Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Бюджет-2012: версии 1.3 и 2.0

17 ноября, 2011

 

 


 

 

Заседание комитета по бюджету Законодательного собрания, созванное накануне проведения ноябрьской сессии ЗС, оказалось многолюдным — всем присутствующим было интересно, во что превратился бюджет области на 2012 год, пересмотренный правительством в соответствии с требованиями депутатов.

 

 

Этому дала, этому — не дала

Решение о пересмотре параметров бюджета было принято буквально за пять дней до сессии и озвучено на коллегии Законодательного собрания, состоявшейся 11 ноября. Очередная коллегия, проведенная 14 ноября, началась с сообщения о том, что бюджет все-таки внесут на сессию, а депутаты в кулуарах делились с журналистами впечатлениями от выходных дней, проведенных в плотном общении с чиновниками областного правительства. В итоге доходная часть бюджета была увеличена на 2,89 млрд рублей, расходная — на 4 млрд.

Заседание бюджетного комитета было построено в строгом соответствии с законами драматического искусства. Вместо того чтобы сразу перейти к обсуждению бюджета, депутаты выслушали доклад представителя Иркутского авиационного завода — одного из тех предприятий, которые претендуют на получение налоговых льгот в соответствии с представленным правительством законом. Сумма льготы оценивается в 200 млн рублей. На эту сумму завод планирует строительство детского сада и частично — детской поликлиники в районе Иркутска II, где проживают в основном работники предприятия.

Корпорации «Иркут» есть чем похвастать: в самый разгар кризиса 2008—2009 годов она умудрилась создать новые рабочие места, причем приняла на работу не только квалифицированных специалистов, но и необученную молодежь. В расчете на то, что эта молодежь укрепится на предприятии, авиазавод ежегодно строит на собственные средства около 200 квартир. Представитель предприятия отметил, что завод вынужден заниматься заодно и отоплением всего района, хотя это полномочия муниципалитета.

По идее, получалось, что депутаты должны не только предоставить авиастроителям льготу, но и извиниться, что не сделали этого раньше. Вместо этого они высмотрели в таблицах, иллюстрирующих доклад, цифры, из которых следовало, что рентабельность авиастроения в Иркутской области составляет всего два процента. Представители завода пояснили, что при производстве очередной партии самолетов заказчик оплачивает всего 20 процентов стоимости контракта, а остальное они финансируют за счет кредитов. Когда заказчик расплачивается за поставленную технику, получается, что завод отдает кредиторам больше, чем платит налогов в бюджет, — а это, между прочим, от 1,5 до 2,1 млрд рублей (данные 2008—2010 годов). Депутаты признали такой порядок ненормальным, но согласились со словами председателя комитета по бюджету Сергея Курилова, который философски заметил, что такова политика государства по развитию банковской системы.

Депутаты выслушали доклад руководителя ОАО «Фармсинтез», производящего противотуберкулезные препараты и рассчитывающего при получении льготы начать производство лекарств от ВИЧ/СПИД. Хотя предприятие, имеющее филиалы в трех регионах, создано и платит налоги полностью в Иркутской области, депутат Антон Романов вспомнил, что против «Фармсинтеза» было заведено уголовное дело, а при обысках на территории предприятия выяснилось, что производство ведется в антисанитарных условиях, на складах имеется просроченная продукция.

Представитель фармацевтов держался стойко и заявил, что дело было возбуждено по заказу конкурентов, в настоящее время оно прекращено и никаких претензий к предприятию нет. Комитет проголосовал за принятие закона о налоговых льготах в первом чтении, но Романов остался при своем мнении и голосовал против. По его настоянию депутаты приняли решение сделать правительству замечание по поводу слабой подготовки законопроектов.

 

Опять «ту-ту» в конце тоннеля…

Представляя депутатам проект закона о межбюджетных трансфертах, министр финансов Алексей Зезуля продемонстрировал серию слайдов, из которых можно было понять, что в бюджете 2012 года 970 млн рублей из доходов «высокообеспеченных» городских округов передается на уровень муниципальных районов. Объясняя это тем, что в городах здравоохранение развито лучше (а именно на нужды здравоохранения пойдут изъятые средства), министр заявил, что в результате каких-то очередных перерасчетов налога на доходы физических лиц города потеряют всего 87 млн, а остальное им компенсирует областной бюджет. Сергей Курилов предложил министру оставить абстрактные цифры и, взяв в качестве примера конкретные муниципалитеты, показать, как на самом деле будут выглядеть их бюджеты в новых правилах распределения средств.

После этого депутаты на протяжении двух с половиной часов слушали выступление министра финансов, изложившего уже третью версию областного бюджета. Новый документ отличался от всех предыдущих исключительно тем, что в рамках уже озвученных параметров производилось перераспределение средств по отдельным статьям. Парламентарии восприняли документ очень серьезно и более часа не отпускали Алексея Зезулю с трибуны, причем задавали очень каверзные вопросы.

Депутат Анатолий Краснощек, в частности, проинформировал правительство и коллег-депутатов о том, что из-за недофинансирования Байкальской пассажирской пригородной компании из областной казны Восточно-Сибирская железная дорога несет все больше убытков и к концу года их сумма может превысить 1 млрд рублей. В связи с тем что компенсировать убытки федеральный бюджет вскоре прекратит, железнодорожники всерьез подумывают о том, чтобы сократить количество маршрутов, по которым следуют электрички, с нынешних 144 до 47. Чем это обернется для области, предсказать нетрудно: транспортный коллапс в отдельно взятом регионе может наступить задолго до конца света по календарю индейцев майя.

 

 


Депутат Анатолий Краснощек проинформировал правительство и коллег-депутатов о том, что из-за недофинансирования Байкальской пассажирской пригородной компании из областной казны Восточно-Сибирская железная дорога несет все больше убытков и к концу года их сумма может превысить 1 млрд рублей. В связи с тем что компенсировать убытки федеральный бюджет вскоре прекратит, железнодорожники всерьез подумывают о том, чтобы сократить количество маршрутов, по которым следуют электрички, с нынешних 144 до 47. Чем это обернется для области, предсказать нетрудно: транспортный коллапс в отдельно взятом регионе может наступить задолго до конца света по календарю индейцев майя.
 

 

…А коммунисты против!

Особенно старались депутаты Тимур Сагдеев и Андрей Чернышев: у каждого из них в избирательном округе имеется целый список проблемных муниципалитетов, а министерство финансов все никак не может дать не то что удовлетворяющий депутатов и руководителей поселений, но и вообще сколько-нибудь внятный ответ. Сагдеев привел конкретные цифры, из которых можно было понять, что городское поселение Вихоревка в новом финансовом году лишается более чем 230 млн рублей в виде доходов и субсидий, а Тофалария просто не выживет, если продукты на ее территорию будут завозить в том объеме, который допускает финансирование процесса из областного бюджета. Для большей убедительности Сергей Курилов даже дал слово главе Вихоревки, которая, глядя в глаза министру финансов, сказала все, что думает о политике областного правительства, новом бюджете и качестве взаимодействия между разными уровнями исполнительной власти.

Впервые с начала обсуждения бюджета на 2012 год перед депутатами, чиновниками и представителями общественности выступила руководитель Контрольно-счетной палаты Ирина Морохоева. Она показала депутатам внушительную пачку бумаги — заключение КСП по проекту бюджета, но пообещала выступить покороче. Суть выступления свелась к двум тезисам: правительство в очередной раз занизило доходы бюджета и воспользовалось неправильными методиками при распределении средств. По оценке КСП, в целом доходная часть бюджета занижена на 4,3 млрд рублей, а если учесть средства от возможной приватизации областного пакета акций «РУСИА Петролеум», то на 5,5 млрд. Если же чиновники и депутаты пересмотрят бюджет в соответствии с нормативными документами, предлагаемыми Министерством финансов РФ, то доходная часть бюджета может вырасти и вовсе на 10 млрд.

После завершения всех выступлений, вопросов и комментариев председатель комитета по бюджету Сергей Курилов сообщил, что в результате сложной и долгой работы с правительством области и губернатором депутатам удалось добиться «некоторого компромисса» — доходная часть бюджета была увеличена на 3 млрд рублей и составила 75,68 млрд рублей. расходная часть бюджета предлагается в размере 76,9 млрд, предельный размер государственного долга области на 1 января 2013 года — 6,6 млрд, дефицит областного бюджета — 1,2 млрд рублей, или 1,9 процента. Таким образом, бюджет первой версии был окончательно забыт, депутатам на сессию будет внесена вторая версия, кардинально отличающаяся от предыдущей.

Нельзя сказать, что все депутаты обрадовались этой новации в равной мере. Представители фракции «Единая Россия», которых Сергей Курилов поблагодарил за активное участие в изменении параметров бюджета, чувствовали себя именинниками, но депутат из фракции КПРФ Евгений Рульков заявил, что меряться заслугами в данном вопросе фракциям неуместно: областной комитет КПРФ еще 25 октября направил губернатору Дмитрию Мезенцеву письмо, в котором указывал на недостаточную проработанность бюджета и предлагал увеличить доходную часть. Коммунисты и после внесения поправок и формирования новой версии документа полагают, что бюджет мог бы выглядеть иначе.

Заместитель председателя Законодательного собрания Геннадий Истомин попытался исправить ситуацию и заверил, что ценен вклад всех депутатов, но Рульков от имени фракции проголосовал против внесения бюджета на рассмотрение сессии. Он стал единственным, кто выступил против столь решительно, хотя было понятно, что и в нынешнем виде бюджет не устраивает многих депутатов и как минимум в двух предстоящих чтениях вокруг него будут кипеть страсти.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии