Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. Выпуск № 25 (963). Загадочное письмо из Вологды

03 июля, 2023


спонсор шахматы.jpg

Лето в самом разгаре, и у нас наконец-то появилась возможность вернуться к шахматно-историческим делам, про которые «в потоке лет и суматохе дней» стали немного забывать. И сегодня мы хотим «нырнуть» почти на сто лет назад – в 20-е годы прошлого столетия. Именно тогда в Иркутске, как и во всей стране, развернулось активное шахматное движение, в течение пяти лет достигшее небывалого размаха, а потом неожиданно почти полностью сошедшее на нет, чтобы снова возродиться через пятилетку и уже сильно не затухать.

Такие качели были обусловлены разными причинами, о которых мы не раз говорили, и все они не являлись чисто шахматными. Главными «двигателями» и «тормозами» (кстати, в 1920-е годы почему-то писали «тормазами») шахмат были политика и экономика страны в целом, а не какие-то локальные проблемы на местах. Люди почти везде оставались те же, но в одних условиях они могли действовать, а в других – нет.

Человек, о котором мы хотим рассказать, как раз и относился к той части общества, про которую позже пели: «…а вместо сердца пламенный мотор». Наиболее активные парни и девушки успевали заниматься всем – и комсомольской работой, и спортивной деятельностью, и художественной самодеятельностью, и еще много чем. Иногда в одно и то же время они должны быть и на комсомольском заседании, и на каком-нибудь агитационно-пропагандистском совещании, и на спортивном мероприятии. При этом все еще учились, работали или служили (а также встречались, влюблялись и женились), и как все это удавалось совмещать – одному богу известно.

2ш.jpg

А еще они играли в шахматы, одна партия в которые могла занимать столько же времени, сколько все заседания и совещания, вместе взятые. Шахматы – очень времязатратное занятие, особенно если хочешь в них чего-то добиться. Вот и наш герой успевал заниматься всем, в том числе и шахматами, в связи с чем и стал объектом нашего интереса.

Но вначале было слово, а точнее – письмо. Именно оно и стало основой наших дальнейших поисков. Пришло оно в Иркутск более тридцати лет назад на адрес тогдашнего видного шахматного деятеля В.Д. Шувалова.

«Уважаемый Виктор Давыдович!

Этим письмом я позволю себе напомнить Вам о себе. С удовольствием вспоминаю о своей поездке в Иркутск и о знакомстве с Вами и с Владимиром Константиновичем Гайдуком. Я долго ждал весточки от Вас с приложением фотографии участников чемпионата Иркутска 1927 года. Надеюсь, что эта задержка не связана с какими-либо причинами неприятного свойства? Не заболели ли Вы?

Решил послать Вам, иркутянам, прилагаемый лист с записями, которые могут заинтересовать человека, занимающегося историей развития шахматной игры в Иркутске.

Записи, к сожалению, основаны только на одном источнике: отдельных записей партий, игранных мною в то далекое (двадцатые годы!) время. Никаких других, систематизированных, материалов у меня нет. Но и эти материалы позволяют установить даты тех или иных соревнований по шахматам (или таких событий, как сеансы одновременной игры) и фамилий участников. Я не могу вспомнить имен и отчеств, но, если Вы покажете этот лист (прилагаемый) Константину Такайшвили, может быть, он вспомнит кое-что об этих шахматистах.

Очень жалею, что ввиду уже обусловленного железнодорожным билетом отъезда из Иркутска на следующий день после встречи с Вами я не мог разыскать и встретиться с Константином Такайшвили (для меня он остался тем же самым молодым Костей Такайшвили, каким он был 62 года тому назад!).

Во второй половине записей я привожу содержание своих партий в сеансе гроссмейстера (таким он значился с 1950 года) Костича, чтобы Вы посмеялись над тем инцидентом в сеансе, о котором я Вам рассказывал.

Интересно было бы посмотреть в иркутских фундаментальных библиотеках комплект газеты «Власть труда» (так называлась тогда «Вост.-Сиб. правда») за февраль-март 1926 г. – нет ли там заметки об этих сеансах?                                                     

С уважением – В.С.

Вологда, 15 октября 1989».

Кем был этот загадочный «В.С.» из Вологды, расскажем в следующем выпуске.

На фото: Руководитель иркутских шахмат
Виктор Давыдович Шувалов, встречавшийся
с нашим героем в Иркутске в 1989 году,
а затем получивший от него письмо

Продолжение следует.

шахм рекл.jpg

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии