Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Драгоценная песня камня

02 июня, 2011

 

 

Выставка творческой студии Натальи Бакут поражает иркутян

Новая галерея открылась в иркутском Доме художника, и называется она, извините за сплошную тавтологию, «Из мастерских иркутских художников». Радушный директор галереи Елена Башкова говорит: здесь всегда будут выставляться члены Союза художников, и их работы можно будет не только увидеть, но и приобрести. А по поводу главной героини первой выставки Натальи Бакут Елена Башкова добавляет: «В вышедшей в 2009 году в Петербурге книге «К.Фаберже и его продолжатели» (в числе соавторов – и Татьяна Фаберже) Наталья Бакут названа как художник, входящий в пятерку лучших камнерезов мира».

Галерея распахнула двери всего несколько дней назад, предоставив своим первым гостям знакомство с живописными работами нескольких известных авторов нашего города. Это — на стенах галереи. А в интерьере, в стеклянных витринах, приглядитесь, — небольшие фигурки людей и животных из камня… Цветы — не веришь глазам — тоже из камня?

Да, глядя на эти фигурки, на эти поражающие воображение фотографические копии того, что уже рассредоточилось по частным коллекциям, невольно думаешь, что перед тобой работы замечательного известного мастера, какой-нибудь мировой звезды камнерезного искусства. Но это — работы иркутянки Наталья Бакут и учеников ее творческой студии. И от этого испытываешь чувство гордости за то, что и на нашей земле вырастают такие мастера.

Если быть точным, иркутянкой Наталья не родилась, а стала: родившись в Калининграде, училась в Ленинграде — в школе при Академии художеств, а затем в Институте имени Репина той же Академии художеств. Переехала в Иркутск где-то в середине восьмидесятых.

Но ни Питер, ни Иркутск не были случайными в ее судьбе: она самозабвенно занималась скульптурой, как скульптор вступила в Союз художников России. И так было до 2000 года. Но вот — на первый взгляд неожиданный, на самом деле — логичный поворот в ее творческой судьбе.

Наталья Бакут увлеклась и серьезно занялась камнерезным искусством. Можно сказать, что камнерез в ней вырос из скульптора, просто определенное влияние оказал на нее муж, геолог, который, в свою очередь, увлекался собиранием драгоценных и полудрагоценных камней, уже вовсю резал…

Можно назвать немало примеров, когда поэт, живописец, график достигает ярких результатов, десятилетиями занимаясь любимым делом. Наталья Алексеевна Бакут работает как камнерез одиннадцатый год. За это, я считаю, достаточно короткое время она стала тем, кем стала. Кавалер ордена Денисова-Уральского, заслуженный деятель камнерезного искусства России, кавалер ордена Михаила Перхина, создатель и руководитель творческой студии Натальи Бакут, замечательный мастер, автор ряда блистательных, оригинальных, неповторимых работ.

Выставка «Отражение», которой открылась наша галерея, только что осчастливила любимый Натальей Алексеевной Петербург: там она прошла в залах Дворца конгрессов, в рамках проекта «Современные художники России». Там же, в Питере, выпустили качественно отпечатанный каталог с вступительной статьей заслуженного работника культуры России С.А.Янченко. В каталоге пишут: «…с 2007 года стало возможным говорить о появлении иркутской школы камнерезного искусства».

Это при том, что в стране есть две старые камнерезные школы: петербургская и уральская… И пожалуй, все. Да: теперь еще и иркутская!

— Практически все работы на этой выставке мы запрашивали из частных коллекций, где они теперь хранятся, — рассказывает Наталья Бакут. — В экспозиции — мои работы и работы учеников нашей студии, в основном это выпускники кафедры геммологии Иркутского технического университета. Руководим студией я и муж, Валерий Иванович Крюков, геолог, специалист по камням-самоцветам и тоже кавалер ордена Михаила Перхина. А наши студийцы — камнерез Павел Даниловцев, художник по эмали Татьяна Марченко, Дмитрий Беломестных, который выступает как соавтор нескольких работ, — он работает с металлом.

Некоторые работы молодых камнерезов-студийцев еще наполовину самостоятельны: они уже работают с камнем, но не создают художественных образов.

— А я — скульптор, и в камне меня интересует прежде всего скульптурность, то есть скульптура, выполненная в ювелирной технике. Формат работы определяет камень. Мы работаем с твердым камнем. Существует шкала твердости, вершиной которой является алмаз, его индекс 9. Мы работаем с камнями шестой, седьмой, восьмой степени твердости. Это нефрит, хрусталь, агат, раухтопаз… Обрабатывать эти камни можно только алмазными инструментами. И поскольку это все — полудрагоценные и поделочные материалы, то и размеры возможны только такие — ювелирные. В результате то, что мы делаем, можно считать мелкой камнерезной пластикой.

Наталья Алексеевна рассказывает о других тонкостях своей работы. Есть, например, такое понятие — ювелирная сделанность. Оно означает идеальную обработку каждого миллиметра поверхности! Для полировки и придания камню полного блеска, а то и свечения применяются алмазные и корундовые порошки и пасты. Все это делается только вручную. И так — на каждую работу, даже миниатюрную, уходит от нескольких месяцев до года. Зато как они ценятся! Фигурки работы Натальи Бакут есть в частных коллекциях Сергея Миронова, Владимира Путина, других видных деятелей.

Есть на выставке работы в стиле античной скульптуры — это всевозможные вакханки, нимфы, мальчики, женские фигуры… Скажем, неземной красоты Ева с яблоком в руках и змий в работе «Искушение»; или мальчик, сидящий на лошади, заглядевшийся в зеркальную воду, — работа «Отражение»; или «Утро»… А есть фигурки, изображающие почти реальных людей, представителей разных сословий или рода занятий, — в этом тоже продолжается традиция Фаберже, другое дело, что она сегодня у сибирских мастеров получила не только свое продолжение, но и свое развитие, свое видение. Если у Фаберже и его прямых последователей это были крестьяне, мещане, разодетые в яркие рубахи, цветные штаны, шапки, сапоги, то у Натальи Бакут это обобщенный образ художника с этюдником через плечо или геолога, нашедшего самородок.

— Это не портреты, а обобщения. Технику такую изобрел Фаберже, она называется «блокированная камнерезная миниатюра». Представьте: из разных камней делается фигура человека, потом, скажем, «пиджак», в который вгоняется фигура… Иногда на это уходят недели! И когда пиджак подогнан, его укрепляют штифтами, клеями… Мне этот способ не столь уж близок, но я делала это, чтобы научиться. Мне больше нравится работать с цельным камнем.

Наталья Бакут считает себя выросшей из питерской камнерезной школы, а своими учителями называет Александра Корнилова, Сергея Шиманского, Фалькина, Левенталя. Все они сумели встать на ноги уже после перестройки — в советское время камнерезное, ювелирное искусство было в загоне, еле теплилось оно на Урале…

Но вот, как мы узнали, сложилась и иркутская школа камнерезов. И какой красоты, глубокого смысла и виртуозной сложности работы можно увидеть хотя бы на этой выставке! Вот «Странник» — магическое произведение рук человеческих! Согбенный старик, опирающийся на суковатый посох; его голова, лицо устремлены вперед — и если посмотреть на фигуру в профиль, то мы увидим… старого ворона, сидящего на суковатой палке! А если приглядеться еще внимательнее, то окажется различима еще одна фигура, уже внутри одежд странника. Эту работу можно рассматривать долго-долго, в разных ракурсах, находя все новые повороты смысла, красноречивые детали и авторские приемы. Материалы — а это раухтопаз, горный хрусталь, обсидиан с серебром, позолотой и витражной эмалью — светятся, и в этом тоже проявлено мастерство его авторов, Натальи Бакут и Дмитрия Беломестных.

Не столь, может быть, сложная, но эстетически возвышенная и возвышающая душу «Брусничка» (авторы Валерий Крюков и Дмитрий Беломестных) нравится, думаю, всем без исключения. Ягоды брусники — из темного граната, листочки — из нефрита. И настолько естественно передана спелость, что хочется сорвать эти ягоды. Так когда-то пытались смахнуть нарисованную на полях пушкинской рукописи муху…

Из кладовых сибирской природы — изумительная ветка цветущей лиственницы, вписанная в рамку с контуром Байкала; нежный вьюнок (снова думаешь: неужели и это — из камня?), абсолютно трепетная «живая» улитка… Кстати, о вьюнке. На одном из благотворительных аукционов, проводимых при участии Дениса Мацуева, цена лота под названием «Вьюнок» выросла от стартовых 50 тысяч до 650 тысяч! И как не понять щедрого покупателя! Да были б деньги — и…

Словом, на небольшой сравнительно площади галерейного зала чудеса вас подстерегают на каждом шагу. В каждой витрине вы найдете не один повод изумиться красоте и мастерству, фантазии и тому, что эта фантазия оказывается выполнима в камне. Что нам Данило-мастер из бажовских сказов, когда вот они, свои мастера, живут рядом и делают все, чтобы каменный цветок, и не один, расцвел рядом с нами! Приходите, любуйтесь, удивляйтесь!

А в целом хочется поздравить отделение Союза художников с открытием еще одной галереи. Уже в первые дни она активно и охотно посещается самыми разными людьми, которые оставляют в книге отзывов восторженные записи. Я их понимаю…

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото из каталога творческой студии Натальи Бакут

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии