Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Достучаться до небес

13 октября, 2011

 

 

Фестиваль экологического кино «Человек и природа» завершил свою работу

 

Х Байкальский международный фестиваль документальных, научно-популярных и учебных фильмов «Человек и природа» открылся в Иркутске 7-го и подвел итоги 10 октября, сумев за это недолгое время перевернуть сознание многих людей.

Радость победы. Джереми Хогарт (слева) и Дмитрий Якунин

 

Участниками фестиваля стали авторы, которые представляют Россию, Казахстан, Белоруссию, Украину, Эстонию, США, Канаду, Германию, Сербию, Нидерланды, Данию, Финляндию, Швецию, Польшу, Австралию, — то есть международный уровень фестиваля обеспечен, как говорится, полновесно. Причем не только географической принадлежностью авторов, но и мастерством.

Итак, на фестивале была показана конкурсная программа из пятнадцати фильмов, отобранных комиссией (возглавлял ее иркутский кинематографист Александр Голованов), и около десятка внеконкурсных работ.

Гостей фестиваля, конечно же, вывезли на Байкал — в этом случае более чем кстати, поскольку — вот вам человек, вот вам такая природа! И не просто природный объект — но достояние всей планеты из списка мирового наследия ЮНЕСКО. И, между прочим, с так и не решенной судьбой — засоряли, загрязняли и дальше собираются, поскольку БЦБК до сих пор не закрыт, производство действует и даже расширяется…

Перед началом фестивальных просмотров состоялась пресс-конференция с организаторами и дирекцией фестиваля. Журналистам (а среди них были Радио России, другая центральная и региональная пресса) представили президента фестиваля — это Сергей Мирошниченко, заслуженный деятель искусств России, сценарист, режиссер, продюсер. Председатель жюри Владимир Эйснер — заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии России, член академии киноискусств «Ника», кинорежиссер.

О каждом из четырех членов жюри можно говорить много — это и знаменитый эколог Дженифер Саттон, сменившая жизнь в Великобритании на беспокойную жизнь в Сибири, на берегах Байкала; и лауреат Государственной премии, заслуженный деятель искусств России, оператор, соавтор Владимира Эйснера, вместе с которым они сняли лучшие свои фильмы, Евгений Корзун; и Екатерина Еременко из Германии – кинорежиссер, сценарист, продюсер; и Стефан Бретон из Франции — кинодокументалист и антрополог, режиссер и оператор.

Вице-президент Х БМКФ «Человек и природа» Ольга Бельская — одна из тех, кто взял на себя тяготы организации и проведения всей работы фестиваля. А это и мастер-классы киношколы, которая предшествовала фестивалю, и просмотры фильмов с обсуждениями на нескольких фестивальных площадках с молодежной аудиторией, и работа жюри, и еще многое другое…

Да, мы дожили до десятого, юбилейного кинофестиваля «Человек и природа», увидели за эти годы немало хороших фильмов… Что ж, можно подводить какие-то итоги, посмотреть: как и куда мы идем, как развиваемся? И что отличает от прежних нынешний фестиваль?

— Отличительная черта нынешнего фестиваля, — говорит Сергей Мирошниченко, — более обширная и более весомая зарубежная программа. Думаю, они, эти фильмы, порадуют иркутских зрителей, расширят их горизонт.

— И это будет хорошим продолжением и развитием фестиваля, — продолжает мысль Владимир Эйснер. — Десять лет — это уже определенный рубеж. Не каждый фестиваль доживает до трех-пяти лет, а наш существует — десять, выходит на хорошую международную орбиту, имеет хорошую перспективу на много лет.

Были интересные размышления и о развитии жанра как такового:

— Сегодняшнее документальное кино принципиально изменилось, — говорит Алексей Самолетов, Радио России. — Пришел компьютер, пришла графика 3D, принят так называемый стандарт ВВС. Так сделан фильм «Птицы», который все видели на одном из прошлых фестивалей, — когда снятые компьютерным методом куски монтируются в ткань реальной жизни… И все это принципиально изменило ощущение от документального кино. И все-таки, на ваш взгляд, Сергей Валентинович, что сегодня является основой документального кино? Тем более такого, как «Человек и природа?

— Что касается техники — она будет и дальше развиваться, и снять хорошее кино будет все сложнее и сложнее, — считает Сергей Мирошниченко. — Но есть другая проблема: у нас в России долгое время вообще не учили снимать научно-популярное документальное кино — в частности, кино о природе. Последний курс во ВГИКе, который готовил режиссеров научно-популярного и экологического кино, набирали лет десять назад. Может быть, в будущем году удастся набрать такой курс. Для этого необходимы и модернизация ВГИКа, и средства, и среда, которая воспитала бы таких режиссеров в России… Нужны специалисты. Нужны талантливые люди.

Существует и другой тип документального кино — это когда один человек вынашивает идею, пишет сценарий, пишет звук, снимает на камеру, выстраивает фильм… Он способен наблюдать природу, он это умеет видеть, он это любит… Но сегодня вымер и такой автор — таких людей остаются единицы. Фестиваль должен помочь развитию этого направления. Ведь независимо от того, в какой ты партии состоишь, в какой стране живешь, единственное, что нас может объединить сегодня, — это любовь к своей планете и бережное отношение к природе. Это кино объединяет людей всего мира. И этот фестиваль в Иркутске может стать центром, который будет объединять людей для защиты природы, а это очень важно.

С этой точкой зрения согласен Владимир Эйснер:
— Документальное кино должно быть разным, и оно будет разным, с разными бюджетами, самая главная проблема в кинематографе — это проблема не техники и даже не денег, а проблема кадров. Эта проблема сегодня стоит все острее и затрагивает все области в кинематографе, и в игровом, и в документальном. Хороших режиссеров и операторов всегда будут единицы — это нужно знать и исходить из этого. Пяти лет в институте на подготовку — этого маловато…

Сергей Мирошниченко:

— Я сам — профессор во ВГИКе, и должен сказать, что наши выпускники уходят, как вода в песок. За рубежом есть практика фондовых поддержек, сложилась длительная школа подготовки режиссеров, а у нас молодые ребята за стенами института теряются, базовых студий нет, идти им некуда.

Владимир Эйснер:

— Проблема  существует в общегосударственном масштабе и решаться должна на самом высоком уровне. А у нас даже нет министерства кинематографии — мы находимся в системе Министерства культуры, и это тоже не очень хорошо.

Говорили о том, что телевидение практически не демонстрирует хорошего документального кино. А между тем Сергей Мирошниченко снял замечательный фильм об Ангаре «Река жизни» — совершенно в русле фестиваля экологического кино. Но он — президент фестиваля, и потому здесь фильм показан не был, но иркутяне увидели его в ходе Литературных вечеров…

— Конфликт человека и природы в наше время обострился до предела, и эти острые проблемы не могут не отражаться в фильмах экологического направления. И все же хотелось бы знать: каков реальный резонанс у фестиваля? Иными словами — что и как должен сказать кинематографист-документалист, чтобы первые лица государства хотя бы защитили Байкал — закрыли БЦБК?

— Я считаю, вина во многом лежит на нас самих, а не только на руководителях государства, — отвечает на вопрос «Байкальских вестей» Сергей Мирошниченко. — Мы сами недостаточно активно продвигаем свои работы и недостаточно смело снимаем картины. Пример: о фильме «Река жизни» говорили, что его не покажут никогда, — а вот взяли и показали и по «Культуре», и еще по одному телеканалу, и были отзывы, и была реакция… И кто-то задумался — во всяком случае, по поводу того каскада на Ангаре, который строится…

Надо делать картины так, чтобы они доходили до сердца самого черствого человека. Для этого надо быть смелее и искреннее.

Авторы фильма «Бухта» (его мы увидим в день открытия фестиваля в драматическом театре), по существу, рисковали своей жизнью, чтобы защитить природу. Сейчас готовых рисковать — мало. Наш личный эгоизм превзошел даже то, что было в Советском Союзе. Мы в принципе очень неплохо живем и всего боимся. Вот наша проблема, — считает Сергей Мирошниченко.

Несколько фильмов из фестивальной программы были показаны на Московском кинофестивале, некоторые впервые будут демонстрироваться в Иркутске. «Плохих фильмов мы вам не предлагаем. Посмотрите их, не пожалейте двух вечеров — это не будет для вас потерянным временем», — сказал президент фестиваля перед началом просмотра.

…Пятнадцать кинолент фестиваля рассказывают о том, что нам, казалось бы, известно, и в то же время открывают зрителям массу новой информации. То, что мы видим вокруг себя, думая: вот она, окружающая среда, природа, деревья и цветочки, — красота… — это только поверхностный слой эмоций. О той же природной красоте можно узнать такое, что станет не по себе.

Скажем, бытует мнение о трогательно-заботливом отношении человека к дельфинам. Отчасти в легендах, отчасти из редких рассказов очевидцев и по фильмам мы знаем, что дельфины не раз спасали жизнь человека, тонущего в море. И человек якобы платит ему, умному дельфину, добром.

Но это далеко не так. Прибрежный японский городок Тайдзи — крупнейший в мире центр торговли дельфинами. Дельфинов отлавливают тысячами — для продажи в дельфинарии и цирки, мало того — их тысячами убивают на мясо, и авторы фильма «Бухта» показали нам это место массового убийства дельфинов, где вода красна от крови этих «умных животных», а в воздухе стоит режущий слух высокочастотный звук — их крики… Но бухта надежно укрыта от глаз любопытных туристов, и авторам фильма чудом и с большим риском удается снять чудовищную бойню…

Мы еще расскажем о фестивальной программе, поделимся впечатлениями от увиденного. Сегодня же скажем, что по итогам фестиваля были вручены специальные призы — от спонсоров, от Гринписа России, от общества охраны природы, призы общественного признания, студенческого жюри и жюри СМИ и, конечно, призы профессионального, «Большого» жюри БМКФ.

Призерами фестиваля стали Василий Сарана за фильм «Прогулка в Сибирь» (Эстония), Махсут Жаримбетов за фильм «Сага о сайге» (Казахстан), Игорь Полещук — за фильм «Самая легкая лодка мира» (Россия). Отмечен также лучший образовательный фильм «Сила природы. Лекция Дэвида Судзуки» канадского режиссера Стурла Гуннарсон; фильм «Сорренто» Елены Друмовой (Россия) получил приз студенческого жюри.

Самое большое количество дипломов и наград, в том числе и один из главных призов, получил режиссер Джереми Хогарт за фильм «Потерянные годы. Одиссея морской черепахи» (Австралия). Еще один главный приз вручен авторам фильма «Прибрежные города и их общие проблемы» (Нидерланды).

Гран-при БМКФ «Человек и природа» был передан Михаэлю Мадсену, режиссеру и сценаристу фильма «Навстречу вечности» (Дания, Финляндия, Швеция). Вручил его председатель жюри фестиваля Владимир Эйснер. Фильм, который рассказывает о создании хранилища радиоактивных отходов в скалах Финляндии, где они будут замурованы на сто тысяч лет, — это та информация, которая переворачивает сознание нынешнего человека…

Главное, чему учит фестиваль, чтобы годы, которые нам еще отведены природой для более или менее нормального проживания на планете, не оказались потерянными зря…

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото Александра Еловского, «Байкальские вести».

На фото: Среди призеров фестиваля – режиссер Игорь Полещук (слева);
Один из призов Джереми Хогарту вручает Евгений Корзун;
Екатерина Еременко представляет детский фильм «Сага о сайге»;
На сцене автор «Саги...» Махсут Жаримбетов;
Председатель жюри Владимир Эйснер

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии