Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

До новой встречи в феврале!

22 декабря, 2011

 

 

 

 

 

Последняя в 2011 году, и 40-я с момента избрания нынешнего состава Законодательного собрания, сессия состоялась 21 декабря. Депутаты рассмотрели более полусотни вопросов.

 


 

Ушли, но не простились

Сессия началась с поздравления вновь избранных депутатов Государственной думы — Антон Романов, Сергей Тен (фракция «Единая Россия») и Евгений Рульков (фракция КПРФ) сменили место работы и теперь будут представлять Иркутскую область в Москве. Перед бывшими коллегами выступил Антон Романов, который пропустил первое заседание Государственной думы, назначенное на 21 декабря, чтобы рассказать о распределении новых депутатов фракции «ЕР» по четырем большим группам (по 60 депутатов в каждой) и всех вообще депутатов по комитетам и комиссиям. В новом составе Государственной думы лишь три бывших председателя комитетов сохранили свои посты, ушел и спикер Борис Грызлов, поэтому есть вероятность, что многое в политике нижней палаты российского парламента будет происходить по-новому. Антон Романов принял решение работать во вновь созданном комитете по делам Сибири и Дальнего Востока, а Сергей Тен претендует на пост заместителя председателя комитета по дорожному строительству. О том, где будут работать депутаты фракции КПРФ Сергей Левченко и Евгений Рульков, пока не известно.

С уходом трех депутатов в Законодательном собрании образовались три вакансии, но заполнить без проблем удастся только одну — место Евгения Рулькова займет кто-то из списка КПРФ. Одномандатные округа Антона Романова (освобожденный впервые за двадцать с лишним лет) и Сергея Тена (освободившийся второй раз за срок полномочий Законодательного собрания — первым с него ушел на работу в правительство области Александр Битаров) могут остаться без своего представителя до конца полномочий нынешнего депутатского корпуса. Как пояснил вскоре после выборов председатель областной избирательной комиссии Виктор Игнатенко, выборы могут быть назначены только через три месяца после сложения полномочий бывшими депутатами — то есть к мартовскому дню голосования на выборах президента это сделать не удастся. Остается осенний день голосования, но тут может получиться так, что до конца полномочий Законодательного собрания останется менее года, и довыборы в таком случае не проводятся.

После скоростного принятия решений о награждении нескольких жителей области Почетной грамотой Законодательного собрания депутаты приняли участие в тайном голосовании по вопросу о назначении Светланы Семеновой на должность уполномоченного по правам ребенка. Пост, освободившийся двумя неделями ранее из-за внезапной отставки Семена Крутя, не представлял особого интереса для чиновников, вследствие чего выборы прошли скучно и безальтернативно. Светлана Семенова получила 37 голосов из 38 присутствующих — один бюллетень оказался испорчен.

 

В пользу муниципалитетов и… олигархов?

Гораздо меньше уверенности в правоте депутатов и авторов законопроекта испытывали журналисты и эксперты, принявшие участие в заочном предварительном обсуждении законопроекта «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О пониженных налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков». Закон был уже принят в первом чтении (после длительных дискуссий и заслушивания представителей нескольких компаний), но перед вторым к нему поступило несколько поправок, существенно менявших последствия принятия закона. Диапазон возможностей депутатов, как пояснила в своем заключении Контрольно-счетная палата, не слишком широк: статья 284 Налогового кодекса РФ устанавливает ставку налога на прибыль в размере 20 процентов, из которых в бюджет субъекта федерации поступает 18 процентов, в федеральный бюджет — 2. Субъект федерации может понизить для некоторых предприятий ставку — максимум до 13,5 процента.

В июле 2010 года был принят областной закон, установивший налоговые льготы для предприятий группы D (обрабатывающие производства), F (строительство), H (гостиницы и рестораны), K (операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг) — как на подбор именно те сферы, в которых область в последнее время явно не блещет. Депутат Алексей Соболь (фракция «Единая Россия») в своем законопроекте предложил дополнить перечень видов экономической деятельности разделом С (добыча полезных ископаемых) и некоторыми видами раздела D. Если бы закон был принят в его редакции, доходная часть областного бюджета сократилась бы на 2,4 млрд рублей в 2012 году или на 7,2 млрд в трехлетней перспективе. Эти средства, как можно предположить, предприятия инвестируют в расширение производства. Губернатор области Дмитрий Мезенцев внес поправки, которые ставят размер предоставленной льготы в зависимость от некоторых условий: от доли стоимости приобретенного или вновь созданного объекта экономической деятельности; от объема инвестиций в основные средства и так далее.

По версии депутата Соболя, воспользоваться льготой смогли бы такие известные предприятия, как «Иркутская нефтяная компания» (ИНК), Верхнечонскнефтегаз, Фармсинтез, Саянскхимпласт, Ангарский завод полимеров и Ангарский завод катализаторов и органического синтеза (АЗКОС). По версии губернатора, ИНК и АЗКОС смогли бы воспользоваться льготой не ранее 2014 года, ВЧНГ — в 2012—2014 годах, Саянскхимпласт — вообще никогда. Зато бюджет области в 2012 году потеряет 1,5 млрд рублей, а за три года — около 5 млрд.

Аудиторы КСП проанализировали многие дополнительные факторы и пришли к выводу, что в случае предоставления пониженных налоговых ставок некоторым предприятиям область выиграет и за счет реализации социально значимых мероприятий. Некоторые компании, как можно было понять из завуалированного отчета КСП, даже позволили себе слегка пошантажировать областные власти, обещая в случае непредоставления пониженной ставки попросту сосредоточить усилия на других регионах, расширять там производство и платить налоги. Такие решения ни в коей мере не противоречат законодательству Российской Федерации, так что областные власти — если упустят свой шанс — будут сами виноваты.

КСП тем не менее позволила себе усомниться в эффективности применения пониженной налоговой ставки как меры стимулирования компаний. Аудиторы напомнили, что в области имеется долг в размере более 1,3 млрд рублей, не выплаченный несколькими компаниями по некоторым видам налогов. В других субъектах федерации пониженные ставки налога на прибыль применяются как бог на душу положит, в зависимости от решений конкретного правительства или местного законодательного органа, но в основном льготы дают инвесторам и компаниям, являющимся инновационными. В Иркутской области такие и назвать-то трудно. Подводя итог своим рассуждениям, специалисты КСП предложили ввести новые ставки налога не в 2012—2014, а в 2013—2015 годах. Однако не возражали и против принятия закона на сессии в уже имеющемся формате.

Из-за отъезда в командировку первого заместителя губернатора Владимира Пашкова депутаты рассмотрели вопрос вне очереди. Представляя коллегам закон после внесения поправок, председатель комитета по бюджету Сергей Курилов пояснил, что выпадающие доходы компенсируются повышенными социальными обязательствами и ростом налоговых поступлений в последующие годы.

Депутаты Геннадий Истомин и Геннадий Нестерович заявили, что выпадающие доходы будут и что от правительства потребуется внесение поправок в бюджет области. Министр финансов Алексей Зезуля уверил депутатов, что ситуация находится под контролем, а размер выпадающих доходов зависит от цены барреля нефти — при цене свыше 100 долларов налоги компенсируют выпадающие доходы полностью. Геннадий Нестерович предположил, что введение пониженных ставок налогов для нескольких компаний приведет к снижению федеральных трансфертов, однако Алексей Зезуля заявил, что такие решения принимаются на основании статистики за три предыдущих года, поэтому немедленного снижения трансфертов не произойдет.

Геннадий Истомин потребовал предъявить Законодательному собранию подписанное губернатором и представителями компании ТНК-БиПи (которая владеет ВЧНГ) соглашение с перечнем мероприятий, которые компания реализует на территории области. Пашков заявил, что разговаривал с губернатором, соглашение подписано, но почему депутаты его не получили, он не знает. В соглашении сумма, на которую область получит помощь, существенно увеличена. Председатель Законодательного собрания Людмила Берлина предложила провести голосование после того, как депутаты своими глазами увидят текст соглашения.

— Мы ведь никуда не торопимся, а вы говорите, что соглашение будет получено к обеду, — пояснила Берлина Пашкову. И тут же обратилась к Сергею Курилову: — Есть ли вероятность переноса центра формирования прибыли в другой субъект федерации в том случае, если мы не предоставим компаниям пониженную ставку налога?

Сергей Курилов, стоявший все это время на трибуне, признался, что на этом месте нужно говорить только правду, и заявил, что такой вероятности он лично не видит.

— Рассматривает ли ваш комитет вопрос предоставления таких же пониженных налоговых ставок, например, сельскохозяйственным организациям? — спросила Берлина.

Курилов согласился, что постановка вопроса правильная, но правительство недостаточно эффективно занимается вопросами продовольственной безопасности и вообще не повернулось лицом к сельскому хозяйству. То есть таких планов нет, поняли депутаты. В обсуждение вопроса включился Антон Романов, который напомнил, что с компанией ВЧНГ у депутатов уже были большие проблемы, связанные с продажей областного пакета акций компании: губернатор Тишанин, по мнению депутата, был не до конца откровенен с народными избранниками, и область недополучила часть средств, которые были перечислены в различные небюджетные фонды.

 

Возникла тень Железняка

Дискуссия явно зашла в тупик, аргументы сторон звучали по второму и третьему кругу, но уступать никто не хотел. Слово предоставили вице-президенту ОАО ТНК-БиПи Менджмент Олегу Чемезову. Он заявил, что пониженные ставки налогов на добычу полезных ископаемых позволили компании сэкономить 45 млрд рублей, но в то же самое время компания дополнительно инвестировала в месторождения Иркутской области 72 млрд. Дискуссия затянулась на час, в течение которого выступили представители налоговых служб, прокуратуры и правительства области. Точку в дискуссии пытался поставить Геннадий Истомин, заявивший, что правительство не проанализировало последствия принятия в 2010 году аналогичного по смыслу закона — они, по оценке депутата, были негативными: инвестиции в область не пришли, закон принят впустую.

Депутат отметил некачественный расчет налогового потенциала области — расхождение превышает 14 млрд рублей, и именно такую сумму вертикально интегрированные компании легальными методами уводят с территории области. Кроме того, все обсуждают действия только ТНК-БиПи, в то время как под действие закона подпадают около десятка компаний, и по ним-то правительство никаких соглашений о социально-экономическом сотрудничестве не представило. Владимир Пашков не мог оставить такое выступление без ответа и заявил, что капитал и предприятия приходят туда, где есть налоговый комфорт, и уходят оттуда, где такого комфорта нет. Антон Романов парировал это заявление эмоциональной речью о том, что нужно стимулировать не добычу полезных ископаемых, а переработку: «Иначе у нас все быстро добудут и вывезут!». В заключение Романов предложил перенести вопрос на февраль для более глубокого анализа ситуации и проведения дополнительных экспертиз.

Каждый раз, когда очередной оратор заканчивал выступление и слово брал очередной оратор, в кулуарах уже вспоминали матроса Железняка. Геннадий Истомин предложил сделать перерыв в заседании, собрать фракцию «ЕР» и рассмотреть предложение депутата Госдумы Романова. Заместитель председателя правительства Валерий Гребенников попросил слово и заявил, что соглашения о сотрудничестве заключаются между правительством и компаниями, депутаты не должны его рассматривать и ставить судьбу закона в зависимость от наличия каких-то соглашений.

— Вот тут приводили в пример НИТОЛ, — сказал Гребенников, — но там не было прибыли, потому что деньги разворовали.

Это была та самая сенсация, которую с утра ждали многие аккредитованные при Законодательном собрании журналисты. Аргументом в пользу голосования стало принятое накануне решение фракции «ЕР»: 17 депутатов проголосовали за принятие закона, 9 — против, но поскольку голосование у фракции консолидированное, вся фракция должна была голосовать «за». Людмила Берлина заявила, что она лично голосовала против принятия закона и поставила  об этом в известность губернатора и менеджеров ТНК-БиПи.

— Благодаря нашему упорству, — заявила Берлина, — социальные обязательства ТНК-БиПи уже увеличены.

Сессия приняла закон большинством в 33 голоса при трех «против» и двух воздержавшихся.

 

Понизить и повысить

По инициативе правительства и губернатора был подготовлен и внесен на рассмотрение депутатов закон «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты». Решение было принято в соответствии с поправками, внесенными 30 ноября 2011 года в Федеральный закон 361-ФЗ, который установил норматив отчисления налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов федерации, — в следующем финансовом году они вырастут с 70 до 80 процентов, зато для городских округов и муниципальных районов этот норматив снижен с 30 до 20 и с 20 до 10 процентов соответственно. Чтобы компенсировать муниципалитетам эти потери и сохранить стабильность системы межбюджетных отношений, правительство предложило увеличить норматив отчисления НДФЛ в бюджеты муниципальных районов с 15,79 до 25,79 процента и в бюджеты городских округов — с 6 до 16 процентов.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Александра Еловского, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии