Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Цирк да и только!

17 октября, 2016

Продолжение. Начало в «БВ» № 20, 22, 25, 28

В предыдущих выпусках мы говорили в основном о дореволюционном периоде истории иркутского цирка (начиная с приезда в 1795 году труппы итальянца Миколетто), хотя сопровождали рассказ в том числе и снимками советской эпохи.

При этом наша основная цель — не история иркутского цирка вообще (об этом не одну книгу можно написать, и тут мы вряд ли скажем что-то новое), а выявление основных мест дислокации цирковых помещений в нашем городе. Потому как у многих сложилось впечатление, что все цирки в дореволюционные времена находились на главной площади Иркутска, тогда как это совершенно не так.

1.jpg

Понятно, что цирки стремились попасть именно на Тихвинскую площадь, но далеко не всегда им это удавалось. А если и удавалось, то почти сразу же начиналась борьба за их выживание оттуда, главным забойщиком в которой выступала церковь. Духовенству все это «балаганное искусство» было поперек горла, и не столько потому, что творилось «сие безобразие» вблизи сразу нескольких храмов, сколько по финансовой причине — цирки представляли серьезную конкуренцию в «сражении за голоса» горожан, предпочитавших отдавать деньги на развлечение, а не на пожертвования.

Недовольна была и интеллигенция города, ведь цирки отнимали часть аудитории у театра. Причем высокому искусству противопоставлялось, на взгляд театралов, что-то примитивное, низменное и убогое, рассчитанное на невзыскательный вкус. И в этом случае претензии, как мы видим, также прикрывались «идеологическим» фактором — борьбой за нравственность.

2.jpg

Многое зависело и от личных качеств владельцев цирков. Ярко выраженная коммерческая составляющая цирковой деятельности формировала у них особый стиль поведения и порождала много негативных явлений. Как и кинематограф, цирки, являясь частью искусства, должны были не только заботиться о великой миссии воспитания масс, но и бороться за привлечение этих самых масс, в том числе и потрафлением их определенным чувствам и даже инстинктам. Но ведь и театры иногда этим грешили, особенно частные, которые, впрочем, тоже являлись конкурентами драмтеатру, существовавшему, как и сейчас, при поддержке властей.

Претензий к циркам всегда было много. И порой городские власти, более других заинтересованные в их существовании и получавшие с них неплохой доход, вынуждены были уступать. Цирки «ссылались» в места не столь отдаленные — на различные другие площадки города, а иногда — и за город. Причины, как правило, были объективными, и это вовсе не морально-нравственные аспекты, хотя могли прикрываться и ими.

3.jpg

Беда у всех цирков была одна — их быстрое обветшание и серьезная пожароопасность. Посмотрите на дореволюционные здания в любом регионе — даже только что отстроенные выглядят по нынешним временам страшно. Огромные деревянные строения довольно быстро изнашивались и начинали представлять собой большую опасность. Особенно еще и потому, что вынуждены были хранить в своих закромах сено для животных, легковоспламеняющуюся бутафорию, а в программе нередко содержались различные «огненные» номера. Да и проблема освещения не всегда решалась безопасно.

Почти везде цирки горели. В Иркутске это происходило неоднократно, и можно представить чувства властей и горожан, когда центральная площадь города вдруг в очередной раз превращалась в факел. Правда, иногда цирки успевали разобрать, хотя очевидно, что спалить было и быстрее, и проще. В любом случае, видеть деревянного разваливающегося на глазах монстра в самом центре города и ежеминутно ожидать его пожара порой становилось нестерпимо, и тогда цирки, как говорится, покидали арену.

4.jpg

Но, как показала история, почти всегда вскоре возвращались на престижные или выгодные места — городу нужны были деньги. Лишь после революции местами для цирков окончательно стали другие площади города, кроме Тихвинской. На своем привычном месте они уже никогда не появлялись. Как мы уже указывали, цирков было несколько, причем порой существовавших одновременно, и это не считая приезжих, которые могли арендовать какие-то другие помещения или пользоваться временными строениями типа шапито.

В дальнейших наших публикациях мы постараемся рассказать о том, где и в какие времена располагались цирки в Иркутске. Очевидно, что большая их часть не запечатлена на снимках, по крайней мере, широкой общественности они неизвестны. Если только в домашних архивах могли сохраниться какие-то фотодокументы, связанные с этой темой, и мы обращаемся к читателям с просьбой посодействовать. Как правило, это бывают снимки не самого цирка, а лишь съемки на его фоне, когда, к примеру, всей семьей совершается «культурная вылазка». Сейчас и они представляют большой интерес, так как хороших снимков не только дореволюционных, но и первых советских цирков Иркутска почти не осталось. Посмотрите в своих семейных альбомах — нет ли там подобных фотографий? Мы с удовольствием расскажем о них читателям.

Продолжение следует.

Наталья Блохина, «Иркутский календарь»,
Рамиль Мухометзянов, «Байкальские вести».

Фото предоставлены авторами.

На фото: Шотландский цирк в Красноярске. 1916 год.
Мог он добраться и до Иркутска;

Не пожар, так потоп. Цирк Франца Изако в Томске
во время наводнения 1911 года. В Архангельске в 1913 году
его участь была более традиционной — он сгорел.
В Иркутске цирк Изако просуществовал несколько лет,
в нем был проведен один из «международных дамских
чемпионатов французской борьбы»;

Цирк Эразма Стрепетова в Томске был построен
в 1910 году, но уже через год на его месте
возродился «утопленник» Изако, просуществовавший,
впрочем, тоже недолго;

Первые советские цирки мало чем отличались
от дореволюционных и горели с такой же регулярностью.
Новосибирский цирк «Паласс» был построен в 1927-м,
а сгорел в 30-х.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии