Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Долгое эхо Сталинграда

19 ноября, 2012

 

Удивительное рядом

 

70 лет назад, 19 ноября 1942 года, после мощной артподготовки Красная армия перешла в контрнаступление к северу и югу от Сталинграда. Именно этот день принято считать началом коренного перелома в Великой Отечественной и Второй мировой войне. Не только позади, но и впереди были суровые испытания, но с каждым днем отчетливее становились контуры Победы.

Сейчас, когда сменилось несколько поколений, память о Сталинградской битве, как и о других событиях давних лет, проходит проверку временем. Забвение, среди причин которого — искаженные,   «лакированные» версии прошлого, все же проникает в нашу повседневность. «Тот, кто был здесь, никогда этого не забудет», — сказал военный корреспондент Константин Симонов осенью 1942-го в горящем городе на Волге. Но их уже почти не осталось — тех, «кто был здесь»...

Другое искушение — комментировать события 70-летней давности   исключительно с холодной головой. Мол, а иначе и быть не могло: Гитлер явно недооценил военно-экономический потенциал и политическую прочность Советского Союза, так что его поражение было неизбежным. Сталинград по этой логике предстает лишь одним из звеньев, пусть и ключевым, в технологической цепочке по «реализации численного преимущества». Остальное (геройство, жертвы, лишения) — лирика для прошибания слезы.

Тем, кто рассуждает таким образом, следует помнить, что от теории до практики, особенно на войне, может пролегать дистанция огромного размера. На нашу страну напала сильнейшая в качественном отношении армия мира — даже после 1945 года так считал, например, маршал Георгий Жуков. И для того, чтобы   переломить начальные последствия блицкрига, собрать воедино этот самый потенциал, удержать от развала военно-государственное управление, потребовались неимоверная самоотверженность и умение. Разумеется, до ситуации июня 1941 года можно было не доводить, но, доведя, предстояло сделать почти невозможное — развернуть ее к победе под Сталинградом.

Да, операция на южном участке фронта задумывалась как вспомогательная по отношению к основному удару западнее Москвы, в районе Ржева. Однако операция «Марс» сразу не заладилась, наши войска, буквально захлебнувшись в крови, не смогли преодолеть немецкую оборону. Но даже на фоне ржевской неудачи успех на юге стал решающим — после Сталинградской битвы вермахту уже не удалось перехватить стратегическую инициативу на  Восточном фронте.

...Семьдесят лет назад наши войска переломили ход крупнейшего сражения мировой истории. И давайте приложим все силы, чтобы эхо Сталинграда оказалось не просто долгим, а несмолкающим.

Юрий Пронин, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии