Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Бюджет один – подходы разные

18 июля, 2023


2ф.jpg

Депутаты Законодательного собрания продолжают свою работу. Хотя избирательная кампания уже началась и многие уже готовятся к новому созыву, оставлять незавершенные дела преемникам не хочется. 6 июля комитет по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству провел традиционные общественные слушания по итогам исполнения бюджета области за 2022 год.

Знакомые цифры, привычные выводы

Главный в повестке мероприятия доклад – отчет регионального министерства финансов – выпало сделать первому заместителю министра Екатерине Багайниковой. Она начала выступление с уже знакомого депутатам тезиса: каждый пятый рубль в бюджете поступает от участников внешнеэкономической деятельности, а на них в 2022 году оказали большое влияние внешние факторы давления – санкции и разрыв логистических цепочек. Однако правительство Иркутской области настолько успешно реализовало мероприятия по поддержанию финансовой устойчивости, что доходы регионального бюджета выросли до 276 млрд 663 млн рублей (на 9 процентов к итогам 2021 года). Несмотря на рост расходов до 266 млрд 120 млн рублей, год был завершен с профицитом. Правда, профицитные 10 млрд 543 млн рублей область не смогла потратить с какой-либо пользой, хотя, как всем известно, не хватает буквально всего – школ, больниц, детских садов, дорог…

Если первое полугодие 2022 года ознаменовалось ростом налоговых поступлений (обусловленных достаточно высокой ценой на нефть и успешным развитием экономики в 2021 году), то уже в июне поступления начали снижаться. Более 81 процента доходов бюджета формирует налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и налог на имущество организаций – очевидно, что как минимум первые два в прошлом году начали снижаться. По обеспеченности налоговыми доходами Иркутская область занимает 19-е место в Российской Федерации, а в Сибирском федеральном округе по итогам 2022 года стала третьей, уступив только Красноярскому краю и Кемеровской области.

По данным министерства финансов, 88 процентов средств, собранных в виде налогов в Иркутской области, были перечислены в федеральный бюджет, и лишь 12 процентов остались на территории региона. В среднем по стране в регионах остается 67 процентов собственных бюджетов. Еще один вариант описания ситуации, предложенный министерством финансов Иркутской области, выглядит так: на 1 рубль субсидий, полученных из федерального бюджета, область перечислила в виде налогов 35,9 рубля. В среднем по стране эта сумма в пять раз меньше, составляя около 7,18 рубля. Однако никакой заслуги жителей Прибайкалья в этой ситуации нет: причиной столь существенного роста отчислений и мобилизации средств в федеральный бюджет стала разовая уплата 1,2 трлн рублей по налогу на добычу полезных ископаемых, выполненная «одной из добывающих компаний».

Несмешные анекдоты

Переходя к расходной части бюджета, Екатерина Багайникова напомнила, что в области реализуется 21 государственная программа. Из них на все 100 процентов были исполнены только самые скромные по объемам программы «Труд и занятость» (2,1 млрд рублей) или «Развитие юстиции и правовой среды» (1,3 млрд), а «Доступное жилье», к примеру, едва перешагнуло 81 процент исполнения. На молодежную политику (то есть на будущее региона) правительство области тратит анекдотически смешные суммы – что такое в наше время 557 млн рублей? Половина одной школы?

Впрочем, по региональному проекту «Современная школа» исполнение составило 68,5 процента – не очень похоже на заботу о подрастающем поколении. Остается думать, что правительство области, которое уйдет в отставку при смене губернатора, полагает, что приоритетом номер один являются меры социальной поддержки – их получают более 723 тыс. жителей области, а суммарные расходы превышают 45 млрд рублей.

В справке об инвестиционной части бюджета указано, что все инвестиции составляли 23 млрд рублей, из них из федерального бюджета – 12,5 млрд, из областного – 10,3 млрд. Большая часть этих средств поступила в муниципальные образования, где деньги были распределены на строительство детских садов, школ и другие задачи. Государственный долг области по итогам года составил 19,2 млрд рублей. Поскольку это всего 9 процентов от собственных доходов, Прибайкалье отнесено Министерством финансов РФ к числу регионов с высокой долговой устойчивостью.

Судиться – не строить

Контрольно-счетная палата Иркутской области, проводившая проверку исполнения бюджета, представила депутатам дежурный список недостатков. Там субсидию перечислили не на те цели, тут не передали затраты на капитальные вложения областному онкологическому диспансеру (должок за минстроем области тянется с 2017 года), там пояснительные записки содержат неполную информацию. То есть и поругать не за что, и похвалить нет повода. КСП самостоятельно нашла объяснение всем негативным тенденциям – вроде недостаточного роста промышленного производства и запредельного роста инфляции (рекордного в РФ).

Единственный раз, когда в докладе прозвучали тревожные нотки, был в момент обсуждения неисполнения государственных программ. Все-таки 10,7 млрд рублей – это чувствительно, это ровно тот профицит, что сложился по итогам года. Впрочем, для правительства Иркутской области такое неисполнение скорее «добрая» традиция: по итогам 2021 года оно составляло 11,2 млрд рублей. Аудиторы отметили и некоторые странности отчета правительства, странности на грани абсурда: по программе дорожного строительства 20 процентов расходов, а по программе экологии 25 процентов были исполнены в декабре – то есть явно после окончания строительного сезона.

В порядке вещей истории, когда правительство выплачивает подрядчику значительные авансы, а потом расторгает договор и уходит в бесконечные судебные разбирательства. Еще в 2015 году президент РФ поставил задачу снизить объемы незавершенного строительства, но в Иркутской области эта работа не движется. Например, на начало 2022 года в регионе числился 361 недостроенный объект на сумму 22,8 млрд рублей, а на начало 2023 года – 366 объектов на 21,9 млрд. Более 160 объектов из этого списка (их стоимость более 4,7 млрд рублей) уже не востребованы, а списать их нельзя, потому что три года область не может согласовать порядок списания.

Вот и поговорили

Свой список претензий к бюджету области и его исполнению накопился и у депутатов ЗС, и у областного объединения профсоюзов, и у профсоюза учителей. По оценке профсоюзов, показатели по размеру заработной платы не достигнуты, но правительство, у которого совершенно другая формула расчета средней зарплаты, считает, что показатель даже перевыполнен. Министерство здравоохранения (у которого второй год нет постоянного, без «ио-врио», руководителя) всегда готово оправдаться тем, что в статистике профсоюзов не учитывается совместительство, а оно составляет очень высокий процент. Что хорошего в том, что врач не может заработать достаточно для жизни по основной ставке и должен работать больше нормы, представитель министерства не пояснил. Профсоюзы этот ответ не устроил, они будут выносить проблему на заседание трехсторонней комиссии.

Вопрос депутата Анатолия Обухова о судьбе авансов и борьбе за их возвращение в областной бюджет вскрыл интересные подробности. Правительственная служба единого заказчика выплатила подрядчику аванс на строительство врачебной амбулатории в поселке Тельма, Усольского района, более 70 млн рублей, при полной стоимости 140 млн рублей. Однако в процессе строительства стоимость объекта внезапно выросла и превысила 400 млн рублей. Каким-то образом вся ситуация вышла на федеральный уровень, и теперь вице-премьер РФ Татьяна Голикова должна решить вопрос о строительстве амбулаторий в Тельме и Среднем (тоже Усольский район), а за 70 млн рублей аванса судится Служба заказчика.

Благодаря вопросу депутата Антона Романова все участники слушаний выяснили, что у правительства и Законодательного собрания принципиально разная информация о «сроках годности» проектно-сметной документации. Депутатам различные чиновники много раз говорили, что ПСД действует три года, после чего нужны новые вложения в обновление (по сути, в разработку новых документов). Одна из причин переноса финансирования на другие объекты, по мнению депутата Романова, состоит в неразберихе с рейтингами: сегодня первое место в рейтинге бюджетного финансирования занимает один объект, на который готовят ПСД, а в следующем году первым оказывается другой объект в другом муниципальном образовании, и деньги уходят ему. У минстроя своя логика: рейтинг рейтингом, но есть федеральные программы, есть предписания различных органов, поэтому пожелания муниципалитетов отходят на второй план. Однако не разрабатывать ПСД нельзя, это главное условие получения средств.

Депутат Романов напомнил, что из-за этого хаоса область теряет большие средства на разработку ПСД для объектов, которые никогда не будут построены. Председатель комитета Наталья Дикусарова предложила смотреть на вопрос под другим углом: она для своего округа научилась добывать финансирование, чтобы хотя бы по одному объекту в год получали средства. Поэтому, с ее точки зрения, депутаты должны активнее работать, искать финансирование, в том числе на уровне федеральных программ – и тем самым сокращать количество неиспользованной ПСД.

Звучит замечательно, вот только муниципальные образования жалуются, что у них не принимают ПСД и требуют заново проходить экспертизу. А по мнению Натальи Дикусаровой и минстроя, достаточно обновить цифры с учетом инфляции – и можно подавать на финансирование. У кого-то по такой схеме приняли даже проект 2019 года.

– Вопрос в том, что пожеланий у территорий больше, чем денег в бюджете, – подвела итог Наталья Дикусарова.

Коллегу Романова поддержал депутат Дмитрий Тютрин: по его оценке, на рынке проектирования «царит вакханалия», многие проекты не могут пройти экспертизу, а бюджет региона несет ущерб. Первый заместитель министра строительства Алексей Емелюков в ответ на это сообщил, что мало кто из проектировщиков готов заниматься социальными объектами: прибыли мало, а проблем много. Все участники процесса признают, что работа идет медленно, каждый шаг проверяет прокуратура и в целом гораздо интереснее работать по коммерческим заказам, чем по областным объектам.

А на прощанье я скажу…

Депутат Александр Гаськов, который сам признал свое выступление на слушаниях во многом прощальным (как минимум, на сессиях депутаты с министрами уже не встретятся, а там – как кому повезет на выборах), поэтому просил объяснить: почему область не занимается выпуском ценных бумаг? Депутат где-то нашел данные, по которым на каждого жителя РФ приходится по 110 тыс. рублей накоплений на банковских счетах – то есть на жителей Иркутской области приходится более 26 млрд рублей, которые можно привлечь в экономику.

Если учесть, что расчеты эти сугубо умозрительные (депутат включил в число счастливых владельцев свободных средств всех – от пенсионеров до младенцев), а доходность по самым лучшим региональным бумагам составляет 9 процентов годовых (тогда как в Иркутской области инфляция составляет более 14 процентов), то ответ напрашивался сам собой. Екатерина Багайникова не могла ответить депутату прямо, поэтому с откровенным смешком пояснила: да, область вышла в список регионов-доноров, но государственный долг никуда не девался, и бюджетные кредиты еще 2017 года область будет выплачивать как минимум до 2029 года. Надо помнить, что свои долги есть и у муниципальных образований. Что же касается ценных бумаг, то у области был такой опыт (бумаги выпустили в 2015 году и погасили в 2021-м), однако повторить его сейчас нельзя: Прибайкалье не имеет права предлагать их больше чем под обещание 8,5 процента годовых, а сейчас лучшие бумаги предлагают 9 процентов. Область справляется с выплатой кредита, но это бюджетный кредит под 0,1 процента годовых, а коммерческий кредит – крайняя и очень дорогая мера.

Подводя итог слушаний, Наталья Дикусарова пообещала отправить все наработки в правительство, которое должно учесть их при работе над бюджетом 2023 и последующих годов.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

На фото: Вопросы предстоящих сессий областного
парламента 
обсуждались в течение года на встречах
губернатора 
и депутатов

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии