильич Брежнев.

С первого курса Николай Деренко и его сокурсники занимались автоматизацией производственных, а позднее – цифровизацией политических и социальных отношений. В Иркутске «прослойка» ученых-кибернетиков была очень большой: программистов готовили несколько вузов, многие НИИ занимались математическим анализом и даже говорили об искусственном интеллекте. Задолго до появления интернета, даже задолго до постановки этих проблем на всесоюзном уровне в Иркутске обучали работников крупных предприятий работе на персональных компьютерах и решали очень сложные и интересные задачи. Лидером в постановке и решении перспективных задач цифровизации экономики считался Госплан СССР, который, впрочем, постоянно подвергался критике за неспособность решить хотя бы проблему встречных перевозок. Тут стоит вспомнить, что особенно явно недостатки в работе системы государственного планирования проявились зимой 1984 года. Именно в этом году Политбюро ЦК КПСС выяснило, что в огромной стране, где снежные заносы могли парализовать железнодорожные перевозки на любом участке от Закарпатья до Дальнего Востока, есть всего один завод, способный производить тепловозы для очистки путей.

В 1999 году Николай Деренко написал монографию, которую по просьбе коллег так и не опубликовал – слишком это было смело и прогрессивно. Речь в книге шла об информационной безопасности: от защиты от вирусов до безопасности человеческого организма – в то время техника действительно создавала многочисленные излучения и ионизировала воздух, из-за чего программисты получали профессиональные заболевания.

Третья глава книги была посвящена информационной безопасности в том смысле, который нам сегодня знаком: речь шла об угрозах анонимности, агрессии и сопутствующих этому проблемах. Сторонники раннего интернета защищали этот порядок вещей, поскольку он создавал иллюзию равенства участников и не давал никому давить авторитетом. Старшие товарищи – в том числе академики – полагали, что Николай Деренко преувеличил возможные угрозы, но спустя двадцать лет очевидно, что они не смогли предвидеть и десятую долю случившегося.

Распространено мнение о том, что Россия отстает от всего мира в вопросе распространения цифровых технологий, однако новости всего одного дня убеждают Николая Деренко в том, что это не так. Россия может стать второй в мире страной, использующей цифровую валюту. Вполне возможно, что Россия продвинется по тому же пути, который выбрала Южная Корея: у каждого гражданина будет единый цифровой псевдоним, который позволит общаться со всеми государственными структурами и получать любые услуги. Создается система единой базы данных обо всех врачах и пациентах, где будет храниться вся необходимая информация для лечения и профилактики болезней.

Большой Брат видит нас целиком

Однако, напомнил Николай Деренко, еще Дмитрий Медведев в бытность свою президентом РФ подписывал документы о создании российского аналога системы «Виндоуз», но завершилось все тем, что разработчики потратили 5 млн бюджетных рублей и сделали лишь вялую попытку приспособить свободное программное обеспечение под эту задачу. Точно так же провалилась (вот уже в 2020 году) попытка создать российский поисковик «Спутник», а чуть раньше позорно закончилась попытка ввести цифровые учебники в школах, о которой так много говорил глава корпорации «Роснано» Анатолий Чубайс…

Происходит это потому, что бизнес стремится вывести на рынок лучшие доступные продукты, а государство наваливается всей своей силой и ставит на этом пути всевозможные препятствия. Впрочем, государство всегда недовольно переменами. В США одним-единственным Твиттером пользуются более 70 процентов населения, и все это бесплатно – государство прилагает все усилия, чтобы ограничить столь широкое распространение информации, даже если она не представляет прямой угрозы безопасности государства.

Только что, 16 октября, в США утвердили государственную стратегию мирового лидерства в области цифровых технологий – если страна станет лидером в области производства супер-компьютеров, искусственного интеллекта и прочих технологий будущего, она действительно станет сверхдержавой. Простой пример: мы все пьем универсальные лекарства. Но можно подобрать лекарство индивидуальное, подходящее лично каждому из нас. Правда, для этого требуются огромные вычислительные мощности – в России таких компьютеров нет, а вот США ставят задачу по их созданию.

В Китае с 2014 года в нескольких городах был введен электронный социальный рейтинг, потом он распространился на 40 городов, теперь эта система уже работает почти по всей стране. Поначалу казалось, что китайцы не справятся с объемом данных, но позднее выяснилось, что вся необходимая информация уже собиралась многие десятилетия на бумаге, а с применением цифровых систем это еще проще. В результате в 2017 году миллионы китайцев с низким социальным рейтингом не смогли купить билеты на самолеты, не смогли занять более высокие должности на работе и так далее.

– Наши родители, наши дедушки и бабушки победили фашизм, который делил людей на плохих и хороших, а вот в Китае создается именно такая система. Это опасный социальный эксперимент, люди получают поражение в правах только из-за того, что они перешли дорогу на красный свет, – считает Николай Деренко.

Новая угроза для каждого из нас – цифровая тень и цифровой след, оставленный каждым из нас в интернете. Облачные технологии хранения данных сделали нас свободнее, потому что к любой информации можно получить доступ хоть с рабочего компьютера, хоть с телефона. А ведь ни один файл, попавший в интернет и на хранилища поисковых систем и почтовых серверов, никогда не удаляется. Мы полагаем, что можем стереть эту информацию, удалив ее из своей почты, но владелец сервиса или государство по запросу правоохранительных органов получат к нему доступ в любое время, даже десятилетия спустя.

Спецслужбы и квалифицированные хакеры могут отследить любого человека, даже если он купил запасной телефон и установил сим-карту, зарегистрированную на другого человека. Можно погрузить человека в информационный кокон: специальные программы-роботы будут поставлять вам информацию, которая, по мнению бизнеса или государства, нужна именно вам, будут показывать именно те публикации друзей, которые нужны, в результате вы потеряете объективную картину мира. По мнению Николая Деренко, это огромная угроза, хотя если вспомнить, то в советское время на телевизоре было три канала, а в киоске – пять газет, и эту картину мира тоже нельзя было признать объективной.

Цифровой разбой на государственной дороге

За восемь месяцев 2020 года в России выявлено более 107 тысяч случаев краж средств с банковских счетов – это в два раза больше, чем годом ранее. Со счетом граждан украдено более 6,5 млрд рублей. Вернуть удалось всего 1 млрд, все остальное преступники увели вполне успешно. Удивительно, но факт: государство, которое как будто бы может отследить любые наши разговоры и любые наши запросы в поисковых системах, оказывается, абсолютно бессильно против банальных жуликов. Воля ваша, но создается ощущение, что то ли банки, то ли кто-то из чиновников с жуликами в доле…

Преувеличивая успешность внедрения цифровых технологий, многие сервисные компании в России заменили роботами реальных сотрудников – живому человеку нужно платить, робот работает 24 часа в сутки семь дней в неделю бесплатно. Но окончательное решение все равно принимает человек: российская бюрократия не может допустить, чтобы следы и тени у нас были только цифровые, окончательно любая сделка и любой документ оформляются на бумаге. Поэтому задача, которую раньше вы делали за три дня, теперь может затянуться на месяц – там, где раньше сидели и оформляли бумажки четыре чиновника, теперь сидит один, а он не железный.

Попытки российского государства сократить количество встреч гражданина с чиновником не выдержали столкновения с коронавирусом – Николай Деренко показал слушателям огромный список сообщений, отправленных в Федеральную налоговую службу и полученных от нее по поводу налоговых вычетов. Лектор не смог одолеть программу ФНС, написанную с ошибкой, – потребовалось вмешательство живого чиновника, который вручную внес изменения. История, начавшаяся в марте, не завершилась до сих пор – ученый так и не добился возврата своих денег. Едва ли во всем Иркутске найдется еще один человек, способный потратить столько времени и душевных сил ради нескольких тысяч рублей.

– В итоге у меня сложилось впечатление, что роботу была поставлена задача: не оформлять наши налоговые вычеты и возвращать деньги на наши карты, а всеми силами тормозить возврат и оставлять средства в бюджете, – признался Николай Деренко.   

Нет доверия – нет прогресса

Человечество производит огромное количество информации, это явление называют «цифровым цунами». В 2018 году пожар в здании корейской телекоммуникационной компании привел к параличу всей жизни: не работали такси, не производили банковские операции, остановились даже системы вентиляции в зданиях. Такие явления в будущем могут распространиться на весь мир – за удобства придется платить, и цена нам может оказаться не по карману. Да, банковская преступность появилась почти сразу после появления банков, но никогда ранее человечество не было вовлечено во взаимодействие с банками так широко. Информацию, в том числе и личные данные, похищали и раньше, но сегодня это может случиться не только со значительными фигурами, но и с каждым из нас.

Уже отвечая на вопросы слушателей, Николай Деренко привел пример, объяснивший положение дел лучше, чем весь предыдущий рассказ. Оказалось, что у него имеется 16 личных кабинетов в разных ведомствах – на портале Госуслуги, на сайте ФНС, сайте ИГУ и так далее. Это многое объясняет: у нас по-прежнему не услуги идут к человеку и навязываются ему государством и бизнесом, а человек бежит за услугами и тратит огромные усилия для их получения. То есть никто из нас не представляет никакого интереса для государства: оно по-прежнему существует само для себя, а граждане не являются ни ресурсом, ни источником угрозы, к которым нужно проявлять хоть какой-то интерес. Так что никакой «цифровой концлагерь», хотя бы по китайскому образцу, нам не грозит. Государство не доверяет каким-то там железякам еще больше, чем гражданам, тем более что многие граждане – те самые программисты и хакеры – понимают в железе гораздо больше, чем чиновники.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии