Будет много синей гаммы, а еще оттенков желтого…
17 мая Иркутск посетил известный историк моды, театральный художник, коллекционер, пропагандист и популяризатор русской моды, ведущий телепередачи «Модный приговор» Александр Васильев. Он создал уникальную коллекцию старинных костюмов, которая насчитывает более 50 тысяч экземпляров, экспонировавшихся в Лондоне, Париже, Токио и многих других мировых столицах моды. В планах Александра Васильева — создание на базе этой коллекции Национального музея русской моды.
Частичка бесконечности
К нам Васильев привез выставку под названием «100 лет русской моды. Возвращение», которая продлится в художественном музее до 17 июня. Выставка прошла в рамках проекта «Ночь в музее». Эта экспозиция — лишь небольшая часть огромной коллекции Александра Васильева, показанной на выставках «200 лет русской моды» и «120-летие ГУМа», прошедших в Москве. Они получили потрясающий резонанс в столице, их ежедневно посещали около 20 тысяч человек в день, а в выходные — около 40 тысяч.
На пресс-конференции, в непринужденной обстановке, Александр Васильев, как всегда обаятельный и остроумный, позитивный, элегантный и располагающий к разговору, говорил с журналистами о привезенной выставке, ее особенностях и достоинствах и, конечно же, о современной моде и о том, что будут носить женщины нынешним летом и в каких цветовых гаммах, где он любит отдыхать, почему он не любит смотреть телевизор и почему в его поместьях нет диванов. Кроме того, Васильев раскрыл секрет: кого из женщин, ныне живущих и здравствующих, он считает великой и выдающейся и платья каких актрис на днях ему подарили.
Сибирский дебют
— Моя коллекция костюмов собирается более 35 лет, — напомнил собравшимся Александр Васильев, — и самое первое платье моей коллекции представлено здесь, на иркутской выставке. Это розовое платье калужской купчихи 1880-х годов.
Вся моя коллекция является собственностью Фонда Александра Васильева, который находится в Евросоюзе. Этот фонд занимается изучением истории моды, ее популяризацией, реставрацией костюмов, организацией выставок, лекций, семинаров, созданием фильмов. В год я, как президент этого фонда, провожу около десяти выставок в разных странах и городах. Позавчера я открыл выставку в Риге «Бунт в будуаре», которая проходит в Национальном музее декоративных искусств Латвии и посвящена моде 70-х годов прошлого века.
Выставка в Иркутске для меня первая в Сибири, если не считать выставок во Владивостоке, которые у меня были ранее. Но это все-таки не Сибирь, поэтому ваш город — первый, где я с такой выставкой.
Ваш художественный музей, где сейчас выставлена моя экспозиция костюмов, я посещал и ранее. Мне очень нравится коллекция живописи. Каждый раз, когда приезжаю сюда, хожу в этот музей. И я считаю, что сделать выставку в этом прекрасном музее, в котором собраны такие художественные шедевры, это для меня радость и большие эмоции.
В основе сделано прекрасно
— Конечно, сюда я смог привезти только небольшую часть коллекции по вполне понятным причинам: недостаток места и, соответственно, трудность с выбором манекенов. Иркутск далеко не столица моды, и количество манекенов здесь тоже ограниченно. Что смогли найти, то нашли. Поэтому мы сделали все лучшее, что смогли местными силами. А перевозить все стационарные манекены — это огромные расходы, большой объем перевозок.
На все требуется бюджет, поэтому для начала отдадим должное всем тем усилиям, которые были положены в основу, чтобы эта выставка состоялась. Хотя не все платья смогли застегнуть на «местных манекенах», не все они соответствуют стандартам тех костюмов, которые были привезены. Но в основе своей все сделано прекрасно. Большую помощь в подборе манекенов оказала компания «Анжелика».
Нынешняя выставка отражает вековой процесс истории развития моды в XX веке. Она начинается от 1900 года, охватывает предреволюционный период, затем 20-е и 30-е, предвоенные годы, 40-е, 50-е и вплоть до 90-х, когда в обществе появляется потребность найти новые каноны красоты. Поэтому, чтобы обо всем судить самим, нужно прийти и посмотреть. А вообще, мода возвращается с цикличностью примерно раз в 25 лет.
Не подчеркнуть, а скрыть
— Этим летом будут модны три контрастных цвета: черный, белый и красный. Они очень насыщенны. Будет много синей гаммы, которая конкурирует с черным и зеленым. В моде оттенки желтого, а если говорить не о цветах, а о направлении, то в моде все прямое, не приталенное и не по фигуре, которые скорее скрывают силуэт женщины, а не подчеркивают. Это влияние мусульманского общества на европейскую культуру.
Я часто бываю на аукционах, которые регулярно проходят в Европе, где покупаю интересные вещи, не только платья. Там бывают и русские вещи, но я не концентрируюсь только на них. Очень много продается хорошего «Кутюра». Недавно в Париже продавалось содержимое квартиры всемирно известного дизайнера Эльзы Скиапорелли. Продавалась вся ее мебель, светильники, посуда, картины. Я купил 35 лотов для того, чтобы сделать на своей выставке инсталляцию ее квартиры.
Я постоянно делаю закупки, пополняю коллекцию платьями знаменитостей, аксессуарами. В представленной выставке есть костюм балерины Ольги Лепешинской, актрис Натальи Фатеевой, Клары Лучко, Ии Саввиной, Людмилы Гурченко. Совсем недавно мне подарила одно из своих платьев София Ротару, а когда я был в Риге, дочь знаменитой некогда красавицы актрисы Вии Артмане подарила мне два ее платья.
Сегодня здесь, завтра там
— Очень много езжу, и те радости жизни, которые для вас кажутся рутинными, мне недоступны из-за постоянных моих перемещений по странам и континентам. У меня нет диванов ни в одном из моих пяти домов, мне некогда лежать, да я и не люблю, у меня нет телевизоров, не хочется себя загружать отрицательными эмоциями. У меня невыносимый график. Вчера я был в Риге, затем на полдня заехал в Москву, не успел даже перепаковать чемодан, и сегодня я у вас. Завтра у меня Новосибирск, через два дня я уже читаю лекцию в Липецке «Загадка Коко Шанель».
Не многие, может быть, знают, что в России до сих пор нет Музея моды. И только мой личный энтузиазм позволяет мне проводить столько выставок в России и за рубежом. Сейчас в Москве проходят две мои выставки, одна в Музее изобразительных искусств имени Пушкина — «Веера XVIII века», другая — в другом музее, но тоже Александра Пушкина, и посвящена теме бальных платьев XVIII века.
Momento mori
— Россияне сильны в театральном костюме и слабы в мировой моде, потому что россияне — украшатели. Концепцию моды мы придумать не можем, а украсить, разрисовать очень красиво — это наш конек, это наша культура. Это исторически объясняется.
В нашей стране почти языческое отношение к одежде. Большинство россиян боится одежды умерших людей, как и вообще всех предметов, с ними связанных, вкладывая в это какой-то негативный смысл. У нас страшное языческое отношение к смерти. Вместо того чтобы понимать, что смерть — это часть жизни, мы все время гоним эту мысль. Если бы люди немного по-другому относились к понятию «смерть», как, например, древние римляне, которые повторяли сакраментальную фразу «mоmento mori» — помни о смерти, то люди бы в жизни больше успевали. А когда они все время отгоняют это от себя и им кажется, что это не скоро, все еще успеется, а может, и вообще «мимо пронесет», то когда смерть приходит, выясняется, что ложиться в гроб как-то рано, ничего-то ведь еще не успели, не пожили, ничего не сделали… Поэтому нужно помнить, что другого выхода из этой жизни еще никто не придумал. Нужно успевать и «помнить о смерти», и стараться сделать как можно больше.
Во времена Елизаветы
— В подборе вещей в коллекцию я руководствуюсь определенными критериями. Я не собираю все подряд. Это должен быть интересный крой, интересный цвет, фасон, эпоха. Я стараюсь избегать вещей черного цвета, ведь люди приходят на выставки полюбоваться глазами, хотя как аргумент эпохи они, конечно, присутствуют в моих коллекциях.
…В заключение Александр Александрович сказал журналистам о том, что не любит женщин, постоянно носящих джинсы, так как это хорошая одежда только для прополки грядок, что наша эпоха — это эпоха декаданса и полной победы «унисекса», и завершил встречу ответом на вопрос, кого он считает великой женщиной сегодняшнего времени, — это британская королева Елизавета II.
— Я поздравляю вас с открытием выставки. Это очень хорошее событие для всех нас, для меня, для Иркутска. Живите красиво, одевайтесь ярко, гармонично, мыслите позитивно — вот те небольшие правила, но в жизни они очень помогают, — резюмировал Александр Васильев.
Лора Тирон, «Байкальские вести».
Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».
На фото: Александр Васильев: «Живите красиво, одевайтесь ярко, гармонично»»;
Эпоха декаданса. Мода 2014-го во многом повторяет 1920-е;
«Выставка в Иркутске для меня первая в Сибири»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.