Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Бюджет: затянем пояса

10 ноября, 2014

 

 

6 ноября в зале заседаний Законодательного собрания Иркутской области состоялись общественные слушания по проекту бюджета области на 2015—2017 годы. С докладом о параметрах бюджета выступила министр финансов Наталия Бояринова при поддержке всех профильных министерств. В слушаниях приняли участие представители муниципальных образований и общественных организаций области.

Так себе бюджет

По оценке правительства Иркутской области, в регионе продолжается спад промышленного производства, начавшийся в 2013 году. Исходя из прогноза, в котором говорится о продолжении и углублении экономического кризиса в ближайшие годы, правительство составило бюджет, построенный на консервативном, то есть максимально негативном сценарии развития событий. Доходы областного бюджета в 2015 году составят 98,8 млрд рублей, расходы — 109 млрд, дефицит — 10,2 млрд. В 2016 году ожидаются доходы 101,9 млрд, расходы — 113,7 млрд, дефицит — 11,7 млрд. В 2017 году доходы — 101,2 млрд, расходы — 114 млрд, дефицит — 12,8 млрд рублей.

Переход на более экологичные виды топлива приведет к сокращению поступлений акцизов на 2,9 млрд рублей в 2015 году и 2,7 млрд — в 2016 году. Этот прогноз уже заставил правительство скорректировать бюджет регионального Дорожного фонда. В связи с тем, что сокращение бюджетов дорожных фондов происходит уже не первый год, федеральное правительство разработало особые меры поддержки дорожного строительства в регионах. Иркутская область получит в виде так называемого компенсационного трансферта 1,5 млрд рублей в 2015 году, затем 1,2 млрд в 2016-м и 2,5 млрд рублей — в 2017 году.

Закрытие пивоваренного завода компании «СанИнБев» приведет к сокращению акцизов на алкогольную продукцию на 1,8 млрд рублей в 2015 году и 2 млрд рублей в 2016 году. Свое негативное воздействие окажут решение федерального правительства о замораживании тарифов естественных монополий и падение цен на золото на мировых рынках. С другой стороны, правительство прогнозирует рост поступлений по налогу на прибыль — на 2,5 млрд в 2015 году. От федерального правительства область получит 2,6 млрд рублей в виде дотаций на сбалансированность бюджета.

При формировании расходной части бюджета правительство исходило из приоритета исполнения майских указов президента РФ о повышении заработной платы для отдельных категорий работников бюджетной сферы. Именно поэтому на повышение заработной платы будет направлено дополнительно 2,5 млрд рублей. В полтора раза, до 300 млн рублей, будет направлено на исполнение исковых требований по обеспечению жильем детей-сирот. Собственно на строительство жилья для детей-сирот из областного бюджета выделяется 300 млн и из федерального бюджета — 464 млн.

Правительство области продолжит реализацию 18 областных государственных программ, однако в рамках программ произойдет перераспределение средств и концентрация «на наиболее значимых направлениях». Как пояснила Наталия Бояринова, 71 процент средств бюджета планируется израсходовать на социальные вопросы. Так, только на уплату страхового взноса за неработающее население область должна направить более 15 млрд рублей. Наталия Бояринова напомнила, что в области более 800 тыс. человек получают  социальную поддержку из областного бюджета — то есть каждый третий житель региона.

Муниципальные бюджеты в виде трансферта на дошкольное и школьное образование получат 24 млрд рублей. C 2016 года муниципалитеты будут получать и специальную субсидию на повышение заработной платы тем работникам образовательных учреждений, которые не попали в майские указы президента и не участвуют в непосредственном оказании образовательных услуг. В очередной раз 500 млн рублей выделено на реализацию так называемых народных инициатив.

Подводя итог правительственной позиции по параметрам бюджета, зампред правительства Екатерина Мохкамова заявила, что бюджет Иркутской области далеко не самый слабый в Российской Федерации. Более того, параметры дефицита областного бюджета и государственного долга даже в отдаленной перспективе (то есть в 2017 году) прогнозируются не на предельном уровне — дефицит достигнет отметки 14,5 процента при допустимых 15, а государственный долг — 46 процентов собственных доходов области при допустимых 100 процентах. Таким образом, на развилке «строить социальные объекты по минимуму и сдерживать рост долга» или «занять, построить, а потом постепенно отдавать» правительство Сергея Ерощенко выбрало первый, более сдержанный с точки зрения финансов, но чреватый социальными потрясениями вариант.

 


Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин обратил внимание участников слушаний на несоответствие прогнозов, на которых строится бюджет, и реального положения дел. Так, в бюджете заложена оценка инфляции в 2015 году  5,9 процента, в то время как уже сейчас говорят о 7 процентах. Прожиточный минимум пенсионера в Иркутской области на 2015 год установлен в размере 7100 рублей, но уже осенью 2014 года он оценивался в 8050 рублей.
 

 

О чем тут говорить?

Несмотря на то что формально слушания являются общественными, а депутаты имеют возможность задавать вопросы во время заседаний комитетов и комиссий, расстановка сил в зале Законодательного собрания не давала повода усомниться — главные тут депутаты, а представители муниципалитетов и общественности должны знать свое место. Место это оказалось на приставных стульчиках вдоль стен, а то и вовсе на ногах, подпирая ту самую стенку. Видимо, именно поэтому председателю комитета по бюджету Наталье Дикусаровой пришлось несколько раз повторить приглашение задавать вопросы, но и после этого первым взял слово депутат ЗС Алексей Красноштанов.

Депутата интересовала как раз ситуация с долгами и заимствованиями. Наталия Бояринова пояснила, что правительству удается держать ситуацию под контролем. Принимая в 2013 году бюджет области, депутаты согласились с предложением правительства и установили размер государственного долга в 14 млрд рублей. Однако в реальности ситуация в экономике оказалась лучше, и в октябре размер госдолга снизили до 10 млрд. При этом правительство области дважды занимало (2 и 3 млрд рублей соответственно) на выплату отпускных бюджетникам и на подготовку области к зиме под 0,1 процента. Соседним регионам банки дают под гораздо более высокие проценты.

С другой стороны, правительство области продолжает наращивать усилия по расширению собственной, региональной доходной базы. В конце ноября 2014 года планируется подписание трехстороннего соглашения с Иркутским авиазаводом и Внешэкономбанком о создании в Иркутске импортозамещающего производства запасных частей для авиации и машиностроения. Иркутская область примет активное участие в проектах РЖД по расширению пропускной способности Трассиба и БАМа. Ведутся переговоры о строительстве на севере области фабрик по обогащению золота и переработке сырья с нефтяных и газоконденсатных месторождений.

При обсуждении следующих вопросов выяснилось, что правительство планирует охватить летним отдыхом «всех нуждающихся в нем детей» и что нуждаются 70 процентов детей, проживающих в области. В то же время нет планов увеличивать расходы на питание для детей из малообеспеченных семей, которых насчитывается более 73 тыс. человек. Два варианта увеличения стоимости питания влекут за собой увеличение расходов областного бюджета на 800 млн или на 1 млрд рублей, что в сегодняшних условиях не представляется возможным.

После наводящего вопроса руководителя профсоюза работников образования Валентины Федосеевой выяснилось, что правительство планирует несколько снизить расходы на заработную плату педагогам. Мотив такого непопулярного решения сторонний человек даже представить себе не смог бы. В указах президента РФ на тему зарплаты педагогов было сказано: довести среднюю заработную плату до уровня средней по промышленности в регионе. А тут как назло экономический кризис, внешние санкции и прочие малоприятные обстоятельства, из-за чего уже к осени 2014 года заработная плата учителей оказалась немного выше, чем средняя заработная плата в промышленности. Руководитель профсоюза напомнила, что ради своей средней зарплаты учителя берут кто полуторную, а кто и двойную нагрузку, в то время как рабочий отдает предприятию в среднем восемь часов в день, но этот аргумент, разумеется, никто во внимание не принял.

 


Правительство области планирует увеличить расходы на «общегосударственные нужды» на 154 млн рублей и в то же время сократить расходы на образование на 3,2 млрд рублей, на стационарную медицинскую помощь — на 153 млн, на амбулаторную помощь — более чем на 600 млн, на скорую помощь — на 43 млн рублей.
 

 

Сомнения уполномоченного

С единственным серьезным критическим разбором бюджета выступил уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин. Он обратил внимание участников слушаний на несоответствие прогнозов, на которых строится бюджет, и реального положения дел. Так, в бюджете заложена оценка инфляции в 2015 году  5,9 процента, в то время как уже сейчас говорят о 7 процентах. Прожиточный минимум пенсионера в Иркутской области на 2015 год установлен в размере 7100 рублей, но уже осенью 2014 года он оценивался в 8050 рублей.

Валерий Лукин отметил, что правительство планирует увеличить расходы на «общегосударственные нужды» на 154 млн рублей и в то же время сократить расходы на образование на 3,2 млрд рублей, на стационарную медицинскую помощь — на 153 млн, на амбулаторную помощь — более чем на 600 млн, на скорую помощь — на 43 млн рублей. Валерий Лукин напомнил депутатам о подготовленном им докладе о положении больных в психиатрических больницах области. Финансирование лекарственной помощи выполняется на 40—50 процентов, поддержание инфраструктуры больниц — на 60 процентов, что, конечно, недопустимо.

Уполномоченный подверг критике политику правительства в вопросах развития авиационного транспорта: рейсы в Тофаларию, которая не имеет никакого другого сообщения с остальной территорией области, получает гораздо меньше, чем территории, где есть нормальное автомобильное и даже железнодорожное сообщение. В то же время правительство выделило средства на завоз топлива по зимнику, но не выделило ни рубля на подготовку самого зимника. Помимо этого Валерий Лукин отметил полное отсутствие финансирования по таким статьям, как поддержка традиционных видов хозяйствования коренных малочисленных народов, — с 2016 года, судя по проекту бюджета, область не будет поддерживать оленеводов.

К сожалению, к этому моменту зал заседаний уже покинули почти все депутаты Законодательного собрания, да и правительственные чиновники один за другим потянулись к выходу. Представителям муниципальных образований, многие из которых не понимают, как им работать в новых условиях, Наталия Бояринова порекомендовала приехать в министерство финансов и обсудить накопившиеся проблемы в индивидуальном порядке.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии