Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

До второго чтения

18 ноября, 2022


1п.jpg

Комитет по строительству и дорожному хозяйству Законодательного собрания Иркутской области собрался 9 ноября, чтобы обсудить накануне сессии регионального парламента проект бюджета области на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов. Дискуссия получилась и продолжительной, и эмоциональной.

Зачем мы тратим деньги?

Поскольку основные параметры бюджета депутаты уже знали, вопросы звучали в основном о конкретных школах, детских садах, стадионах и других социальных объектах в конкретных избирательных округах. Поэтому отвечать чаще других коллег по правительству пришлось министру строительства Александру Галкину и его коллеге, министру транспорта и дорожного хозяйства Максиму Лобанову. Галкин напомнил известный депутатам тезис: средства в первую очередь распределяют по рейтингу, а в рейтинге – на завершение уже начатого строительства.

Депутат Денис Шершнев обратил внимание на тот факт, что в его округе (Тулун, Тулунский и Куйтунский районы) объект, стоящий в рейтинге на первом месте, не получил средства ни на 2022-й, ни на 2023 год. Парадокс системы состоит в том, что нельзя попасть в рейтинг без проектно-сметной документации (ПСД), разработка которой стоит денег, существенных для муниципалитетов. Попав в рейтинг, объект может стоять в нем несколько лет, за это время проект теряет свою актуальность и его нужно обновлять и заново отправлять на экспертизу – опять за существенные деньги.

 – Зачем вообще рейтинг, если объект под номером один не получил средств на реализацию. Нужен номер ноль, номер «минус один»? Вы тогда прямо скажите: в этом году не будет строительства и ремонтов. Зачем мы тратим деньги? – эмоционально высказался председатель комитета Виктор Побойкин.

Система рейтингов, отдельных для каждого министерства, выглядит логичной, пока не начинается согласование. Рейтинг министерства образования, например, учитывает демографическую ситуацию, рейтинг минстроя – разработку проектно-сметной документации, а когда они начинают работать вместе – средства получают полтора десятка других объектов, но не объект номер один. Депутат Антон Романов полагает, что в сложившейся ситуации есть некая коррупционная составляющая.  

– Мы до сих пор не понимаем, какими объективными натуральными показателями можно описать у нас реализацию 21 государственной программы. Деньги потрачены, показатели выполнены, а какую пользу это принесло жителям области – никто сказать не может, – заявил Антон Романов.

Депутаты вспомнили, что в год в области разрабатывают и рассматривают в различных инстанциях проектов на сумму 60 млрд рублей. Тут же подсчитали, что на проектно-сметную работу уходит около пяти процентов, а это 3 млрд рублей. Реализуется далеко не всё, так что не будет ошибкой предположить, что вал бумаг, обходящийся консолидированному бюджету области в 2 млрд рублей в год, уходит просто в корзину.

Некоторые объекты, имеющие все шансы на существование, не удается построить из-за непредвиденных обстоятельств. В Слюдянке, например, был сформирован земельный участок и подготовлен проект на строительство детского сада. Но стоило начать работы, как выяснилось, что на этом участке находится забытое воинское захоронение. Средства срочно перераспределили на другие объекты. В Иркутске, напомнил Антон Романов, около 17 тысяч жителей Ново-Ленино должны ездить в дальний конец района, потому что рядом с их домами на имеющемся участке не строят давно запланированную поликлинику.   

– Муниципалитеты заинтересованы делать ПСД, потому что есть какой-то шанс построить. И проектировщики заинтересованы, потому что 2 млрд в год кто-то кладет в карман. А население области ничего не получает,  – подвел итог Романов.

Тридцать лет – и авторитет

Александр Галкин пытался объяснить, что одно министерство (например, здравоохранения) может планировать строить какой-то объект и включать его в рейтинг, муниципалитет выделит под этот участок земли, а минфин добудет областное финансирование и федеральное софинансирование, но строить все равно нельзя – потому что именно в этом районе нет сетей и коммуникаций. Романов в ответ сделал вывод, что в правительстве плохо работают коммуникации между ведомствами. Депутат напомнил, что участвует в разработке бюджета уже «тридцать лет и три года» (и это буквально – с 1990-го), а в какой момент парламентарии могут повлиять на параметры, на конкретные проекты, так и не понимает. Сказано без иронии, так как тема действительно крайне сложная, и даже опытные парламентарии, бывает, не знают каких-то нюансов.

В первом чтении депутаты утверждают три числа (доходы, расходы, дефицит), а ко второму чтению видят уже полностью сверстанный бюджет, в котором уже нельзя втиснуть ни один объект. Министр финансов Наталия Бояринова напомнила, что она, в свою очередь, работает с бюджетами тридцать лет и один год, и именно при ее участии в работе над бюджетом были введены новые процедуры – предварительные слушания, промежуточные отчеты, общественное обсуждение и так далее.

Депутат Денис Шершнев предложил, чтобы в бюджет 2023 года были включены объекты, стоящие в рейтинге 2022 года на первых местах. Депутаты намерены вместе с правительством навести порядок в формировании рейтингов и реализации планов по строительству социальных объектов. По итогам обсуждения комитет принял решение рекомендовать сессии принять проект бюджета в первом чтении.

Коровы на дорогах

Министр транспорта и дорожного хозяйства Максим Лобанов отчитался по исполнению мероприятий, направленных на ликвидацию мест концентрации ДТП. По словам министра, в области определено 65 таких мест, в том числе 42 опасных и 23 потенциально опасных. Благодаря работе ведомства, количество таких участков сократилось по сравнению с прошлым годом на четверть, снизилось число ДТП и количество погибших. Вообще задача состоит в том, чтобы к 2024 году число погибших сократилось в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом, а к 2030 году составляло не более 4 на 100 тыс. жителей в год.

– Безусловно, здесь не все зависит от министерства транспорта, – мудро отметил Максим Лобанов.

Действительно, никакие – даже абсолютно идеальные дороги – не заменят работу ГИБДД, которое должно отлавливать нарушителей. Иркутская область в федеральном рейтинге безопасности движения находится на 26-м месте среди регионов. За 10 месяцев 2022 года количество ДТП по сравнению с 2021 годом сократилось на 6 процентов, да и количество погибших (230) ниже, чем в прошлом году.  

– Не хочу ни с кем сравнивать, но мы входим в десятку регионов России по протяженности дорог, а значит, и по интенсивности движения. Тем не менее имеющимися у нас инструментами получается достигать плановых показателей, – подчеркнул Максим Лобанов.

Начальник отдела дорожно-патрульной службы Управления ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Игорь Жуков подтвердил, что в области уменьшается число мест концентрации ДТП. В то же время в 2021 году запланированные мероприятия по ликвидации мест ДТП были выполнены только на 60 процентов, поэтому часть работ была перенесена на следующий год. В этом году к середине сентября план первоочередных задач, разработанный совместно с минтранспорта, выполнен на 40 процентов.

Отвечая на вопрос депутатов, погибают ли жертвы ДТП сразу на месте аварии или при транспортировке, Игорь Жуков отметил, что около 30 процентов пострадавших умирают в процессе доставки или уже в медицинском учреждении.

На проблему оказания экстренной помощи пострадавшим в ДТП обратил внимание депутат Антон Романов:

 – Почему в Иркутской области не строят специализированные травмоцентры по оказанию экстренной помощи? Нет ни одного оснащенного специализированного учреждения.

В качестве примера одного из самых аварийных участков в области парламентарии назвали дорогу Баяндай – Иркутск, где летом ежедневно происходит по два-три ДТП, при этом чаще всего по причине выхода на дорогу домашнего скота.

Заместитель председателя Законодательного собрания Лариса Егорова для решения этой проблемы предложила использовать практику других регионов, где огораживают поля выпаса скота. Виктор Побойкин предложил Максиму Лобанову перенять такой опыт и огородить хотя бы пастбища у наиболее аварийных участков. А для начала сделать пилотный участок протяженностью 15 км и посмотреть, как это будет работать.

Еще одной важной проблемой, которую подняли депутаты в ходе заседания комитета, стала работа камер видеонаблюдения на дорогах. Депутат Денис Шершнев сообщил, что на сегодня только 10 процентов смонтированных камер находятся в рабочем состоянии. Он поинтересовался, какие шаги сегодня предпринимаются для решения данного вопроса. В ответ Максим Лобанов отметил, на сегодня в области из 107 камер работают 54. К 30 ноября планируется запустить в работу все установленные камеры фото- и видеофиксации.

Первое место в мировом рейтинге безопасности движения, по словам Виктора Побойкина, занимает Норвегия. В этой стране введены жесточайшие штрафы за любые нарушения, наказание предусмотрено уже за 1 км превышения установленного лимита скорости. Едва ли у нас когда-то будет как в Норвегии в плане безопасности, но нет сомнений в способности Государственной думы ввести самые строгие правила. Депутаты договорились о проведении специального тематического круглого стола о безопасности на дорогах с участием профильных министерств областного правительства. 

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: На заседании комитета по строительству
и дорожному хозяйству

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии