Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Два взгляда на один бюджет

14 ноября, 2023

Комитет Законодательного собрания Иркутской области по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству под председательством Александра Лаутина провел 8 ноября первые в истории четвертого созыва публичные слушания по проекту регионального бюджета на предстоящие три года. В слушаниях приняли участие министры областного правительства, депутаты дум муниципальных образований, представители общественных организаций.

1ч.jpg

Бюджет, в котором ничего нового

По оценке министра финансов Иркутской области Наталии Бояриновой, после серии потрясений 2019–2022 годов экономика Российской Федерации «восстанавливается» и делает это быстрее, чем ожидалось. При формировании бюджета области на 2024–2027 годы был взят базовый сценарий развития, предполагающий умеренный рост валового регионального продукта (ВРП). Судя по слайдам, иллюстрировавшим доклад министра, фонд заработной платы и инвестиции в основной капитал тоже будут постепенно расти, на 8–10 процентов в год. Основными «драйверами роста» должны стать пуск Иркутского завода полимеров компании ИНК, запуск первой очереди Тайшетского алюминиевого завода, выход на проектную мощность целлюлозно-картонного комбината в Усть-Илимске и разработка Ковыктинского газоконденсатного месторождения.

С 2025 года акцизы на нефтепродукты будут поступать в бюджеты регионов в объеме не 100, а 74,9 процента –  остальные 25,1 процента подлежат зачислению в федеральный бюджет. Для Иркутской области это означает сокращение доходной части на 5,4 млрд рублей с 2026 года. На региональном уровне принято решение о передаче части налогов на муниципальный уровень – это сокращает доходы областной казны еще на 2,2 млрд рублей.

Несмотря на это, по расчетам областных финансистов, доходная часть регионального бюджета в ближайшие три года увеличится. Расчеты выглядят несколько умозрительными: ровный рост на 5,6 процента каждый год после 2024 года, неизменная доля в 82 процента для бюджетообразующих налогов (на прибыль, на имущество организаций и на доходы физических лиц). Население области, между прочим, неуклонно сокращается, так с чего бы тому же НДФЛ стабильно расти на несколько миллиардов в год?

Для министерства финансов имеет большое значение переход на расходование средств бюджета не по 21, а по 25 государственным областным программам. Однако многие жители Иркутской области не получали должного лечения, образования и социальных услуг, и неясно, получат ли их в ближайшем будущем. Поэтому количество программ может быть хоть 5, хоть 55 – принципиальной разницы нет, а рассуждения про «конкретный измеримый результат» – просто звуковые колебания без всякого наполнения.

В то время, когда правительство вводит новую программу цифрового развития, Законодательное собрание – в этой ситуации более близкое к реальным нуждам населения – обсуждает программу снабжения жителей области дровами. Иркутская область одной (правительственной) ногой шагнуло далеко в XXI век, а второй ногой осталась где-то на уровне века XVIII-го. Как было сказано у классика, «жить захочешь – не так раскорячишься», но и долго так не простоишь. А уж тем более вперед не пойдешь.

Социальное или инвестиционное?

Наталия Бояринова напомнила, что в Иркутской области оказывается более 130 мер социальной поддержки. В переводе на нормальный язык это означает: вместо того, чтобы создать для всех жителей области одинаково ровные благоприятные условия, правительство мелко крошит бюджетный «пирог», пытаясь скормить получившиеся крошки с учетом искусственно созданных границ и условных делений.

Об искусственности построений минфина говорит один из слайдов презентации министра финансов: за период с 2017 по 2024 год расходы на социальную поддержку увеличились в 2,2 раза. Откуда взялся цикл в 7 лет, если в нашей стране всегда считали по 5 или 10 лет? Чем таким особенным ознаменовался 2017 год, что его приняли за начало отсчета? С чем сравнить рост расходов в 2,2 раза – много это или мало? Едва ли найдется человек, который скажет, что получатели социальной поддержки в Иркутской области живут просто отлично, так что это по крайней мере недостаточно.

Министр финансов отчиталась о росте расходов по всем программам – от общего образования до нового направления «туризм и развитие гостеприимства». Бюджетные инвестиции, например, в 2024 году вырастут на 1,3 млрд рублей и составят 27,5 млрд. Эти средства пойдут в том числе на инфраструктуру инвестиционных проектов. Каждый, кто имел отношение к реализации таких проектов, оценит сумму трезво – это несущественные гроши. К примеру, соседний Красноярский край расходует на строительство всего одного стратегически важного моста 7 млрд рублей, потому что отдача перекроет эти расходы во много раз. Иркутская область, экономя на развитии, фактически не стремится к большим достижениям: на все мероприятия, направленные на развитие региона, в бюджете на три года запланировано всего 113 млрд рублей.  

На фоне скандалов с арестами мэров муниципальных образований (недавно взят под стражу глава Катангского района Сергей Чонский) правительство области принимает решения об увеличении финансовой поддержки местных бюджетов. Если бы средства шли из бюджета на пользу гражданам, кто был бы против? Но, судя по работе правоохранительных органов, расколупавших перенаправление финансовых потоков из областной казны  (худо-бедно контролируемой депутатами ЗС и Контрольно-счетной палатой) в муниципальные бюджеты, весьма спорное занятие, порой равносильное сжиганию денежных купюр в топках местных котельных. Только в 2024 году местные бюджеты получат 115,7 млрд рублей – давайте доживем до 2025-го и посмотрим, насколько изменится к лучшему жизнь в поселениях…

В заключительной части своего доклада Наталия Бояринова сообщила: если в 2023 году доходная часть бюджета области составляет 258,7 млрд рублей, то в 2024 году она вырастет до 270,3 млрд и, по предварительному плану правительства, будет такой же в 2025–2026 годах . Расходы бюджета в текущем году составляют 292,2 млрд рублей, в 2024-м вырастут до 298,6 млрд, а далее будут снижаться до 274,5 млрд рублей в 2026 году. Дефицит бюджета в 2024-м запланирован в размере 28,4 млрд рублей, в 2025-м – 6,9 млрд, в 2026-м – 4,1 млрд рублей. Государственный долг будет расти: с 40,9 млрд в текущем году до 77,1 млрд в 2026-м.

Наталия Бояринова завершила свой доклад дежурной фразой, звучавшей во всех ее докладах по параметрам бюджета: документ обеспечивает выполнение социальных обязательств и развитие региона. Сама по себе установка правильная, однако, насколько успешно развивается область, в которой за последние 10 лет не реализован ни один крупный проект, начиная с пресловутой газификации, можете судить сами.

Ждите ответа, ждите ответа…

Среди выступивших с оценками проекта бюджета были и. о. председателя КСП области Ольга Ризман, депутат думы Иркутска Антонина Корочкина, депутат ЗС Дмитрий Ружников. Ольга Ризман отметила высокую зависимость местных бюджетов от дотаций из областного бюджета и кредитных заимствований. По формальным признакам (размер государственного долга, дефицит и т. д.) бюджет сформирован правильно, однако у КСП есть серия предложений по совершенствованию регионального законодательства, которые аудиторы представят депутатам в рамках второго чтения бюджета. Контрольно-счетная палата дала в целом положительный отзыв на проект бюджета.

Антонина Корочкина напомнила, что проблемы в системе образования копились годами и повышением заработной платы учителям их не решить. При норме 18 часов в неделю учитель в среднем ведет 40 часов – для работников других сфер это означает не 8 рабочих часов в день, а все 16. Учителям в сельской местности доплачивают, если учеников в классе более 25, а в областном центре – нет. Программы поддержки молодых специалистов составлены столь абсурдным способом, что льготную ипотеку до 35 лет успевают получить не все, а учителей с большим стажем (самых опытных, дающих лучшие знания) вообще никак не поддерживают. Норматив на содержание ребенка в школе (без учета питания) не менялся с 2018 года и составляет 2 тыс. рублей в год – при цене одного учебника до полутора тысяч.

Отвечая на вопросы депутата, заместитель министра образования Татьяна Николашкина легко отбила все эти замечания. Что нагрузка большая – так школы перегружены, потерпите до ввода в 2024 году трех больших школ. Зарплаты не хватает – так это вопрос муниципальных властей и местных положений об оплате труда. Проблему норматива знаем, работаем…   

Дмитрий Ружников в своем выступлении отметил, что для выполнения требований федерального Министерства финансов по размеру дефицита и государственного долга Иркутской области придется «затянуть пояса». Наталия Бояринова перед этим как раз пояснила депутатам и другим участникам слушаний, что в нынешних условиях коммерческие кредиты на затыкание финансовых дыр дадут на очень жестких условиях: ставка рефинансирования Центрального банка РФ плюс 1 процент – то есть под 16 процентов годовых. Такие расходы на обслуживание кредита бюджет области не потянет.

Отвечая на вопрос депутата, министр рассказала едва ли не больше, чем в основном докладе. Она напомнила, в частности, что с 2022 года Иркутская область, официально став регионом-донором, не получает дотаций из федерального бюджета, в бюджете 2024 года получит только целевые средства, а в перспективе до 2027 года федерация еще и сократит расходы на софинансирование региональных проектов в Прибайкалье с 75 до 64 процентов.

Как задеть за живое

Комментируя услышанное, Дмитрий Ружников поддержал усилия губернатора и правительства по оказанию финансовой помощи муниципальным образованиям, но обратил внимание на странное отношение областного правительства к областному центру. В частности, губернатор Игорь Кобзев обещал, что в 2025 году начнется строительство поликлиники № 1, – сейчас уже появилась информация, что строительство в назначенный срок не начнется. По предложению губернатора из бюджета Иркутска были выделены существенные суммы на подготовку проектов капитального ремонта школ – теперь выясняется, что расходов на эти работы в бюджете области нет. Это означает, что два года работы думы и администрации города, существенные суммы из бюджета и усилия множества людей потрачены впустую. Администрация областного центра обратилась к каждому депутату ЗС, избранному по округам и спискам от Иркутска, с просьбой «занять активную позицию», и Дмитрий Ружников предложил коллегам собраться, чтобы обсудить это предложение.

Выступление депутата Ружникова встретило отповедь и министра финансов, и даже председателя областного правительства Константина Зайцева. Отвечая на конкретные и очевидные вопросы депутата, Зайцев довольно туманно заявил, что муниципалитеты должны сами определять свои инвестиционные приоритеты. В том, что средства на проектно-сметную документацию были истрачены, а проекты не реализованы, виноваты, по его словам, исключительно городские управленцы.

Председатель областного профсоюза работников образования Валентина Федосеева продолжила серию неприятных для правительства вопросов. Легко сказать, что городская администрация что-то там не выполнила, но попробуй ответить, когда эксперт в сфере образования заявляет: в бюджете вообще не предусмотрены средства на модернизацию системы профессионального образования. То есть никаких тебе учебных программ и пособий, оборудования, никаких компьютеров – ничего. Если читать проект бюджета очень внимательно и сравнивать цифры не проекта бюджета на 2023 год с проектом на 2024 год, а исполнение бюджета 2023 года с проектом 2024 года, то обнаружится не рост расходов на образование, а сокращение на несколько процентов.

От выступления Федосеевой осталось ощущение, что система образования и правительство Иркутской области живут в разных правовых системах. Правительство РФ, например, ввело две новые категории педагогических работников – методист и наставник. Для них должна быть установлена особая система оплаты труда, но в бюджете на 2024 год эти расходы никак не упомянуты.  

Подводя итог услышанному, Александр Лаутин заявил, что все высказанные к проекту бюджета предложения и замечания будут включены в протокол и опубликованы на сайте правительства в разделе, посвященном бюджету.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

На фото: Бюджетные слушания в Законодательном собрании

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии