Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Дерево и бронза, чудо и коммунизм

24 августа, 2021

Новый сплав волшебника Даши Намдакова

Сразу хочу заметить, что заголовок – это не игра слов, а факт невольного, но от этого не менее выдающегося социального эксперимента. Поставил его не профессор экономики, философии или религиоведения, а всего лишь скульптор, правда мирового уровня, да еще и принадлежащий к древней мистической ветви бурятских родов, а именно – к кузнецам-дарханам, укротителям огня.

1н.jpg

Тайны родной земли

Представители этих родов уже по одному факту своего рождения по статусу не ниже лам и шаманов (хотя нередко ими становятся), так как имеют дело с огнем. Очевидно, поэтому Дашинима трепетно относится к огненным знакам, в первую очередь к молниям, и глубоко понимает их тайный смысл. Не обошлось без этого великого чуда природы и при рождении нового детища Мастера – Ленд-арт парка «Тужи». Но об этом в конце очерка.

Здесь же замечу, что грозами, огнем и даже землетрясением отмечены главнейшие библейские события, связанные с казнью и воскресением Христа (Евангелие от Луки и Матфея), а также с получением Моисеем Божественных заповедей на горе Синай (Книга Исход).

Не меньшее значение имеет молния в буддизме. Там с символом молнии тесно связана Ваджра – мифическое оружие бога-громовержца Индры. Ваджра, или молния, обозначает духовное могущество Будды, а также мгновения озарения. Молния соединяет небо и землю, олицетворяет творческий импульс. Место, куда ударила молния, считается священным.

В шаманизме удар молнии является выражением божественного гнева или указателем места сосредоточения высших духовных энергий. Даши и другие просвещенные люди в ударе молнии по главному знаку парка – ритуальной коновязи – видят, несомненно, благостный знак. Но не в одной лишь молнии дело.

Только чудом можно объяснить рождение за пару летних месяцев крепкого и живого «дитя», а именно парка «скульптур и отдыха», воздвигнутого Дашинимой Намдаковым с родственниками и друзьями на живописнейшей поляне на берегу реки Хилок, в двух километрах от села Укурик, Забайкальского края, где в ничем не примечательном доме появились на свет 50–60 лет назад восемь талантливых братьев и сестер Намдаковых. Правда, с тех пор мистическую необычность дому придают восемь пуповин и материнских последов, закопанных под его основанием, причем каждый из Намдаковых даже с закрытыми глазами чувствует их присутствие и ни за что не перепутает свою родную обитель. Может быть, поэтому, в какой бы части света ни жил и ни работал Мастер, он не может обойтись без родных мест, которые еще в юности буквально чудесным образом помогли ему победить предсказанную смерть во искупление ослабшей веры его рода… Но и сегодня родной деревенский дом и зимовья в непролазной тайге, доступные только опытным всадникам, наполняют Дашиниму жизненной силой и энергией творчества.

Не менее удивительным является также и факт рождения буквально за два года Главного храма Вооруженных сил Российской Федерации, при этом все основные скульптуры, придающие неповторимый облик храму, были созданы Дашинимой и его командой. Удивительно, что в России удалось собрать такое количество прекрасных художников-мозаистов, выполнивших невероятный объем работы. Если знаменитый питерский Спас-на-Крови, схожий по мозаичному оформлению, строился много десятилетий, то Главный храм Вооруженных сил воздвигнут, как я уже сказал, за два года. При этом, не занимая никаких официальных постов, буддист Дашинима, безусловно, был душой и мотором проекта и, конечно же, главным скульптором. Он внес огромный вклад в архитектурный и художественный облик православного храма. На объекте в «Тужи» он показал, как умеет организовывать дело и форсировать сроки; эти же навыки, очевидно, использовались им и во время постройки храма Вооруженных сил России. Не случайно изображение Мастера не раз встречается на объекте рядом с портретом главного организатора великого деяния – министра обороны РФ Сергея Шойгу.

2н.jpg

«…И стоило жить, и работать стоило»

После ухода из жизни в 2017 году отца и первого учителя Бальжана Намдакова и перешагнув 50-летний рубеж, Мастер, несмотря на наличие старших братьев, почувствовал на себе немалую долю ответственности за весь род и, конечно, за свою семью из десяти человек с четырьмя внуками и тремя детьми, двое из которых – Чингис и Софья, а также невестка Димид, жена Танюша и братья Будажап и Дашицырен – первые помощники в любом деле.

Но не только за первое знакомство с ремеслами Дашинима благодарит отца и маму Буда-Ханду, но и за привитое с пеленок чувство любви к землякам, к друзьям, живому дереву и древу жизни своего многовекового рода кузнецов-дарханов. Именно эти качества позволили на нескольких гектарах Богом забытой бурятской земли, затерянной между основной Бурятией и малой – Агинским округом, оживить пустынный берег реки Хилок фантастическими образами, вынесенными из раннего детства и воплощенными в гигантских композициях. Это сказочные 10–12-метровые деревья, созданные самым авторитетным для Дашинимы скульптором, у которого он учится всю жизнь... Этого скульптора звать-величать «великая рукодельница» Природа!

Седьмого августа новорожденный Ленд-арт парк прогремел своим открытием на все Забайкалье, Иркутскую область и Бурятию. Не сомневаюсь, что вскоре о нем узнают вся Россия и весь культурный мир, уже давно покоренный творчеством нашего великого земляка.

«…И стоило жить, и работать стоило», – почти одновременно сказали несколько человек, когда с двухлетним сыном на руках к Дашиниме подбежала глядящая на Мастера с неподдельным обожанием и готовая, если б не условности, расцеловать его, красивая своим искренним порывом, слегка рыжеватая девушка. Из короткой беседы выяснилось, что она, живя в Кызыле, Тувинской республики, буквально влюблена в уличные скульптуры Даши, особенно в «Царскую охоту», и давно мечтала увидеть создавшего их Мастера. И вот Провидение помогло. Ее семья перебралась в Забайкалье, где она всей душой чувствовала, что мечта скоро исполнится. И не ошиблась. Всего 180 км, из них 80 по гравийке, и она рядом с волшебником, оживляющим своим дыханием и бронзу, и дерево, а главное, дремлющий в каждом бывшем и сегодняшнем ребенке мир детских снов и грез.

У истоков судьбы

Я же убедился в очередной раз, что вся жизнь Дашинимы – воплощение великой поэзии, которую он чувствует так же тонко, как найденные им неповторимые образы. Одним из самых любимых персонажей для нашего лихого наездника, а теперь еще и собирателя-заводчика, является преданное современным человеком создание, буквально протащившее нас на своей могучей спине через многие тысячелетия, спасающее от диких зверей, от голода и одиночества, великая труженица – лошадь.

И как здесь было не прочитать одно из моих любимых стихотворений Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», которое как раз и заканчивается словами, вырвавшимися у нас с известным нефтяником Иркутской области и России Николаем Буйновым, когда мы с завистью глядели на искреннее обожание Мастера его порывистой почитательницей. Вот уж поистине – ради таких моментов, как написал великий поэт, обращаясь… к лошади и восклицая: «Каждый из нас по-своему лошадь!», «и стоило жить, и работать стоило!»

Отрадно, конечно, что и официальная награда, а именно Знак отличия «За усердие на благо Забайкальского края», также нашла Мастера, тем более что это необходимая ступень для присвоения, будем надеяться, в дальнейшем звания «Почетный гражданин Забайкальского края», которое для многих его сородичей ближе сердцу, чем московские ордена. Награды чуть меньше рангом не обошли и главного строителя объекта, друга Дашинимы Цырена Цыбикова и друга детства и всей жизни – главу сельского поселения Укурик Норбо-Самбо Галданова.

Жаль, что среди правительственных наград есть только награды за спасение при стихийных бедствиях на пожаре, на воде и т. д., но нет наград за спасение, например, замерзающих. Много лет назад юноша Даши, как и предсказывали при его рождении и ламы, и шаманы, жил, изнемогая от язвы, на краю гибели, но молодость и безрассудство победили, и он выбрался на охоту… Норбо нашел его, уже замерзающего, в лесу, почти без сознания, дотащил на руках к неблизкому мотоциклу и пулей домчал в деревню. О том, как боролись за его спасение врачи, сделавшие четыре операции прободной (сквозной) язвы, а впоследствии женщина-шаман, спасшая юношу, как позже выяснилось, не только для родного Забайкалья, но и для всего человечества практически ценой собственной жизни, подробно рассказано в моей книге.

3н.jpg

Под звездами Забайкалья

А вот был бы у Дашинимы в детстве компьютер, вряд ли бы мир ахнул от творений великого Мастера! В детстве у мальчика не было ни телевизора, ни кино, ни цветных журналов типа «Веселые картинки» или «Мурзилка». Зато было другое, ни с чем не сравнимое богатство – огонь костров, звездное небо и бесконечное количество таинственных существ, которые становились тем разнообразней и причудливей, чем гуще были сумерки и чем слабее был «прожектор» живого огня. Почти каждый вечер эти три экрана оживали, и на них выплывали разные сюжеты, в зависимости от рассказов сидящих у костра бывалых охотников и стариков, знающих бесконечное количество историй из собственных, порой смертельно опасных приключений, связанных с медведями и волками, молниями, метелями, но еще чаще – с неведомыми существами и лесными духами. Но у всех поражающих воображение историй был хороший конец, так как хранители местности и духи предков приходили на помощь и помогали побеждать опасность.

Все эти образы и сказания, услышанные в раннем детстве на родном и любимом языке, увиденные в огне костра, на небе и подсмотренные в дремучем лесу, плотно населили внутренний мир мальчика. Во взрослой жизни, годами напитываясь образами в музеях Италии и Англии, где Мастер со своей драгоценной помощницей и женой Танюшей и с детьми прожил в общей сложности 12 лет, а также в Иркутске, Улан-Удэ и, конечно же, в Москве и Питере, он обогатился новыми впечатлениями. Но что бы он ни делал из бронзы или из любимого с детства дерева, нам всегда виден сидящий у костра под звездным небом мальчик, впитавший бескрайний мир минувших и будущих поколений. И выставка под открытым небом подтверждает, что Мастер, объехавший весь мир, не потерял свой фантастически интересный, загадочный почерк.

Как жаль, что сегодня многие дети, прилипшие к гаджетам, получают готовенькие картинки и не развивают очень важный участок мозга, который «заведует» собственным творческим воображением. Как это отразится на них, еще никем, увы, не изучено. Но многих художников, скульпторов, да и просто креативно мыслящих людей мы явно не досчитаемся.

Сопричастность к общему

С мрамором, по сравнению с деревом, работать в чем-то тяжелее, а в чем-то и легче. Микеланджело в ответ на вопрос: «Как вы делаете свои скульптуры?» сказал: «Я беру камень и отсекаю все лишнее». Деревья же, как и люди, созданы для чего-то другого, и нужно уметь отыскать среди них такие, которые созданы, чтобы служить искусству. Затем с помощью разнообразных инструментов – от топора до алмазной шкурки – научить их дарить радость общения с благодарным зрителем, понимающим язык природы, образов и красок. Увы, их, как и годных для искусства деревьев, не так много. Больше все же тех «не зрителей», которых в метком русском языке называют попросту «деревянными», подразумевая, очевидно, уже высушенный, неживой лес. К счастью, это не относится к детям: им в новом городке скульптур будет, конечно же, интересно: и на экскурсиях, и на летней учебе с конными и речными прогулками, с историями у костра и под звездным небом. Главное, чтобы школа в долгие месяцы классов не задавила фантазию и вольный полет мысли.

Уже сегодня для всех, кто проделает нелегкий путь и совершит настоящее «культурно-экологическое паломничество», организован отдых и ночлег в полутораэтажных семейных домиках со всеми удобствами, а также в юртах. Для любителей туристической романтики подготовлены хорошие палаточные места. Для комфортного времяпрепровождения рука об руку с Мастером на славу потрудились и столичные архитекторы из бюро PARSAC, спроектировав совершенно уникальную архитектурную среду. Не отстает по уровню и кухня.

Не только скульптуры, но и сам сказочный, в том числе по темпам строительства, городок воздвигнут внезапно возродившейся из глубин народной памяти коммуной. Ее добровольные члены обедают за одним огромным столом с натуральной немудреной пищей, любовно приготовленной обаятельными «укурчанками», в том числе «мамами» не только собственных детей, но и выдающихся кукол, – сестрами Дашинимы. Здесь никто не торгуется и уж тем более не ворует, а многие, кто может позволить себе, трудятся и вовсе бесплатно. Все цементирует любовь к общему детищу, к искусству и к настоящему Мастеру. Это ли не победа коммунистического труда, о которой слышал все годы, учась в институте, работая начальником цеха, а затем заместителем директора на оборонных предприятиях, и когда защищал диссертацию?

Вот уж не чаял столкнуться с истинным коммунизмом, который победил, пусть и всего на несколько месяцев, в бурятской глубинке, под руководством знаменитого скульптора! Главным мотивом работы на этой «стройке коммунизма» была сопричастность к великому искусству, мысли о сохранении бурятской культуры и корней для всех детей, которые будут иметь возможность окунуться здесь в настоящее творчество.

4н.jpg

Как рождается чудо

С огромным энтузиазмом на объекте трудились и дети самых разных возрастов, благо все инспекции остались почти за две сотни непростых километров. Многие заново «породнились» при этом с дальними родственниками или с детьми папиных друзей детства. Да и дяде Дашиниме было чрезвычайно интересно наблюдать, как воплотились в детях черты его ближайших друзей, с которыми в интернате, что уж греха таить, не раз приходилось спина к спине отбиваться от хулиганов с немного другим цветом глаз и кожи.

Почти все дети, у которых на глазах рождалось чудо искусства, решили стать скульпторами и художниками, а условия для развития способностей и высочайшая поддержка для особо усидчивых и одаренных теперь есть на долгие годы. Кое-кого из счастливцев для практики в московской мастерской Даши уже и приметил. Как говорится, в добрый путь!

Над проектом ударно трудились не только друзья детства, односельчане со своими детьми, но и десятки коллег и друзей-скульпторов: Ардан Бальжанов, Николай Марткачаков, Павел Михайлов, Руслан Сосновский и другие. Они вносили немалую частичку своей души и своих умений в создание необыкновенного городка, гармонично вписанного в природный ландшафт под необъятным забайкальским небом.

Никакой проектно-сметной документации в обычном, скучном понимании этого слова не было. Работали, как говорится, с листа, с набросков мастера. Также и бухгалтерию скрупулезно никто не вел, но навскидку можно сказать, что большинство работ, включая и выделяемую на разовые работы технику, производилось бесплатно, «искусства и дружбы ради». В деле участвовало большинство жителей родного для Даши села Укурик, где летом проживают 60 семей, зимой же только над 20 избами курится дымок. А известный в Бурятии, да уже и в мире молодой скульптор, отец не только семейства, но и целого оружейного направления в бурятской культуре – Жигжиг Баясхаланов – прилетел из далекой Италии, где овладевает «мраморным мастерством». Жигжиг собрал в родном для него Агинском национальном округе бригаду и вместе с ней бесплатно вкалывал не один день!

Виктор Бронштейн, почетный гражданин города Иркутска,
специально для «Байкальских вестей».

На фото: Даши Намдаков, Виктор Бронштейн и киргизский
общественный деятель и меценат, почетный президент
ассоциации «Дордой» Аскар Салымбеков с книгой
Виктора Бронштейна «Сокровенное», подаренной ему автором;

Заместитель губернатора Забайкальского края Аягма Ванчикова
(вторая слева), иркутские предприниматели и меценаты
Марина Седых, Николай Буйнов, Виктор Бронштейн,
заместитель председателя правительства Забайкальского
края Татьяна Цымпилова в Ленд-арт парке «Тужи»;

Хорошее настроение. Марина Седых, Дашинима Намдаков
и Николай Буйнов;

Вечером в «Тужи»

Окончание следует.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии