Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Долгое эхо Чернобыля

28 апреля, 2011

 

Расширенное заседание коллегии министерства природных ресурсов и экологии правительства Иркутской области, состоявшееся 26 апреля, было посвящено 25-й годовщине аварии на Чернобыльской атомной электростанции и обеспечению радиационной безопасности населения региона.

 

В заседании коллегии приняли участие не только сотрудники министерства, депутаты Законодательного собрания и сотрудники Иркутского научного центра Сибирского отделения Академии наук, но и участники ликвидации последствий аварии, члены иркутского регионального отделения общественной организации ликвидаторов. Участникам заседания показали короткометражный документальный фильм с изложением основных событий весны 1986 года и продолжавшихся несколько лет работ по ликвидации их последствий.

Руководитель Иркутской областной организации «Союз ветеранов Чернобыля» Александр Панфилов рассказал о собственном опыте работы на АЭС и современном положении ветеранов-ликвидаторов. Несмотря на то что ситуация была в целом весьма опасная (небольшой по мощности взрыв на Чернобыльской АЭС дал такой же выброс радиоактивных веществ, как 500 бомб, сброшенных на Хиросиму), рассказ Александра Панфилова был больше похож на отрывок из приключенческого романа: ликвидаторы в тяжелых защитных костюмах, огромные несъедобные грибы и ягоды, почти разумные лисы, которые бегали только по промытой людьми дороге, но ни в коем случае не по радиоактивной обочине. Какая-то уверенность в завтрашнем дне, по словам Панфилова, появилась только в 1989 году, когда после трех лет полной пугающей пустоты в небе над радиоактивными лесами и брошенными деревнями появились аисты.

На сегодня в Иркутской области проживают всего 713 ликвидаторов — за зиму-2010/11 ушли из жизни еще пятеро, а на «чернобыльской аллее» появились пять новых саженцев. Сотрудник министерства социальной защиты Светлана Ивлева в своем сообщении признала, что российский закон о мерах социальной поддержки ликвидаторов является одним из самых сложных как по тексту, так и по реализации. Дело в том, что все полномочия по защите чернобыльцев являются федеральными, при этом различные льготы и меры поддержки оказывают разные ведомства. Существуют определенные проблемы в установлении связи между работой в Чернобыле и нынешними болезнями ветеранов, а те, кому оказывают меры поддержки в связи с утратой здоровья в ходе ликвидации аварии, очень быстро уходят из жизни — всего за год умерло семь человек. Ликвидаторам оказывают помощь в улучшении жилищных условий, но сумму, которую правительство РФ выделило в 2011 году Иркутской области, даже Светлана Ивлева, по долгу службы обязанная быть лояльной, не смогла назвать как-нибудь иначе, кроме как «мизерная», — на нее можно приобрести одну или две квартиры.

Заместитель директора по научной работе Института геохимии им. А.П.Виноградова Александр Непомнящих в своем докладе «Современный взгляд на причины возникновения и последствия Чернобыльской аварии» рассказал о снижении доли атомной энергии во всем мире. Доля АЭС неуклонно росла до 1986 года, после Чернобыля многие реакторы — под давлением обстоятельств и общественного мнения — были решительно закрыты, новый подъем начался лишь после прихода к власти нового поколения политиков, которые не помнили того ужаса, который посетил Европу в первые дни после аварии. По мнению Александра Непомнящих, аварии на АЭС в Японии могут в очередной раз затормозить развитие атомной промышленности, однако, по мнению докладчика, это было бы ошибкой. Пока АЭС работает с соблюдением всех требований безопасности, она является самым чистым источником энергии, превосходящим даже газовые тепловые электростанции.

Альтернативные возобновляемые источники энергии — в том числе солнечные, приливные, на биомассе и прочие — растут высокими темпами и дают все более качественные и обнадеживающие результаты, но полностью перейти на них, по мнению ученого, не удастся. Доля атомной энергии, безусловно, снизится — Германия, например, уже объявила о закрытии всех АЭС и прекращении развития атомной энергетики.

По мнению специалистов, изучавших ход аварии и ее последствия (Александр Непомнящих в составе группы сотрудников Института геохимии в течение 1986—1989 годов отработал несколько командировок в 30-километровой зоне вокруг АЭС), к катастрофе привела халатность организаторов эксперимента по испытанию электрогенераторов станции, проводившегося чистыми энергетиками без согласования со специалистами по атомным реакторам. Список грубых нарушений в ходе работы АЭС при проведении эксперимента и попытках остановить реактор занимает несколько страниц, но самым грубым проступком руководства станции было решение об отключении всех имеющихся на четвертом реакторе блокировок и систем защиты — поэтому главной причиной аварии должен быть признан человеческий фактор. Вскоре после Чернобыльской катастрофы в России было принято решение о передаче всех АЭС из местных энергосистем в полное подчинение Министерству атомной промышленности:

— В этом вопросе, — подчеркнул Александр Непомнящих, — не может быть никакой демократии, только жесточайшая дисциплина.

Институт геохимии принял участие в разработке новых моделей дозиметров — в 1986 году обнаружилось, что отечественная промышленность выпускала агрегаты, улавливающие малейшие утечки, но совершенно непригодные для измерения огромных доз, полученных почвой, водой и лесами вокруг Чернобыля. Разработанные институтом приборы поступали в специально созданные после аварии органы территориального радиационного контроля, а для их производства по решению ЦК КПСС в 1987 году на Ангарском электролизно-химическом комбинате был создан приборный завод. В немного измененном виде он работает до сих пор и выпускает большую линейку различных приборов. Из 18 сотрудников института, принимавших участие в тех работах, троих уже нет в живых.

Иркутская область столкнулась в свое время и с другими последствиями аварии в Чернобыле — однажды в область стал поступать радиоактивный чай, обследовать который пришлось тому же Институту геохимии. После Чернобыля на волне интереса к проблеме радиоактивного загрязнения пришлось обследовать значительные территории области, и выяснилось, что пятна заражения разбросаны по многим городам. Была создана областная комиссия с участием специалистов из различных институтов и ведомств, которая доказала, что чернобыльского следа в области нет, но имеются признаки трансграничного переноса с Семипалатинского полигона, на котором проводились испытания ядерного оружия.

В завершение доклада Александр Непомнящих рассказал о планах возведения очередного защитного комплекса над четвертым реактором Чернобыльской АЭС: колоссальное сооружение высотой около 150 метров планируется построить в стороне от опасной зоны АЭС, а затем по рельсам надвинуть на саркофаг. Работы по возведению нового укрытия намечено завершить к 2015 году.

Ведущий специалист Сибирского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Предприятия по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» корпорации Росатом Владимир Синицкий рассказал о современной радиационной обстановке на территории Иркутской области и мерах, принимаемых для ведения учета радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Докладчик заверил участников коллегии в том, что лаборатории РосРАО обладают самым современным оборудованием, аккредитованы во всех государственных структурах, регулярно проводят мониторинг обстановки и поставляют результаты своих измерений органам государственной власти и коллегам из других контролирующих и научных структур. Проверяется все — от опасных производств до талого снега и донных отложений в водоемах области, а при необходимости можно провести дозиметрический контроль по заказу сторонних организаций. Наиболее часто проверяются участки под застройку, строительные материалы и готовые к сдаче здания, а в Ангарске, например, был проведен тотальный контроль всех детских садов, школ и территории города. Результаты проверок публикуются в открытых источниках. Всего за последние годы РосРАО было проверено около миллиона квадратных километров по всей южной и восточной части Сибири.

В настоящее время на территории области имеется около 1000 предприятий и организаций, которые используют радиоактивные источники, входящие в состав различных приборов и устройств. За каждым таким прибором ведется контроль — с момента его производства до сдачи в утилизацию, для чего в составе МЧС и других структур созданы специальные подразделения. В основном на территории области используются приборы с радиоактивным цезием, стронцием и — в меньшем объеме — некоторыми другими элементами.

После Чернобыльской аварии были приняты новые законы, в том числе о радиационной безопасности — новые нормы и требования к содержанию приборов и устройств, новые нормативы загрязнения. По оценке Владимира Синицкого, уровень опасности от имеющихся в промышленности источников радиации сведен до приемлемого уровня, хотя некоторое количество приборов с истекшим сроком эксплуатации все еще имеется. В области имеется спецкомбинат «Радон», который занимается ликвидацией последствий от разгерметизации отдельных приборов, но в последние годы количество таких случаев резко снизилось. Последний такой случай произошел в районе поселка Белореченского, где были найдены выброшенные кем-то пробы урановой руды. Наибольшее внимание специалисты уделяют местам проведения ядерных взрывов «Рифт-3» и «Метеорит-4», территории Ангарского электролизно-химического комбината (где ведется переработка урана) и территории некоего заброшенного ГОКа, который производил радиоактивный концентрат руды. Везде, по словам Владимира Синицкого, значение радиоактивного фона не превышает фонового природного значения.

Хотя в целом тональность доклада Владимира Синицкого была успокаивающая, в решении коллегии записано, что работы по проведению мониторинга радиационной обстановки в области будут продолжаться и расширяться.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

 

 


 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Чукча 03 мая 2011, 20:19
24 сентября 1957 г. на комбинате "Маяк" Озёрск произошла крупнейшая радиационная катастрофа,взрывом выброшено более 20 миллионов кюри в атмосферу,заражены многие деревни,речка Теча.Кто об этом знает и помнит? Россию история ничему не учит.