Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Дизайн плюс город, город плюс дизайн

13 ноября, 2012

 

Что такое дизайн? Несколько лет назад, на заре своего официального признания, этот вид деятельности именовался «промышленной эстетикой». Но дизайн — это не только промышленная эстетика, это, можно смело сказать, эстетика всей нашей жизни. Как выглядит рекламный щит или садово-парковая перспектива, мусорная урна или обложка книги, коробка конфет или интерьер кабинета, наша одежда или аксессуары — во всем этом и еще многом другом проявлены разные виды дизайна. И от того, насколько творчески сработают специалисты в этой области, будут зависеть наше настроение, наш художественный вкус, наше самоощущение в среде обитания.

25 октября в выставочном зале Иркутского художественного музея имени В.П.Сукачева открылась международная выставка «Город + дизайн-2012. Из прошлого в будущее».

Среди участников выставки — работы уже трижды выставлявшейся в Иркутске художницы из Китая Ван Сюлин, профессоров и студентов из Кореи (в том числе мэтра Ким Чи Джуна — соавтора и участника совместного с иркутянами проекта «Три нации — три цвета», осуществленного три года назад Иркутским отделением СХ России); работы студентов Монреальского университета (Канада), ну и, конечно, иркутских дизайнеров. Это, прежде всего, профи — члены Союза дизайнеров России, а также студенты академии образования, кафедры дизайна ИрГТУ, будущие студенты — воспитанники центра детского творчества в сфере архитектуры и дизайна ИрГТУ «Пирамида», всевозможные творческие объединения.

Сразу скажем, студенческих работ было «подавляющее большинство» — в ущерб проектам взрослых, состоявшихся дизайнеров, которые остались «в тени» и которых могло быть значительно больше. Ведь осенняя выставка дизайна традиционно стала смотром всего того, что достигнуто профессионалами в течение года, своего рода большим творческим отчетом в первую очередь, а уж потом — демонстрацией сил подрастающего поколения дизайнеров.

Зато в молодежных проектах бушевали фантазия и разностильный креатив. Самое впечатляющее зрелище представляли собой модели одежды — не только из привычных материалов, но и из поролона. Это ни в коем случае не одежда для эпатажных модников и даже не для подиума — это конструкции самых причудливых форм и неожиданных предназначений. Первое, что может прийти в голову, — что перед нами костюмы для спектакля какого-нибудь режиссера-авангардиста.

Но были и просто платья, блузы, юбки — в сравнении с поролоновыми «биоформами» (коллекция названа «Игра биоформ») они смотрелись простовато, хотя и элегантно. Представляла все эти коллекции кандидат технических наук, доцент кафедры геммологии ИрГТУ Елена Берман, которую многие знают и как дизайнера одежды. Подготовили эти коллекции студенты кафедры дизайна ИрГТУ, руководители проектов — Светлана Мурашова и Марина Дагданова.

А вообще экспозицию стоило рассмотреть внимательно. Остановиться возле образцов традиционных этнических костюмов бурят, вникнуть в искусство оригами, когда из бумаги вырезаются изделия, поражающие своим изяществом; включить светильники, выполненные в виде керамических байкеров на мотоциклах, примерить ювелирные изделия — работы студентов и преподавателей кафедры геммологии ИрГТУ, вглядеться в романтично-золотистую композицию живописца и дизайнера Евгения Турунова «Остров моей Юности» — часть его авторского проекта «Иркутск — апельсиновый рай».

Как сказал руководитель Иркутского отделения Союза дизайнеров РФ, кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна ИрГТУ Андрей Шолохов, «наша задача — собрать вместе людей, которым не все равно, которые хотят и могут раскрыть свои творческие способности».

— Наша кафедра — кафедра дизайна ИрГТУ — в этом году участвовала в конкурсе российских проектов, наши работы получали первые и вторые места, то есть уровень нашего образования достаточно высок, — говорит Андрей Шолохов. — Да и в целом дизайнеры Приангарья выглядят ничуть не слабее, чем, скажем, их коллеги из Новосибирска или других крупных городов. На уровне мировых тенденций — тоже. Сейчас важнее, на мой взгляд, сохранять и развивать свою региональную уникальность, неповторимость, которая отличала бы нас от всех остальных. Вот это — суперзадача.

Такие черты уже просматриваются. Чтобы определить их, надо быть узким специалистом, а чтобы получить общее впечатление — нужно как минимум посещать подобные выставки. Тем более что эта — далеко не первая в Иркутске. Правда, в прежние годы экспозиции размещались в более просторных залах «Сибэкспоцентра», где есть желаемый размах; здесь же, в зале художественного музея, выставка выглядит несколько сумбурно хотя бы из-за тесноты помещения. Работ много — места мало.

А это значит одно: есть в Иркутске дизайнеры, есть. И уже это радует.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии