Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Что посеешь — то и пожрешь...

24 октября, 2011

 

 

 

На пресс-конференции по поводу подведения итогов уборочной впору приглашать тех, кто действительно обеспечивает область продовольствием: перекупщиков, владельцев нелегальных китайских тепличных хозяйств и тех, кто выращивает коров на частном подворье.

 

Истина в зерне

Министерство сельского хозяйства Иркутской области 20 октября официально отчиталось перед журналистам (а через них — и перед всем населением области) об основных итогах уборочной кампании 2011 года.

Валовый сбор зерна составил 580 тысяч тонн. Самым ударным был год для Усольского района — там собрали 23,5 центнера с гектара; в Аларском районе — 21,1 центнера, в Куйтунском — 20, Черемховском — 19,9. Всего урожай был собран с 362,7 тысячи гектаров, что составило 90 процентов от засеянного весной.

Между тем год начинался неплохо: удалось засеять более 400 тысяч гектаров, что было на 9 процентов больше, чем в 2010 году, и даже на 0,4 процента больше, чем планировалось заранее.

Заместитель министра сельского хозяйства Кузьма Алдаров пояснил, что на конечный результат существенно повлияли климатические условия: в мае — июне в области выпало всего 30—40 мм осадков, или 50—60 процентов (а во многих районах — 25—40 процентов) от нормы. От засухи погибло почти 11 тысяч гектаров зерновых культур; еще 29 тысяч гектаров пришлось пустить на корм скоту.

Хотя министерство всячески старается загладить неблагоприятное впечатление от таких итогов, осадок все равно остается. Не зря же губернатор Дмитрий Мезенцев вынужден был около месяца назад отправить в отставку министра сельского хозяйства Александра Кириленко — и замена ему пока не найдена.

Бывший министр расстался со своим местом во многом потому, что до последнего выражал оптимизм по поводу дел в доверенной ему отрасли. По официально объявленному плану министерства сельского хозяйства область должна была в нынешнем году получить 700 тысяч тонн зерна (на 26 процентов больше, чем в 2010 году), 640 тысяч тонн картофеля, 160 тысяч тонн овощей, заготовить 21,5 центнера кормов на голову крупного рогатого скота. Получилось же как всегда, когда власть берет на себя «повышенные обязательства».

Ссылки на неблагоприятный климат именно Иркутской области представляются довольно сомнительными: вот уже 6 тысяч лет человечество знает такую простую технологию, как орошение.  При использовании современной техники и наличии в области весьма больших гидроресурсов жаловаться на отсутствие осадков довольно странно — еще Мичурин говорил, что человек не должен ждать милостей от природы.

Красноярский край (климат которого едва ли отличается от нашего в лучшую сторону, а почва точно так же не дотягивает до знаменитого алтайского чернозема) собрал 2,5 млн тонн зерна, средняя (а не рекордная) урожайность превысила 26 центнеров с гектара, а всего было засеяно около миллиона гектаров. В Иркутской области, для справки, простаивает без обработки более 700 тысяч бывших земель сельхозназначения.

Виды на будущий год сотрудники министерства предусмотрительно не озвучивают: помимо очевидной настороженности после увольнения экс-министра следует учитывать и тот факт, что в этом году в России собран очень хороший урожай зерна, и цены в целом упали.

 

Не хлебом единым

Что касается урожая «второго хлеба» — картофеля — то сельхозорганизации и крестьянско-фермерские хозяйства собрали его более 70 тысяч тонн, средняя урожайность составила 163 центнера с гектара. Остальные 570 тысяч тонн собраны производителями «других категорий», то есть, видимо, и горожанами на своих участках.

Интересно, конечно, отметить, что высшей урожайности — более 267 центнеров с гектара — добилось ОАО «Белореченское», но похоже, что 88 процентов всего картофеля произвели вовсе не те, кто занимается сельским хозяйством на постоянной основе. Между прочим, области столько картофеля не нужно, и многие десятки тысяч тонн продаются за ее пределы.

Кузьма Алдаров с гордостью отметил, что в сельском хозяйстве области занято всего 27 тысяч человек, или 4 процента населения области. При этом объем сельхозпродукции — около 42 млрд рублей, или 8 процентов валового регионального продукта Иркутской области. Результат получается на уровне таких отраслей, как металлургия или химическая промышленность.

Заместитель министра высказал опасения по поводу снижения поголовья крупного рогатого скота, от которого особенно быстро избавляются личные подворья: крупные хозяйства и фермеры стараются его сохранить. Отчасти снижение поголовья компенсируется повышением надоев — в среднем по области от одной коровы получено на 10 процентов молока больше, чем в прошлом году.

Правительство области и министерство в частности рассматривают скотоводство как один из основных приоритетов.  Из областного бюджета выделяются средства на закупку племенного скота и молока, поддержание хозяйств, занимающихся скотоводством. Если к началу следующего года области удастся сохранить поголовье, она сможет включиться в федеральную программу развития молочного скотоводства и получит дополнительные средства, а вложения в скотоводство (требующее больших усилий на заготовку кормов, содержание скота и переработку продукции) окупаются лучше, чем во многие другие отрасли сельского хозяйства.

Впрочем, несмотря на закупку 600 голов племенного скота, десятки инвестиционных проектов и регулярное выделение государством средств на поддержку отрасли, область обеспечивает себя мясом (причем всех видов — от говядины до курицы) чуть более чем наполовину.

 

Без огонька...

Несмотря на существование в области нескольких тепличных хозяйств и урожай в виде 160 тысяч тонн овощей, в магазинах и на рынках все равно проще найти картофель из Израиля, чеснок и лук из Средней Азии, перец и томаты из Китая, чем продукцию расположенного почти в черте областного центра хозяйства «Искра».

В хозяйстве, кстати, дела идут довольно плохо: несмотря на усилия областного правительства, причем предпринятые не вчера, а несколько месяцев назад, оно все еще убыточное, а его работники собираются в очередной раз бастовать.

Чиновники признают, что «Искра» в плачевном состоянии, долги за различные платежи копились несколько лет, долг по заработной плате составляет 6 млн рублей. В 2011 году «Искре» удалось передать администрации Иркутска балласт в виде электрокотельной, но значительного улучшения не видно: износ теплиц превышает 80 процентов ресурса, и будущее предприятия весьма туманно.

В прошлом году экс-министр Александр Кириленко с упоением рассказывал о производстве в области так называемого рыжикового масла — товара, безусловно, интересного и многообещающего, но очень уж экзотического. В нынешнем году поставлен рекорд по производству сахарной свеклы, сои и рапса — тоже хорошо, но как все-таки быть с «Искрой», загибающейся на глазах, несмотря на все усилия министерства?

А усилия эти все чаще сводятся на нет отсутствием мощностей для переработки продукции: молоко, произведенное на частном подворье, скупают (с выплатой дотации из областного бюджета) в районах, везут на переработку в Иркутск (по сути — просто на упаковку) и снова на средства бюджета закупают уже по совершенно иной цене для поставок в детские сады или школы.  Если так будет продолжаться, мы никогда не будем жить богато...

 

Зато мы строим павильоны!

Венцом уборочной кампании в области должна стать выставка достижений сельского хозяйства региона, которая пройдет 25—26 октября в Сибэкспоцентре. Делегация Иркутской области уже принимала участие в аналогичной выставке «Золотая осень-2011», прошедшей в первой половине месяца в Москве. И даже получила Гран-при «за вклад в развитие выставки». Не за развитие сельского хозяйства, — а именно за развитие выставки!

Правда, участники выставки из числа областных сельхозтоваропроизводителей получили также медали разного достоинства за качество товаров, но, как ни странно, эти товары часто продаются за пределами области активнее, чем в нашем регионе. Участники иркутской делегации получили множество лестных отзывов о качестве представленной продукции и предложения об обмене опытом — почему-то со странами Европы, хотя нам явно ближе Азия или хотя бы другие регионы Сибирского федерального округа.

Кузьма Алдаров отметил, что в области продолжается реализация программы социального развития и около 300 участников этой программы получили в 2011 году сертификаты на приобретение жилья. На следующий год министерство планирует получить средства из федерального бюджета по самым разным программам развития села: от оформления в собственность земельных участков до культурного обустройства сельской местности.

Как работает в этом случае система, пояснил в своем интернет-блоге один из фермеров: «Например, есть такая статья — поддержка повышения энергоэффективности производства в малом бизнесе. Говоря простым языком, это деньги на энергосбережение, от утепления окон и стен до замены лампочек и водонагревателей.  Выделяется на одно предприятие до 100 тысяч рублей. Но предприятие, чтобы не разбазаривать казенные денежки, должно провести энергоаудит и иметь паспорт энергоэффективности. Цифра на получение этого паспорта начинается от?.. Да, правильно, от 100 тысяч рублей. Понести затраты, чтобы, может быть, получить их обратно? Ни одной заявки на планируемые 30 млн субсидий нет...»

Разумеется, у министерства найдется тысяча причин и объяснений тому, что в магазинах Иркутска продаются молочная продукция со всей страны (от Подмосковья до Бурятии), мясо и овощи почти со всего мира, но звучат они довольно странно и временами смешно. Чиновники, например, жалуются на перекупщиков, которые скупают картофель и капусту прямо в хранилищах хозяйств по себестоимости и потом продают втридорога.

Надо полагать, фермеры и другие производители идут к перекупщикам не от хорошей жизни, а потому, что нужно платить зарплату, налоги и отдавать кредиты, а помощь от правительства региона поступает несвоевременно и далеко не всем. Сельхозпредприятия не могут поставлять свою прославленную в Москве и очень недорогую продукцию даже в социальные учреждения, подчиненные напрямую правительству Иркутской области и муниципальным образованиям, — пресловутый 94-й ФЗ требует выставлять все закупки продовольствия для таких учреждений на конкурс. Конкурсы все чаще проводятся на электронных площадках, а пользоваться довольно простыми сайтами и необходимым для этого оборудованием наши товаропроизводители не всегда умеют.

Парадоксально, но при перечислении наиболее перспективных проектов часто звучало название одного и того же крупного сельхозпредприятия — оно и молоко разливает в удобную упаковку, и детское питание планирует производить, и курицу продает не мороженую, а более качественную — охлажденную, оно же и лук (которого области, в отличие от картофеля, не хватает) выращивает.

Если в этом случае нет никакой коррупционной составляющей, — а в это очень хотелось бы верить, — то потенциальный министр сельского хозяйства практически найден.

 

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии