Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Дыхание в унисон

12 мая, 2011

 

 

Двадцать лет творчества и свободы отметил театр Александра Гречмана

 

Днем, в рабочее время, они — обыкновенные люди: студенты или школьники, преподаватели, юристы, дизайнеры, программисты, врачи, психологи. Был среди них даже министр. У всех хлопот полон рот и день, расписанный по часам и минутам. Но вечерами они собираются здесь, в самом теплом для них месте на земле, в своем втором доме — в небольшом уголке Иркутского энергоколледжа, в котором расположился театр…

 

Свой театр, театр Александра Гречмана. Театр, в котором у всех у них происходит другая жизнь. То, без чего они уже не могут.

Они не получают здесь зарплату и приходят сюда отнюдь не за дополнительным заработком. Они приходят потому, что им от этого хорошо. Они уже «подсели» на театр — влюбились в него, вписались, вросли мыслями, душой и сердцем и жизни своей без него не представляют.

И все это длится уже двадцать лет!

А кажется — все начиналось будто бы вчера…

Седьмое небо от «Молодежки»

Как вспоминает Александр Гречман, режиссер, вдохновитель, «центральная ось» коллектива, — самый первый выход их на сцену был на чужой территории, откуда их потом попросили.

— Мы создавались в 91-м году, в ДК имени Куйбышева, который в то время как-то быстро преобразовался в коммерческое заведение. И вскоре мы остались на улице… Первым человеком, который нас поддержал, был Валерий Дмитриевич Кирюнин, главный специалист по любительским театрам, — он наш театр подобрал и привел под крыло Областного центра народного творчества и досуга. Мы сыграли наш первый спектакль «Ромео с добрым утром», о нас вышла заметочка в «Советской молодежи», и это нас очень продержало, мы были на седьмом небе от радости. Но нам позарез требовалось свое помещение!

И отыскался неожиданный вариант: энергоколледж. И тут возникло второе ключевое лицо — Татьяна Петровна Пруцкова, директор колледжа. Она оказалась на нашем спектакле и сразу прониклась… Мы не знаем, как она нас отстаивала, — ведь ей то и дело говорили: у вас энергетический колледж, при чем здесь театр? Было такое непонимание, но и его преодолели. Сегодня все нас любят и понимают…

Здесь они все начинали с нуля — ломали и разгребали, сами делали перепланировку, строили сцену и зрительный зал с «галеркой»… стелили полы, красили, клеили… Вкалывали физически , как не каждому доводилось, – только строительного мусора и кирпичей пришлось вывезти тонны. Отопление не работало, на дворе стояли январские минус тридцать… Сейчас такое даже трудно представить. Но они работали, отдыхая на куче кирпичей, и читали стихи Вознесенского, и снова вкалывали…

Но все это касается не только здания. Параллельно с ним строился сам театр, кристаллизовалась его внутренняя суть, его духовная составляющая.

— У меня всего девять работ за 20 лет… Скромно, конечно! — говорит Александр Гречман, но мы-то знаем: каждый спектакль в его театре становился событием. О нем знали в городе, на него приезжали, о нем говорили.

 

Время острых ощущений

И вот он — юбилейный вечер. На сцене — программа из номеров, которые могли бы украсить любой, самый изысканный театральный капустник. В зале — битком: публика отборная, своя, проверенная годами, самые преданные друзья театра. Среди них — народный артист России и лауреат «Золотой маски» Виталий Венгер, лауреат Госпремии Евгений Корзун, писатель и журналист Арнольд Харитонов, театральный критик Сергей Захарян; просто немыслим такой вечер без преданного знатока и куратора любительских театров от Областного центра народного творчества и досуга Валерия Кирюнина, о котором мы уже говорили, несколько человек из числа журналистов, много молодежи. Есть даже очень маленькие дети — может быть, их мамы и папы будут сегодня на сцене?

Не пересказать номера юбилейного капустника, которыми угощали в этот вечер зрителя, да и пустое это занятие. Все равно так не получится. Это надо видеть! Это надо слышать! Это надо любить!.. И зрители валились с мест от хохота. Сколько блеска, остроумия, тонкой иронии, меры и вкуса! Ни разу не опустились до пошлости, ни слова лишнего не произнесли… Кстати, многие номера были вообще без слов — но с хорошей музыкой, безупречной пластикой, продуманными костюмами и даже трюками!

— Трюки мы делаем сами, — говорит Александр Гречман в один из своих коротких выходов к зрителю. — Стараемся, долго тренируемся… И меч бросаем, и руки императора Павла, облитые царской водкой, поджигаем, и они горят по-настоящему… Есть, есть свои секреты, свой опыт… Скажем, в одном из последних спектаклей наша героиня бросает нож через всю сцену. Актриса целый год тренировалась, ее партнер поначалу без ведра на голове не выходил, боялся – не зарежет, так покалечит. Не верите? Сейчас покажем.

Выходит на сцену актриса, Анна Портнягина, с ножом… Ей задают провокационный вопрос, что-то вроде:

— Как ты относишься к режиссеру?

— Ненавижу! Ненавижу!!! — кричит актриса и молниеносным коротким движением бросает нож. Он летит в сторону бедного Гречмана и с силой втыкается в деревянный столб у края сцены. И при этом на голове у Гречмана — никакого ведра! Он, может, и был уверен, но мы-то не на шутку испугались: а ну как промахнется? А Гречман нож из столба вынимает и предлагает: — Ну что, повторим?

И повторяют! Но ножа в столбе не оказывается — промахнулась все-таки актриса! Зал замер. Так где же нож?

В это время на сцену поднимается ее давний партнер, Вячеслав Васильев, и мы видим, что из его шляпы сзади торчит нож! Тут уже не знаешь, смеяться ли… Смеяться, конечно, ведь Слава Васильев жив, здоров и невредим, но — ощущение пережито острое…

 

Дальше… Дальше… Дальше…

Однако я замолкаю — обещала же не пересказывать номера. Это — лишь один пример… И что это — высочайший профессионализм или преданнейшая любовь к искусству театра?

— Я как-то пытался определить формулу профессионализма… Артист-профессионал — это самоотдача, а любитель — это свобода, — говорит Гречман уже после того, как отгрохотали — иначе не скажешь! — аплодисменты в зале, принесли на сцену все заготовленные к юбилею букеты и произнесли слова поздравлений и признаний. — Профессионалы часто бывают несвободны, хотя это часто тоже очень талантливые люди.

Народный артист, аксакал театра Виталий Константинович Венгер — из числа самых преданных друзей Гречмана и его коллектива:

— Сашенька, хочу тебя, и коллектив твой, и всю округу поздравить с вашим юбилеем — 20-летием театра Гречмана и примкнувшей к нему студии Гречмана. Я сегодня потрясен. Я по-настоящему потрясен, потому что никогда не любил и не люблю на сцене замороженных артистов, у которых ухо, глаз, речь не работает, ритмы не ловит… Сегодня у тебя были потрясающие этюды на сложные ритмы — честь тебе и хвала вместе с твоими воспитанниками. Есть профессионалы, которых едва слышно в 20-м ряду, а твои ребята разговаривать умеют, я это знаю. И хочу пожелать и тебе, и всем вам: держитесь дружно, идите дальше, ввысь, вглубь, постигайте это искусство — это замечательно!

— Я здесь в театре практически состоялась как личность… — говорит Анна Портнягина, и с ней может согласиться практически каждый.

— Вдумайтесь, — говорит Виталий Барышников, — 91-й год, совершенно другая страна. И сколько всего за эти двадцать лет произошло с нашей страной, и отношения людей изменились, не всегда в лучшую сторону. И все эти годы у нас было место, которое нас сохранило от того, что раздирало страну. У нас есть театр. Если б не было театра, кем бы мы стали? Иной раз приходишь сюда после работы и учебы, больной и уставший, буквально приползаешь сюда, и какая уж тут репетиция! Но через три часа ты выходишь отсюда совершенно другим, обновленным, полным сил и энергии, полным идей… Так что мы — горой за Гречмана, за ту ось, которая нас соединяет, где бы кто из нас ни работал. Здесь мы все подвластны вашим мыслям и чувствам — они становятся нашими мыслями и чувствами.

Анна Портнягина носит эту фамилию, свою девичью, только на сцене — в жизни она и Виталий Барышников давно уже стали семьей, и связал их, наверное, тоже театр…

Критик Сергей Захарян говорит о Виталии:

— Этот человек из театра вышел в министры культуры и сохранил в себе лучшее человеческое, что на посту министра сохранить почти невозможно… А когда он вышел из министров — снова ничего в себе не потерял: здесь воспитывается личность, а это дороже, чем профессии, чем должности…

Своими ощущениями делится Ирина Степанова:

— Театр — это то место, где моя душа. И сердце мое по-настоящему бьется здесь, в театре. Я уже работаю (Ирина — преподаватель права), и днем жизнь вертит, крутит, играет нами, а вечером приходишь сюда — и получаешь такой заряд энергии, что кажется — живешь от репетиции к репетиции. И вот странно: ты отдаешь — а взамен получаешь больше! Хочу сказать большое спасибо режиссеру — он меня пригласил лет 20 назад; и большое спасибо ребятам — без чувства локтя, которое есть в театре, вряд ли наши спектакли имели бы такую силу и мощь. Однажды я испытала ощущение единого дыхания, в унисон с залом… Ради него мы приходим сюда, ради него – живем…

Человек от науки Константин Лидин:

— …Приходишь после репетиции домой, ужинаешь, ложишься спать — и посреди ночи понимаешь, что с тобой сделали! И до утра уже не спишь! На следующий день приходишь — а он уже что-то новенькое придумал. И так все двадцать лет. Гречман — театральный человек… Мы даже хотели изобразить нашу труппу с лямками через плечо — тянем громадный камень все вместе под песню «Дубинушка». Потом переиграли… Но я — двумя руками за те идеи, о которых так интересно думать по ночам…

 

В едином ритме

И сколько еще всего интересного могли бы рассказать о своей работе в театре артисты, запомнившиеся зрителям многими ролями, — Вячеслав Васильев, Алексей Кунц, Анна Иоффе (она еще и штатный драматург в театре — автор пьес «Мой маленький Павел», «Пена»), Влад Герасимов — по совместительству «штатный композитор», Ирина Анюховская, Родион Хайрутдинов, Наталья Бородаченко, Анастасия Арефьева, Ксения Тарбаева, Лидия Трескина…

Общие интересы так объединяют артистов, что… вот уже четыре семейные пары насчитывает труппа. Это, кроме названных уже ветеранов Анны Портнягиной и Виталия Барышникова, Ирина Анюховская и Влад Герасимов, Татьяна и Юрий Герасимовы, Юлия Арефьева и Марк Деров. На юбилейном празднике в зале были и «театральные детишки», а чуть позже, когда программа завершилась, то один, то другой маленький артист выходили к микрофону попеть… Растет смена! Растет прямо в театре…

А на сайте театра мы читаем размышления Александра Гречмана, которые можно считать его творческим кредо:

— Почему бы ему, театру, не быть авторским? — спрашивает он. — В нашем театре мы все создаем сами, и за каждой творческой удачей есть собственное авторство каждого. За десять лет совместной работы меня многие понимают уже не с полуслова, а по выражению лица, потому что на каждой репетиции моя природа по капле передается им… Как сообщающиеся сосуды, мы живем одним сердечным ритмом.

Определяя художественную эстетику, формируя в каждом вкус к творчеству, я никогда не стремлюсь создать себе подобных, но равных по духу и мысли. Это этика моего театра, театра Александра Гречмана.

…Кому-то покажется, что мы просто давно знакомы и привыкли друг к другу. Это не так. Часто несовместимые, мы целый год по микрочастицам стремимся подготовить себя, чтобы в особый, долгожданный момент стать одним целым. Только все вместе, в едином направлении мысли, времени и духа, именуемом творчеством, мы сможем оказаться там, в пространстве пятого измерения под названием театр.

…Наверное, лучше об этом театре не скажешь, поскольку это взгляд не снаружи — изнутри.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

На фото автора: Плечом к плечу.
Валерий Кирюнин (слева) и Александр Гречман

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии