ЧС из-за АЧС
Иркутской области «подложили свинью»
В Хомутовском муниципальном образовании, Иркутского района, завершены процедуры по изъятию у населения свиней в связи с зарегистрированным очагом африканской чумы свиней (АЧС). Об этом сообщил заместитель руководителя службы ветеринарии Иркутской области Николай Лазарев.
Отчуждение животных согласно ограничительным мероприятиям проводилось в пятикилометровой зоне. Всего было изъято 1324 свиньи из 279 личных подсобных хозяйств. Николай Лазарев напомнил, что владельцам животных будет выплачена компенсация ущерба, нанесенного в результате изъятия, в размере не ниже 150 рублей за килограмм живого веса. В рамках процедуры изъятия комиссия составила акты, в которых указаны данные владельцев и вес свиней.
В деревне Куде завершаются ветеринарно-санитарные мероприятия по дезинфекции очага вирусного заболевания, который находится на территории личного подсобного хозяйства, где был зафиксирован случай заражения свиней АЧС. В Иркутском районе по-прежнему действует режим чрезвычайной ситуации. Во время карантина было пресечено несколько попыток вывоза свиней и продукции животноводства непромышленного изготовления.
Николай Лазарев подчеркнул, что во всех территориях Иркутской области специалисты службы ветеринарии проводят профилактические мероприятия, в рамках которых организованы подворовые обходы ЛПХ, ведется обновление данных по поголовью скота в похозяйственных книгах, осуществляется контроль за состоянием свиного поголовья.
Когда наша газета три с половиной года назад писала о возможном пришествии африканской чумы (статья «17 друзей Спилберга, или Африканская чума на сибирских просторах», БВ № 57 (747) от 26 августа 2013 года), то в реальность так сформулированной угрозы все-таки не очень верилось. Но специалисты, как всегда, оказались правы — зараза, впервые зарегистрированная в России в 2007 году, распространяется, и 24 марта 2017-го она была зафиксирована в Прибайкалье. И одновременно впервые в Сибири.
Очаг в Куде
24 марта в ветеринарную станцию в Иркутском районе обратился владелец подсобного хозяйства в деревне Куде — у него начался падеж свиней. Специалисты, услышав описание процесса, заподозрили совсем уж неладное — и оперативная группа сотрудников ветеринарной службы и Россельхознадзора выехала на место событий. Там прямо на их глазах погибло одно животное, 32 были уже мертвы, еще семь — в агонии. Худшие опасения подтвердили сначала экспертизы в регионе, а потом и вердикт Всероссийского научно-исследовательского центра охраны и защиты животных во Владимире и Всероссийского НИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии Российской академии сельскохозяйственных наук в Покрове, Владимирской области, куда отправили биологический материал. В Иркутский район пришла африканская чума свиней.
В подсобном хозяйстве тут же оборудовали дезбарьер, то есть пункт дезинфекции колес транспорта, сожгли все туши, остатки кормов, деревянные постройки, защитные костюмы специалистов. С нуля часов 25 марта в Иркутском районе решением мэра Леонида Фролова был объявлен режим ЧС, указом губернатора Сергея Левченко установлен карантин и очерчены две угрожаемые зоны вокруг очага (диаметром 5 и 100 км). Как только стало известно о вспышке, в правительстве области созвали экстренное совещание, на котором отрабатывались все необходимые меры.
Чем же так опасно для свиней это никак не угрожающее здоровью других живых существ заболевание? Африканская чума свиней (АЧС) происходит из соответствующего континента, где этих животных в массовом порядке не разводят, поэтому от чумы там страдают лишь дикие родственники наших домашних животных. И если аборигены за миллионы лет эволюции успели приспособиться к своему вирусу и болеют относительно легко, то, когда он попадает в ряды их одомашненных родственников, чума косит их почти тотально (до 90—100 процентов). Примерно 10 процентов могут заболеть в легкой форме и выжить, но став пожизненным источником заражения. При этом африканская чума свиней никак не лечится и не прививается, распространяется почти со скоростью огня и доводит свое дело до конца в течение трех-пяти дней в пределах одной деревни или хозяйства. То есть главная опасность АЧС — без принятия мер она быстро уничтожит все поголовье свиней в стране, и это будет иметь печальный экономический эффект, не говоря уж о продовольственной безопасности.
В Южной Африке это заболевание было впервые зарегистрировано еще в 1903 году и с тех пор захватывает все новые плацдармы. В нашей стране инструкция о профилактике и ликвидации африканской чумы свиней, которой пользуются до сих пор, была утверждена еще Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР в 1980 году.
Уничтожить всех свиней
Согласно этому документу, единственное средство предотвратить распространение АЧС — тотальное (обязательно бескровное) уничтожение и сжигание свиней и инвентаря в очаге заболевания (золу смешивают с известью и закапывают). Меры принимают со всеми положенными «спилберговскими» атрибутами, включая круглосуточные охранно-карантинные посты на всех дорогах, ведущих к внешним границам угрожаемых зон, с дезбарьерами. Всех свиней в так называемой первой угрожаемой зоне от очага надо изъять и тоже уничтожить. Если в регионе есть перерабатывающее предприятие полного цикла без собственного поголовья — то это мясо теоретически можно переработать на тушенку и вареную колбасу (в сырокопченой колбасе вирус отлично себя чувствует около четырех месяцев, как и в сыром мясе в морозилке, а заразить других животных можно, даже выплеснув им в корм воду, в которой помыли тарелку из-под той же колбасы). У нас такого предприятия нужной мощности нет, поэтому изъятых в первой угрожаемой зоне свиней усыпили инъекциями и сожгли в огромном рве длиной тридцать и глубиной четыре метра в границах Хомутовского муниципалитета, круглосуточно охраняя его от возможного разноса останков силами диких животных.
Но это, конечно, легко написать! По данным на утро 29 марта, в первой угрожаемой зоне изъяли 1303 свиньи. А попробуй объясни людям необходимость таких жестких мер? «Мы же им прививки делали!..» Для многих сельских жителей свиньи — основной источник дохода! Мало того, ведь и держать свиней на пострадавшей территории нельзя в течение года. Некоторым хозяевам подворий вынуждены были помогать медики. Но иного выхода в такой ситуации нет.
В числе первоочередных мер, которыми озаботились власти региона, — обеспечение компенсаций жителям. Как отметил возглавивший соответствующую работу зампред областного правительства Виктор Кондрашов, из резервного фонда правительства Прибайкалья выделено более 10 млн рублей. За килограмм живого веса будет выплачиваться по 150 рублей, туши взвешивали в момент изъятия, деньги люди должны получить в течение месяца.
В границы первой зоны повезло не попасть животноводческим предприятиям. Это было бы фатально для них! В других регионах были прецеденты, когда под нож — точнее, под шприц — приходилось разом пускать поголовье предприятия свыше ста тысяч животных. «Льготы» в случае угрозы эпидемии — например, право не уничтожать свое поголовье, даже если территория попадает в зону карантина — имеют лишь организации с четвертым зоосанитарным статусом, предполагающим меры как на режимном предприятии (стоит задача оградить только от заноса, а не от выноса заражения). Даже третий-то статус есть лишь у единичных представителей свиноводческого бизнеса Прибайкалья, у большинства — только первый.
Не пустить инфекцию дальше
Как показывает печальный опыт других регионов страны, некоторые фермеры или обладатели подсобных хозяйств из-за недопонимания серьезности ситуации, заслышав о вспышке, самостоятельно умерщвляют свое свиное поголовье и пытаются как-то реализовать продукцию. Понятно, что неисповедимыми торговыми путями сырое мясо и сало могут попасть куда угодно. Чтобы исключить такие факты, были привлечены силы Росгвардии и полиция. В частности, уже в ночь на 26 марта задержали первый автомобиль, которым из первой угрожаемой зоны пытались вывезти 15 свиней в Иркутск. Да и других потенциальных путей распространения немало, будь это хоть посылка с копченым салом. Поэтому подобные отправления из ограниченной карантином территории не принимаются. В радиусе стокилометровой зоны нельзя торговать свиньями и продуктами, полученными от их убоя, за исключением продукции промышленного изготовления, запрещен закуп свиней у населения, выгульное содержание животных, проведение ярмарок и выставок, предполагающее скопление любых животных...
Прибайкалье совместно с учеными Всероссийского НИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии Российской академии сельскохозяйственных наук в Покрове разработает программу научных исследований для круглогодичного мониторинга популяции дикого кабана с целью регулирования его численности. Как сообщил министр сельского хозяйства Иркутской области Илья Сумароков, это необходимая мера, ведь в случае перехода африканской чумы свиней в дикую природу Прибайкалья — как и любой другой подверженной такому риску территории — может сформироваться устойчивый очаг на многие годы, и эту угрозу надо предотвратить.
К слову, в Россию африканскую чуму свиней занесли именно дикие кабаны — с территории Грузии в Чеченскую республику, первые домашние свиньи заболели в Республике Северная Осетия-Алания в 2008 году, в 2009—2010 годах этим заболеванием были уже охвачены многие хозяйства Юго-Восточного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Численность дикого кабана на территории охотничьих угодий Иркутской области, по данным зимнего маршрутного учета в 2016 году, составляет около шести тысяч голов, его добыча не лимитирована. Кроме программы научных исследований, в ближайшее время в Иркутской области будет разработан план организационных и специальных мероприятий по мониторингу, регулированию численности и снижению миграционной активности диких кабанов, включая особо охраняемые природные территории. Специалисты Россельхознадзора готовы выезжать в любую точку для взятия проб, их правильного оформления и соблюдения условий доставки биологического материала к месту проведения анализа. Первый заместитель губернатора, председатель правительства региона Александр Битаров подчеркнул, что делается все возможное, чтобы ситуация с АЧС осталась контролируемой.
Иркутская ветеринарная лаборатория провела, по данным на 29 марта, исследования 32 проб патологического материала свиней с территории первой угрожаемой зоны и крови свиней из других территорий области и получила отрицательный результат.
Кто привез заразу?
Против 47-летнего жителя Куды, в хозяйстве которого произошел падеж 40 свиней, было возбуждено уголовное дело. Следственное управление Следственного комитета РФ по Иркутской области должно разобраться, виноват ли в ЧП этот человек, который, к слову, так и не смог вразумительно сказать, куда уехали работавшие с его свиньями иностранцы, отбывшие то ли в Таджикистан, то ли в Узбекистан. Но, в любом случае, одной из мер усиления контроля, которая должна быть внедрена в Иркутской области, станет жесткая проверка кормов, поступающих из других регионов. По основной версии, вирус попал в пострадавшее хозяйство именно с кормом, с мясными обрезками. По коробкам из-под них нашли производителя в Ангарске, а сам товар, по первоначальным данным, поступил из Ставропольского края. Но пробы в городе нефтехимиков дали отрицательный результат.
К слову, Управление ветеринарии Ставропольского края, где вспышек свиной чумы было уже несколько, вызвалось при необходимости командировать своих специалистов в Иркутскую область для содействия расследованию — не только для помощи в установлении объективных причин первой вспышки в Сибири, но и для «защиты репутации» ставропольских товаропроизводителей.
Сейчас отрабатываются несколько версий заноса инфекции. Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил: по электронным системам удалось выяснить, что мясо с вирусом пришло в Иркутскую область из Санкт-Петербурга, а туда — из Воронежа. Но о каком именно юридическом лице или предприятии-источнике идет речь, он не пояснил.
Директор Всероссийского НИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии Денис Колбасов, несколько дней проработавший в Иркутском районе, отметил, что владелец подворья ранее владел складом животноводческой продукции, откуда она поступала со всей страны: «Теоретически продукция могла отгружаться с любого зараженного АЧС предприятия, пока на нем не был официально введен карантин, а затем храниться в замороженном виде с вирусом. Но установить реально, из какого региона пришло мясо, будет затруднительно. Продукция могла перефасовываться, перегружаться, после чего на нее оформлялись новые документы. А за последние десять лет я не помню, чтобы вообще для какого-то очага был точно установлен источник вируса»…
По словам Колбасова, признание сибирских регионов благополучными по африканской чуме свиней из-за того, что вирус там раньше не регистрировался, может потребовать дополнительного изучения: «Надо посмотреть, достаточно ли было проведено исследований с отрицательными пробами». Кроме того, директор НИИ отметил хорошую работу в Иркутской области, в ликвидацию угрозы, как он убедился, вовлечены все: «Вице-премьер областного правительства проводит планерки с участием рядовых инспекторов, у населения есть понимание угрозы, по инициативе властей работают следственные органы».
Наталья Антипина, «Байкальские вести»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.