Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Эх, раз, да еще раз…

30 января, 2023

Городской парламент вернулся к обсуждению давних вопросов

Дума Иркутска на очередных депутатских слушаниях 25 января обсудила четыре пункта повестки, один интереснее другого – от строительства теплового луча по улице Баррикад до восстановления стадиона «Пионер». Ни одну из этих проблем решить полностью не удалось: депутаты просто в очередной раз обменялись мнениями и выслушали информацию из разных инстанций.

Докладчики напомнили депутатам основные технические параметры тепловой магистрали, которая может превратить улицу Баррикад в одну из самых перспективных территорий города. Согласно проекту, необходимо проложить 8,9 км тепловых сетей, построить две подкачивающие станции и 11 центральных тепловых пунктов, частично модернизировать оборудование Ново-Иркутской ТЭЦ. Это позволит закрыть 11 муниципальных котельных, которые сегодня выбрасывают в атмосферу города около 5 тыс. тонн отходов в год. Вдоль улицы Баррикад можно будет построить до 1 млн квадратных метров жилья. Депутатам представили схемы присоединения новой магистрали через переулок Космический и улицу Ядринцева к уже существующей городской теплосети и схемы прокладки магистральных трубопроводов на правом берегу Ушаковки.


1ф.jpg

На дату проведения слушаний проектировщик ООО «Иркутскэнергопроект» разработал необходимую документацию и направил ее на государственную экспертизу, после чего будет выполнена проверка сметной стоимости. Если все будет благополучно, проект уйдет в Службу по тарифам, которая установит плату за подключение к новым сетям. Оформлены документы на земельные участки, в администрацию Иркутска направлен договор технологического присоединения. Проектировщик и администрация прорабатывают варианты движения транспорта на период перекрытия улиц Баррикад, Радищева и ряда других. Если все пойдет по плану и графику, то строительство начнется в июне 2023 года и завершится в 2025 году.

Председатель думы Евгений Стекачев удивился, что такому «глобальному» вопросу посвящен столь короткий доклад. Заместитель мэра – председатель комитета городского обустройства администрации Иркутска Сергей Чертков попытался успокоить депутатов: доклад потому и короткий, что работа идет, а не стопорится. Заключен, например, контракт на поставку труб, и половина необходимой продукции уже поступила в город.

В то же время, как заявил начальник городского Управления капитального строительства Александр Зыбайло, администрация областного центра пока не может получить от «Байкальской энергетической компании» проекты договоров на технологическое присоединение. Это затрудняет решение вопросов о присоединении школ, детских садов и других социальных объектов. Зыбайло привел обширный список школ, физкультурно-оздоровительных комплексов и других сооружений, в открытии которых заинтересованы жители практически всех районов города.

– Все развитие города зависит от одной компании, – с удивлением констатировал Александр Зыбайло. – Мы получили всего два решения о присоединении школы и детского сада.

Депутат Алексей Распутин попросил уточнить график ведения работ: нельзя же предполагать, что работы начнутся одновременно на всех участках, должна быть какая-то этапность. Как пояснил представитель компании-проектировщика, работы в 2023 году начнутся на улице Баррикад (с той стороны, что ближе к аэропорту) с сохранением проездов. Когда будет проложена труба, строители последовательно будут перекрывать перекрестки – это позволит минимизировать транспортные проблемы. Строительство тепловых пунктов и других объектов можно вести параллельно, движению это не помешает.

Депутаты Юрий Коренев и Максим Девочкин предприняли несколько попыток выяснить, сколько будет стоить техническое присоединение к новым сетям для социальных объектов и проектирующихся жилых комплексов. Точную сумму никто так и не назвал, но порядок описали: если для нового объекта существует возможность присоединения к новым сетям, то платить будут по общегородскому тарифу. Если нет – по индивидуальному, который придется рассчитывать отдельно для каждого объекта.

Нужна вторая ТЭЦ

Максим Девочкин продолжил свою серию вопросов и попросил рассказать, хватит ли мощностей Ново-Иркутской ТЭЦ на все проекты. Как оказалось, техническая заявка администрации Иркутска предусматривала выделение 120 гигакалорий: из них 50 – на компенсацию производства тех котельных, которые планируют закрыть; еще 70 – на обеспечение новых проектов. Вообще городу нужно не менее 400 гигакалорий, а это означает, что нужно либо строить второй теплоисточник, либо расширять Ново-Иркутскую ТЭЦ. Ни один из вариантов нельзя назвать ни быстрым, ни дешевым, хотя администрация Иркутска разрабатывает проект строительства нового теплоисточника в предместье Радищева в районе улицы Каштаковской. Дополнительно нужно решать вопрос финансирования стройки: либо это ляжет грузом на тариф, либо будет получено отдельное финансирование из федерального бюджета.

Заместитель мэра – председатель комитета по градостроительной политике Евгений Харитонов припомнил почти всю историю создания второго теплоисточника для Иркутска – и проект теплового луча из Ангарска (который, кажется, окончательно похоронен), и перспективу строительства газовой ТЭЦ  на правом берегу Ангары (что тоже очень сомнительно, потому что никакой газопровод в Иркутск не строят). Тепловой луч из Ангарска, к примеру, стал утопичнее по причине изменения федерального законодательства, которое требует иметь резерв мощности, а также из-за возросшего спроса на электрическую энергию. Если раньше у ангарской ТЭЦ-10 были свободные мощности, которые можно было направить в Ново-Ленино, то теперь их практически не осталось. Если провести модернизацию ТЭЦ-10, то к вопросу теплового луча можно будет вернуться, но для финансирования такого масштабного проекта нужен как минимум федеральный инвестиционный кредит. Над получением такого кредита работают областные министерства.

Вариант со строительством угольной ТЭЦ выглядит еще более нереально, потому что железная дорога находится на левом берегу и никакой мост с перевозками угля автомашинами не справится. Единственное, в чем нужно поправить вице-мэра, – история эта тянется не 10 и даже не 20 лет, а уже более семидесяти: еще при проектировании Иркутской ГЭС был вариант строительства по гребню плотины железной дороги, что позволило бы возить уголь на правый берег и строить котельные и ТЭЦ любой мощности.

Выступление Евгения Харитонова, кажется, окончательно погасило оптимизм депутатов. Евгений Стекачев заявил, что до начала строительства, заявленного на июнь 2023 года, осталось всего ничего, а проблем и вопросов явно больше, чем решений и ответов. Не стоит, например, сбрасывать со счетов и влияние дополнительных мощностей Ново-Иркутской ТЭЦ или маловероятного нового теплоисточника на Байкал – Министерство природных ресурсов и экологии РФ может поставить крест на любых планах.

Депутат Александр Квасов попросил объяснить, почему Ново-Иркутская ТЭЦ, построенная для теплоснабжения Иркутска, подключает объекты Иркутского района. Как пояснили представители энергетиков, в законодательстве нет никаких ограничений по административному принципу – только по техническому. А с технической точки зрения Ново-Иркутская ТЭЦ давно уже работает в связке с шелеховской ТЭЦ-5. По информации энергетиков, сейчас, во время пиковых зимних нагрузок, в работе находятся все восемь котлов, да и во все остальные сезоны года станция является одной из самых загруженных в области.

Когда второй час обсуждения подходил к концу, Александр Квасов в своем выступлении заявил, что обсуждаемый проект не решает никаких проблем теплоснабжения правого берега. Разработка схемы теплоснабжения Иркутска в правительстве области, по его оценке, происходит за закрытыми дверями, поэтому депутаты думы должны потребовать, чтобы их приглашали на такие мероприятия. Тему подхватил депутат Алексей Распутин, который потребовал создать рабочую группу с участием правительства, Законодательного собрания области, городской администрации и думы. Депутат Максим Девочкин предложил вернуться к вопросу в мае, причем к этому времени администрация и энергетики должны создать карту энергопрофицитных и энергодефицитных районов Иркутска, чтобы депутаты могли видеть, где есть резервы и возможности ими распорядиться.

Пройди проверку на ВИЧ

Слушания продолжил доклад главного врача областного Центра по профилактике и борьбе со СПИДом Юлии Плотниковой «О ситуации по ВИЧ-инфекции в городе Иркутске в 2019–2021 гг. О необходимости строительства ВИЧ-центра в городе Иркутске». В Иркутской области, как оказалось, на 2021 год проживало 29 022 человека с ВИЧ-инфекцией, в том числе в Иркутске 9392 человека. Это вовсе не означает, что в других городах и районах все благополучно, напротив – скорее всего, жители Иркутска просто чаще обследуются и чаще узнают про свой диагноз.

Учитывая, что за 2021 год диагноз был впервые поставлен 1857 жителям области, сейчас количество инфицированных может достигать 24–25 тыс., а в Иркутске – около 9,8 тыс. Важно, что в Иркутске специальной терапией охвачены 95,7 процента выявленных инфицированных. Это означает, что люди будут жить и перестанут быть источником болезни для окружающих. С 2016 года, когда была утверждена национальная стратегия борьбы с ВИЧ, заболеваемость и смертность от СПИДа в Иркутской области сократились в два раза, да и разрыв между показателями Российской Федерации и региона стал отличаться в худшую для Прибайкалья сторону не в разы, а на проценты. Тем не менее область занимает в Сибирском федеральном округе четвертое место по заболеваемости, уступая только Красноярскому краю, Томской и Кемеровской областям.

Депутаты и Юлия Плотникова обсудили степень охвата инфицированных необходимой терапией, меры профилактики и обращения граждан. Как выяснилось, лекарства для терапии поставляют в область федеральные структуры, их получают все желающие, но далеко не все, кому поставлен диагноз, созрели для пожизненного лечения.

Школьный вопрос поставил город в тупик

Вопрос повестки «О причинах невыполнения в срок работ по строительству общеобразовательного учреждения Свердловского района г. Иркутска» (оно же – школа на улице Багратиона) давно перерос масштабы городской думы. Школа вместимостью 1275 мест по контракту должна была стоить 1,75 млрд рублей, ввести ее планировали еще в конце 2022 года. До сих пор работы находятся на стадии котлована, поэтому докладчик – начальник УКС Александр Зыбайло – предложил от причин невыполнения сразу перейти к последствиям. Последствия же таковы: подрядчик ООО «СПМК-7» с работ не снялся, но в декабре прошлого года вместо рапорта в администрацию города о завершении строительства направил в Арбитражный суд иск о признании незаконными требования администрации о возврате аванса и с ходатайством о продлении сроков строительства. Со своей стороны, администрация города считает усилия компании недостаточными: на объекте работают от силы 60 человек, хотя для завершения строительства теперь уже к декабрю 2023 года нужно не менее трехсот и круглосуточный режим работы. Возможно, следует отказаться от идеи последовательного возведения блоков, а привлекать на стройку дополнительные организации и строить сразу все блоки одновременно.

– Теми силами, которые подрядчик вывел на объект, он цели не достигнет, – отметил Александр Зыбайло.

Представитель подрядчика, который представился как юрист фирмы, отметил, что работы ведутся, несмотря на отсутствие дополнительного соглашения к договору, подписанного обеими сторонами. На площадке якобы присутствуют представители СРО, в которую входит СПМК-7, и у них претензий к фирме нет. На прошлой неделе объект посетил даже председатель правительства области Константин Зайцев, и он тоже получил заверения, что школа будет построена в срок. Заместитель мэра Евгений Харитонов прокомментировал это выступление так: действующий контракт завершился в декабре 2022 года, и ни подрядчик, ни заказчик не могут взять на себя дополнительные обязательства.

Многих депутатов волнует вопрос, достаточно ли в 2023 году средств, заложенных в проект в 2021 году, когда все начиналось. Особенно с учетом того, что не использованные в 2022 году деньги (более миллиарда рублей) уже вернулись в федеральный бюджет и будут восстановлены (если вообще будут) не раньше мая-июня. Александр Квасов напомнил, что сегодня школы аналогичного размера стоят более 3 млрд рублей. Чтобы достроить школу на Багратиона, вероятно, придется привлекать областные деньги и не менее 600 млн рублей из бюджета города. Евгений Харитонов напомнил, что речь идет не только о деньгах, которые придется искать, – школа может стать «черной меткой» для региона при последующем участии в нацпроектах.

– Тот объем грунта, который подрядчик сделал на школе за два года, в Тулуне на строительстве дамбы делали за месяц. Когда вы за два года сделали 20 процентов объема и утверждаете, что за 11 месяцев сделаете остальные 80, то поверить сложно, – подчеркнул Харитонов.

Дискуссия, в которой депутаты участвуют уже не в первый раз, ходит по одному и тому же кругу: подрядчик обещает, УКС и администрация города сомневаются. Поэтому в зале прозвучало предложение на время отойти в сторону и дождаться рассмотрения вопроса на комиссии при губернаторе области, которая запланирована на 15 февраля. Осталось не так много времени, а помочь чем-то, кроме искреннего сочувствия и желания завершить строительство, депутаты не могут. Поэтому многие согласны с тем, чтобы вернуться к этой теме в следующем месяце на таких же слушаниях.

2ф.jpg

«Пионер» – для депутатов пример

Судьба стадиона «Пионер», существовавшего некогда на улице 4-й Советской, обсуждается в думе тоже не в первый раз. Земельный участок площадью 8,3 тыс. квадратных метров давно бы застроили чем-то полезным. Но за восстановление спортивного объекта (от которого осталось так мало, что его оценили в 135 тыс. рублей) выступили местные жители. И, как говорится, закрутилось. Несмотря на стопроцентный износ трибун и игрового поля, Управлению капитального строительства приходится тратить средства на имитацию содержания – вывоз мусора и раз в год на выкашивание травы. Это при том, что стоимость земельного участка составляет около 48 млн рублей, а на предприятии висит долг в размере 859,4 млн рублей. Добавьте сюда рост цен на строительные материалы, остановку работ практически по всем объектам в коронавирусном 2020 году и перспективу банкротства, если не будут достроены жилые дома в ЖК «Эволюция».

УКС предлагал несколько вариантов использования земельного участка с пользой для предприятия и к удовлетворению интересов жителей – вплоть до продажи части участка и строительства на остальной земле нового спортивного объекта. В октябре прошлого года сделка состоялась, в бюджет города двумя платежами поступили 84 млн рублей, а покупатель-инвестор взял на себя обязательство восстановить спортивный объект. Сделка прошла проверку прокуратуры, никаких нарушений в ней не нашли. Средства поступили на завершение строительства ЖК «Эволюция». Теперь у покупателя-инвестора есть пять лет на выполнение обязательств по участку. Если он их не выполнит, то должен будет выплатить в бюджет города штраф в размере 50 млн рублей.

Представитель жителей района заявил, что жители насчитали при продаже земельного участка более 20 нарушений. Среди них и такое, как недооценка участка: по подсчетам инициативных граждан, которые всегда все знают лучше всех, землю можно было продать не за 84, а за 360 млн рублей. Более того, стадион (а граждане настаивают, что стадион был и до 2016 года даже в хорошем состоянии) вообще нельзя было приватизировать.

Депутаты не оценили и не поддержали выступление этой группы граждан. Максим Девочкин, например, успел проверить стоимость жилья в районе 4-й Советской и узнал, что квадратный метр там стоит около 160 тыс. рублей. Если жителям так хотелось получить себе стадион, они, по мнению депутата, могли скинуться по 10 тыс. рублей (сумма вполне подъемная) и выкупить участок. Сам Девочкин такие примеры видел и даже в одном подобном проекте участвовал. Увы, представитель инициативной группы идею не поддержал и продолжал говорить о 20 нарушениях.

Мысль, что инициативная группа ведет себя крайне эгоистично и понапрасну отнимает время у думы (а заодно у администрации города, правительства и депутатов ЗС), стала все сильнее занимать мысли депутатов. Александр Квасов заметил, что вопрос касается, по сути, жителей всего двух домов на одной улице, а депутаты обсуждают его не первый раз и не один час каждый раз.

Депутат Виталий Матвийчук попросил объяснить: что именно не устраивает жителей в проекте, по которому под строительство нового жилья уйдет всего 20 процентов площади участка, а остальное будет занято стадионом и зеленой зоной? Оказалось, не устраивает конкретно тот факт, что в случае нарушения обязательств инвестор заплатит штраф в городскую казну, а не «пострадавшим» жителям. Более того, жители (от имени которых говорил всего один человек, не предъявивший никаких «верительных грамот») якобы не видят в договоре никаких гарантий и признаков заинтересованности инвестора. С этими идеями, между прочим, чрезмерно озабоченные граждане уже дошли до губернатора и даже написали президенту. Депутат Александр Друзенко не без сарказма отметил, что осталось обратиться только в церковь – все остальные инстанции уже извещены о проблеме.

Точку в дискуссии поставили два депутата, которые примерно в это время покинули зал, и слушания остались без кворума. Никакое решение (и без того не просматривавшееся) в таких условиях принять нельзя было, и оставшийся исполнять обязанности председателя Юрий Коренев закрыл слушания.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести».

На фото: Депутат Ростислав Белых и заместитель мэра
Сергей Чертков обсуждают строительство теплового луча.
На втором плане – депутат Виталий Матвийчук и почетный
гражданин города Иркутска Геннадий Комаров 

Мэр Руслан Болотов и его первый заместитель
Андрей Южаков на заседании городской думы 26 января 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии