Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Бюджетная удавка

05 мая, 2011

 

 

 

 

Рост тарифов на электроэнергию ставит крест на будущем муниципальных образований области и загоняет их в долги без надежды когда-нибудь исправить положение.

 


В конце марта 2011 года в Иркутске состоялось очередное заседание совета некоммерческой организации «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области». В этом не очень известном, но деятельном объединении состоят практически все руководители муниципальных образований области, а среди 25 прибывших на заседание членов совета были мэр Черемхово (и председатель совета АМО) Вадим Семенов, мэр Усть-Кутского района Владимир Сенин, мэр Свирска Владимир Орноев, мэр Шелеховского района Александр Лобанов, мэр Усть-Илимска Владимир Ташкинов и многие другие их коллеги. Со стороны правительства на заседании ожидали первого заместителя губернатора Владимира Пашкова, однако он оказался занят, и вместо него прибыл заместитель губернатора — руководитель аппарата правительства Владимир Дорофеев. Законодательное собрание представляли заместитель председателя Геннадий Истомин и председатель комитета по бюджету Сергей Курилов.

О том, как обстоят дела в среднестатистическом муниципалитете области, рассказал сам Вадим Семенов на примере возглавляемого им города Черемхово. Собственные доходы города от налоговых и неналоговых доходов составляют в 2011 году 340,7 млн рублей, или 45 процентов от всей доходной части бюджета, а безвозмездные поступления из областного бюджета — остальные 55 процентов, или 422 млн рублей. При этом бюджет города обеспечивает финансирование всего 50 процентов полномочий муниципального образования — в том числе таких важных, как питание и медикаменты; коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт муниципальных учреждений; мероприятия по пожарной безопасности и благоустройство города. Понимая, что денег не хватает, городская администрация не заложила в бюджет расходы на оздоровительные мероприятия для детей во время каникул, под большим вопросом перспективы подготовки города к зиме и содержание водопроводных, канализационных и тепловых сетей.

Городская администрация в свое время сделала многое для увеличения доходной части бюджета, и в 2010 году налоговые поступления увеличились по сравнению с 2009 годом на 25 процентов, а в 2011 году их удалось удержать на уровне 2010 года. В то же время дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из областного бюджета в текущем году ниже дотаций кризисного 2009 года на 32,5 процента, или на 89 млн рублей. Еще на 4,3 млн рублей сокращены дотации на выплату заработной платы муниципальным служащим — учителям, врачам и работникам культуры.

Вадим Семенов отметил, что город мог бы выполнить и даже расширить некоторые местные программы, если бы областной бюджет в полной мере финансировал бюджетные обязательства, принятые на уровне федерации и области. Из проблем на этом направлении город вынужден был выделить в 2010 году 3,2 млн рублей на доплату до минимального размера оплаты труда, а в 2011 году должен обеспечить 18,9 млн на дополнительные выплаты страховых взносов — по федеральному закону №212-фз тариф вырос с 26,2 до 34,2 процента.

Весьма напряженно в Черемхово готовятся к вступлению в силу требований федерального закона №83-фз, в соответствии с которыми все муниципальные учреждения должны стать бюджетными организациями, а муниципалитет должен будет платить им субсидии. Мэр сразу заявил, что в условиях бюджетного дефицита (а эта проблема имеется практически у всех муниципалитетов области) решить эти задачи невозможно.

Но гораздо быстрее, чем федеральные законы и не полученные из области дотации, муниципальный бюджет опустошают новые тарифы на электроэнергию и теплоснабжение. Уже в марте 2011 года Черемхово не выполнило свои обязательства по оплате коммунальных услуг, из-за чего мэрия была вынуждена обратиться в министерство финансов области с просьбой передвинуть дотацию на бюджетную обеспеченность с четвертого квартала текущего года на первый. Логическая последовательность событий прогнозируется так: правительство наверняка откажет, муниципалитет не сможет найти средства на оплату услуг ЖКХ, коммунальники — оборудование у которых и без того не новое — не смогут провести в течение лета текущий и капитальный ремонты, в итоге всю следующую зиму город будет вслушиваться в прогнозы погоды с весьма тяжелыми чувствами и в ожидании аварий.

Выступление Вадима Семенова логично продолжил доклад мэра Усть-Кутского района Владимира Сенина. Собственные доходы района составляют 40 процентов, причем это тот случай, когда нужно говорить не «всего», а «уже», — мэрия работает над увеличением доходной части, и за последние пять лет доля собственных доходов выросла на 8 процентов. При этом бюджет все равно остается дефицитным (хотя и всего на 6,3 процента), а кредиторская задолженность с января по март 2011 года выросла на 24,2 млн рублей, составив 443,7 млн рублей.

Рост расходов учреждений бюджетной сферы на оплату электроэнергии по сравнению с фактическими расходами 2010 года составил 70 процентов, или 10,9 млн рублей. Пять лет назад эти расходы составляли всего 4,1 млн рублей, а наиболее резкий прирост пришелся на последние два года — в 2010-м по сравнению с 2009-м на 6,2 млн рублей, в 2009 по сравнению с 2008-м — на 3,3 млн.

Объяснение резкому росту очень простое: с 1 января 2011 года муниципалитеты в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 643 от 24 октября 2003 года полностью перешли на нерегулируемые тарифы. Глава Нижнеудинского муниципального образования Александр Архангельский сообщил коллегам, что из-за резкого роста тарифов в его населенном пункте пришлось начать экономить на освещении улиц — сейчас свет есть только на центральных. Пока мэр полагает, что из-за роста тарифов его ожидает только рост стоимости всех предоставленных муниципалитету услуг, работ и товаров, но, скорее всего, дела пойдут хуже, и малый бизнес в небольших населенных пунктах просто прекратит существование.

Именно об этом уже думают в богатом по областным меркам Хомутово, где разорения и ликвидации малых предприятий ожидают со дня на день. Отчаявшиеся муниципальные руководители, в обычное время тихие и бессловесные, дошли до того, что обращаются с открытыми письмами к руководству области. В одном из них, опубликованном уже в апреле, было сказано, что цены в реальности выросли не на 15 процентов, как было установлено правительством РФ, а с 79 копеек за киловатт-час до 2 рублей 45 копеек, то есть более чем в три раза.

Нельзя сказать, что правительство в ответ промолчало. Министр ЖКХ, энергетики, транспорта и связи Петр Воронин в письме от 9 марта предложил мэрам провести мероприятия по повышению энергоэффективности и снижению расходов. Не говоря уже о том, что эти мероприятия тоже требуют денег и времени, в Нижнеудинском районе, например, они и вовсе нереализуемы: подведомственные муниципальным властям помещения отапливаются электроприборами, потому что поставить у каждого здания котельную нельзя, а единой системы теплоснабжения попросту нет. Для экономии местные власти ограничивают энергоснабжение клубов, административных помещений и водокачек. Пока население, как осторожно сказано в письме, «выражает недовольство», но когда-нибудь оно попросту побежит куда глаза глядят, и кончится тем, что сельская местность попросту обезлюдеет.

Обобщая результаты многочисленных жалоб, муниципальные образования области направили письмо президенту Общероссийского конгресса муниципальных образований и председателю комитета Совета федерации по вопросам местного самоуправления Степану Киричуку. В этом документе сказано, что в итоге многослойных накладок и полного перехода на свободные цены тарифы для бюджетных потребителей выросли на 76 процентов, что окончательно закрывает для муниципалитетов надежды стать бездефицитными.

Авторы письма просят Совет федерации выйти в правительство с предложением вернуть для бюджетных организаций регулируемые тарифы, а для регионов Сибири и Дальнего Востока — с  учетом их особого значения для страны — разработать отдельную федеральную программу по поддержке муниципалитетов, агропромышленного комплекса (особенно тех предприятий, которые выращивают овощи в закрытом грунте), а также малого и среднего бизнеса. С примерно такими же предложениями обратились к губернатору Дмитрию Мезенцеву и председателю Законодательного собрания Людмиле Берлиной члены совета АМО. И для всех будет лучше, если правительство и депутаты прислушаются к голосу муниципалитетов.

Члены совета рассмотрели и крайне болезненный для многих территорий вопрос о подготовке документов территориального планирования. Все уже прекрасно понимают, что без этих документов населенные пункты не могут нормально решать вопросы размещения предприятий и организаций, жилой застройки и социальных объектов, больниц и (что совсем уже плохо) пожарных депо. Из-за отсутствия точной информации о назначении земельных участков и правах собственности на них не прекращаются скандалы с застройкой в водоохранной зоне. Несмотря на то что с докладами выступали представители двух благополучных территорий, уже разработавших документы территориального планирования и генеральные планы (Иркутска и поселка Белореченского), особого оптимизма эти сообщения у мэров не вызвали. Денег на разработку документации все равно ни у кого нет, а на областном уровне, как было отмечено докладчиками, не разработана стратегия развития сельских поселений, нет представления об их развитии в будущем — поселения решают эти вопросы самостоятельно и зачастую очень плохо.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».
Рисунок Ильи Клычева, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии