Чужой земли мы не хотим ни пяди!
Пришла беда, откуда не ждали: соседние регионы Сибирского федерального округа предъявляют Иркутской области территориальные претензии.
За землю и воду
Началось все не вчера и вряд ли когда-то закончится, но в публичную плоскость, причем сразу на уровне полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе тему вынес глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол. Полный текст того, что наболело у политика, можно найти на его странице в социальной сети «ВКонтакте»: «На заседании с полпредом президента по Сибири С.И. Меняи?ло и руководителем Росреестра О.А. Скуфинским обсуждали вопросы внесения полных и точных сведении? в единыи? государственныи? реестр недвижимости. Между Тувои? и Росреестром подписана «дорожная карта» по реализации этого значимого для региона проекта.
Не мог не сказать о существовании неясностеи? между Тувои? и соседями. По краи?неи? мере, с двумя смежными территориями – Иркутскои? областью и Красноярским краем – у нас есть спорные участки на границе. Они касаются незаселенных земель, в основном минеральных источников в горах, которыми тувинцы с древности пользовались как целебными. В постсоветское время они почему-то отошли к соседям.
Эти моменты требуют всестороннеи? проработки и справедливого разрешения. Получил заверение, что над этим вопросом поработают, окажут содействие территориальные органы Росреестра».
Так руководство Иркутской области и Красноярского края внезапно, без предварительного обсуждения на межрегиональном уровне, узнало о существовании каких-то территориальных претензий. Вполне возможно, что губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, как и его красноярский коллега Александр Усс, точно так же внезапно узнали о существовании каких-то источников, которые – вот сюрприз! – представляют особую ценность для жителей соседнего региона.
За старину и традицию
На первый взгляд вся история не стоит выеденного яйца. Речь идет не о государственных границах, а всего лишь внутрироссийских, территориально-административных, которые не охраняют полиция или внутренние войска, да и на местности они ничем не обозначены, кроме дорожных знаков, и то не везде. Более того, это даже не какие-то популярные курорты, где предприимчивые граждане в нарушение всех действующих норм и правил поставили шлагбаумы и взимают плату за проезд, нет, это какие-то малоизвестные источники, где-то в глухой тайге… О них не знали раньше и теперь забудут, как только схлынет хайп, поскольку монетизировать эти места при существующем уровне развития транспорта невозможно.
Но слова произнесены, внесены в протокол и широко обсуждаются как в социальных сетях, так и в СМИ. В Красноярском крае, где уже есть опыт объединения с двумя автономными округами, нашлись политики, высказавшиеся в духе «можем повторить». «Предлагаю Заксобранию принять постановление о запрете отчуждения территорий Красноярского края. Если глава соседнего региона хочет, чтобы эти земли как-то относились к его республике, пожалуйста, он может войти в состав Красноярского края, но на правах Кызыльского района! Мы готовы принять, но никаких отчуждений мы не позволим», – заявил депутат краевого Законодательного собрания от ЛДПР Денис Притуляк.
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев в ходе пресс-конференции 19 ноября ответил на вопрос о территориальных претензиях тувинского коллеги коротко: «Я так скажу: никаких вопросов об изменении границ никто не ставил и не будет ставить». На уровне руководства регионов, уверены, так и будет. Даже давший старт обсуждению такой возможности Кара-оол признает: «Территориальные споры во все времена были очень деликатнои? и сложнои? темои?». Действительно – здравомыслящему политику достаточно посмотреть на Ближний Восток, конфликт между Германией и Францией из-за Эльзаса и Лотарингии, сыгравший важную роль в двух мировых войнах, и совсем свежие события в Карабахе, чтобы немедленно пересмотреть свои приоритеты и отказаться от любых территориальных претензий к кому бы то ни было.
Но на уровне частных разговоров, «как давно известно, на каждый роток не накинешь платок». В Бурятии, например, не стесняясь в выражениях, называют Усть-Орду и Ольхонский район «отторгнутыми территориями» некогда единой Бурятии и время от времени обсуждают необходимость возвращения к границам 1937 года, когда в состав Бурят-Монгольской АССР входили Усть-Ордынский и Агинский округа, а также Ольхонский район Иркутской области и Улан-Ононский район Забайкальского края. И пусть такое деление существовало всего 14 лет, но ведь было же!
Нетрудно представить, что в ответ на эти требования найдутся люди, которые предложат вернуться к административным границам 1856 года, когда в состав Восточно-Сибирской губернии с центром в Иркутске входили Енисейская и Иркутская губернии, Приморская и Якутская области. Эта схема работала немного дольше, до 1884 года – но ведь и так было!
Но это еще будут интеллигентные споры, с архивными выкладками и реальными постановлениями властей на руках. Гораздо страшнее, что дискуссия о территориальных претензиях одного региона к другому выплеснется в социальные сети и частное общение. Практически каждый день приходят новости о том, как споры выходят из виртуального пространства в реальное, и вот уже после конфликта в родительском чате в Волгограде убит мужчина, а в Санкт-Петербурге заведено уголовное дело после массовой драки со стрельбой. Если в культурной столице после пустячной ссоры из-за школьных проблем десять взрослых людей выходят друг на друга с травматическим оружием и ножами, то что будет в Сибири из-за территориальных споров? Только огромные расстояния и спасут…
На самом деле – речь о деньгах
Можно понять, что Шолбан Кара-оол хочет своему региону только хорошего и потому решил поставить вопрос о «возвращении исконных вод и земель» на фоне совершенно другой темы – поводом для повышения активности руководителя Тывы стало письмо заместителя председателя правительства Российской Федерации Юрия Борисова о концепции объединения тарифного регулирования. По замыслу Борисова, предлагается объединить несколько соседних регионов в единые тарифные зоны, в том числе Иркутскую область нужно «объединить» как раз с Республикой Тыва. После этого в Тыве энерготариф понизится на 85 процентов, а в Иркутской области повысится на 4 процента.
Директор по экономике компании «Россети» Павел Гребцов подвел под эту идею экономическую базу: «Такой значительный разрыв создает дискриминационные условия для потребителей услуг по передаче электрической энергии и является экономическим барьером для инвестиционных вложений в развитие субъектов РФ, на территории которых установлен высокий тариф». И, продолжаем эту мысль, если тариф уравнять, то дискриминация исчезнет, инвестиции потекут в Тыву, а дальше…
Казалось бы, мелочь, нечего и обсуждать. Что такое жалкие четыре процента для такого региона, как мощнейшая Иркутская область?.. А вот не жалкие: как объяснил Игорь Кобзев, консолидированный бюджет Иркутской области из-за них сразу теряет миллиарды рублей, которые нужно будет чем-то компенсировать. Кроме того, энергетический и промышленный потенциал области сформирован в эпоху СССР, сейчас регион нельзя назвать очень уж привлекательным для сторонних инвестиций – серьезные проекты, реализованные в последние годы, можно пересчитать по пальцам, а запланированные на ближайшие годы под очень большим вопросом.
Тыва же, по оценкам специалистов, ничего особенно не выиграет. Бюджет Республики Тыва на 54 процента состоит из дотаций федерального бюджета, 75 процентов потребляемой энергии поставляют соседние регионы, 41 процент населения за чертой бедности, 19 процентов безработные – никакое снижение тарифов эти факты не изменит, не создаст современную промышленность и налогооблагаемую базу с высокодоходной продукцией. Шолбан Кара-оол занимает высший государственный пост в республике с 2007 года и знает все это лучше, чем кто бы то ни было еще.
…Просто в сентябре 2021 года у него кончается второй срок на посту руководителя Тывы, предстоят новые выборы – а остаться на посту, видимо, очень хочется. Пусть даже и такими странными приемами, как относительно честный отъем заработанного у других регионов. Понять его желание можно, а вот соглашаться с методами достижения цели нельзя. Тем более что никакой необходимости в достижении популярности столь грубыми методами у него нет, выберут в любом случае.
Борис Самойлов, «Байкальские вести».
Фото kizil.bezformata.com.
На фото: Шолбан Кара-оол удивил
Иркутскую область и Красноярский край
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.