Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Евгений Стекачев: 2020 год научил нас ответственности и взаимовыручке

14 декабря, 2020

Председатель думы Иркутска провел 10 декабря пресс-конференцию об итогах работы представительного органа в 2020 году. Вопросы журналистов касались широкого круга проблем областного центра.

1г.jpg

– Проблема собственников жилья в доме по адресу Пискунова, 40, уже рассматривалась на площадке думы Иркутска. К решению вопроса уже подключилась прокуратура. Расскажите, что уже удалось сделать?

– На сегодня нет готового решения, мы, депутаты, в стадии его принятия. Один из путей ранее озвучил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев – финансирование возмещения части убытков, которые понесли граждане. И второй путь огласили на заседании думы: восстановить это здание. Насколько такой вариант правомерен, мы сейчас и выясняем. На наш взгляд, вопрос о восстановлении серьезно не прорабатывался. По нашему мнению, легче будет восстановить здание, но пока такого решения нет, и, скорее всего, оно перейдет на следующий год. В январе-феврале 2021 года мы этот вопрос проработаем. В этом деле работа осложняется тем, что по дому есть решения суда, но мы постараемся решить вопрос наиболее конструктивно.

– В июле 2020 года сменилось руководство Центрального рынка Иркутска, уже разработана концепция развития этого муниципального предприятия. Знакомы ли вы с этой концепцией и как оцениваете работу новой команды?

– Буквально неделю назад прошло заседание административного комитета по этому вопросу, где новый руководитель рассказывал мэру Иркутска Руслану Болотову о текущей работе и концепции развития. Удалось почти в два раза снизить расходы на содержание Центрального рынка и другие направления. Доходная часть пока не увеличилась, во многом из-за пандемии, но за счет сокращения расходов удалось улучшить положение МУПа. Наводится порядок, есть обратная связь от предпринимателей, которые там работают, в думу больше не поступает жалоб на Центральный рынок.

Насчет концепции – картинка красивая. Мэр поручил директору к марту 2021 года реализовывать проект другим способом, нужно подстраиваться под новые требования к торговым местам, менять внутреннюю планировку и повышать желание горожан посещать рынок, потому что проходимость там в последнее время снизилась.

– В уходящем году принято решение построить детскую поликлинику на месте кинотеатра «Чайка». Депутаты активно включались в проработку этого вопроса. Поднимали ли вы тему планирования строительства больниц и поликлиник в Иркутске, чтобы впредь не приходилось действовать точечно?

– Внешний вид и внутренняя отделка очень многих городских поликлиник оставляет желать лучшего. Депутаты думы Иркутска, как и жители, хотят, чтобы в городе были новые лечебные учреждения, а врачи не работали в приспособленных помещениях. К сожалению, бюджеты Иркутска и области не могут себе позволить всего и сразу. Мы с губернатором разбирали эту тему. Дума составит реестр всех свободных земельных участков в Иркутске, где можно будет построить лечебные учреждения, но нужно учитывать, что их расположение должно быть удобно жителям.

Лечебные корпуса поликлиники № 5 сейчас находятся в неудовлетворительном состоянии, и строительство нового здания – лучшее из всех возможных решений. Конечно, когда мы обсуждали этот вопрос с депутатами, мы хотели построить новые корпуса на улице Челнокова, на месте старой поликлиники, но столкнулись с нехваткой площадей и проблемой пешей доступности: с маленькими детьми очень тяжело идти от главного корпуса в сторону вокзала. Так пришли к решению о «Чайке». Здание кинотеатра к тому времени не эксплуатировалось уже более года. Там предлагалось создать молодежный центр, но депутаты решили, что нужна именно поликлиника, так как в Студгородке поблизости уже есть достаточно много площадок для молодежной активности. Жители Глазково нас поддержали. Участок передадут в региональное министерство имущественных отношений, и, чтобы построить там объект здравоохранения, принято решение о начале проектирования поликлиники в 2021 году.

– Бюджет Иркутска 2021 года по не зависящим от нас причинам стал меньше, чем бюджет 2020 года. Депутатам и администрации удалось сохранить финансирование на все социальные обязательства и первоочередные нужды, однако объем средств стал меньше, а значит, где-то финансирование пришлось урезать. Где именно?

– Это был сложный вопрос не только для депутатов, но и для всего города. Бюджет действительно стал немного меньше, но жители города не будут ущемлены. Нам пришлось уйти в дефицит и взять кредит, чтобы выровнять потребности. У нас сейчас идет активное взаимодействие с региональной властью, есть понимание, какие субсидии и субвенции мы получим в следующем году, думаю, что при следующих корректировках мы сбалансируем нашу казну.

Урезать, например, пришлось финансирование городских автотранспортных предприятий по нерентабельным маршрутам, это порядка 100 млн рублей. Во время пандемии горожане стали меньше пользоваться транспортом, соответственно, стало меньше транспорта, и очевидно, что на это нужно меньше денег. Если динамика сохранится и в 2021 году, то мы это решение не поменяем. Если же пандемия закончится, спрос на общественный транспорт вырастет, то при корректировке мы вернем эти деньги обратно за счет субсидий от области.

Бюджет – это такая штука, в которой человеку, не обладающему специальными познаниями, очень тяжело разобраться. Это огромная пачка документов, в которой легко что-либо пропустить, не увидеть. Но если заниматься формированием с самого начала, то вникаешь во все. Мы обсуждали каждую строчку, спорили из-за каждого рубля. Да, у нас были спорные моменты, депутаты были друг с другом не согласны, но нам удалось добиться компромиссного решения. В предыдущие годы бюджет просто утверждался, а после того, как депутаты досконально в нем разбирались, начиналось внесение корректировок. В этом году все иначе. Все расходы планово заложены, суммы, источники средств определены. Дума стала полноценным участником процесса, и мне это очень нравится. Жители почувствуют разницу. Не нужно забывать, что 2021 год для Иркутска – юбилейный, Иркутск получит от области дополнительные деньги. Думаю, в 2021 году жители увидят больше практической пользы от бюджета, чем в 2020-м.

– Расскажите о текущей ситуации вокруг застройки Цесовской набережной. Интерес к теме подогревают общественники, которые говорят о том, что «набережную украли». Какие решения уже есть по этому вопросу?

– Застройка Цесовской набережной – многоаспектный вопрос. Средний горожанин знает о ситуации только из соцсетей, именно в контексте «украли набережную». Мы обсуждали вопрос на депутатских слушаниях со всеми заинтересованными сторонами. В итоге мы разобрались – набережную никто не крал, она останется в муниципальной собственности, это территория общего пользования, и она никогда не перейдет в частные руки.

В частной собственности находится площадка бывшей ТЭЦ, где инвестор хочет построить жилой комплекс и предлагает нам благоустроить Цесовскую набережную, чтобы получилось цельное современное городское пространство. Общественники, которые считают, что там не должно быть жилого комплекса, предлагают получить участок обратно в муниципальную собственность, обустроить там сквер и парк. Я согласен, что это правильная и полезная инициатива, но для нее нам нужно выкупить участок по рыночной стоимости более 1 млрд рублей за счет бюджета Иркутска. В наши непростые времена это слишком затратно. Тема с благоустройством набережной поднимается уже давно, на следующий год заложены деньги на проектирование. Мы можем получить на эти цели федеральное софинансирование на 95 процентов.

– Разрешился ли конфликт между Иркутским ипподромом и застройщиком, который возводил многоэтажные дома рядом с ним? Есть ли какие-то перспективы развития у ипподрома?

– Там все хорошо. Конфликт пришлось решать на площадке думы. Никто ничего не нарушил, просто вышла небольшая юридическая коллизия. Ипподром есть, а санитарной зоны у него нет, потому что в советское время ее никто не обозначил. Конное предприятие подало в суд на застройщика, суд наложил запрет. А дом уже высотой в десять этажей, там есть дольщики. Нам не нужен еще один недострой в городе, поэтому депутаты включились в вопрос, туда выезжал губернатор. Сейчас стороны пошли на мировое соглашение. Мы поменяли под спорт зону разрешенного использования вокруг ипподрома и под ним, и теперь никто не сможет захватить конное предприятие, чтобы построить жилье.

Ипподрому быть, но и жилью быть тоже – застройщик поставит защитный экран, чтобы защитить жителей от шума, и поменяет геометрию полосы, чтобы лошади во время соревнований не пугались больших зданий.

Сейчас на ипподроме заканчиваются банкротные процедуры, инвестор готов вложить деньги в инфраструктуру предприятия, чтобы мы получили уникальный и современный ипподром, которым могли бы гордиться.

– Депутаты думы Иркутска часто поднимают вопрос обустройства в городе новой ливневой канализации. Какие шаги городские власти сейчас предпринимают в этом направлении?

– У нас есть поручение думы к администрации Иркутска разработать техническое задание, чтобы заказать проект реконструкции ливневой канализации. Ливневка в Иркутске вроде как есть, но ее нет. Существующая система обустроена еще в советские времена, а есть улицы, где до сих пор исправно работает ливневая канализация времен царской России. Наша ливневка расположена точечно.

Несколько лет назад я был одним из инициаторов перехода от обустройства бетонных бордюров к гранитным. Да, они дороже, но и прослужат дольше. Бордюры – часть ливневой канализации, и бетонные пескоблоки могут быть размыты потоками воды. Комплексная система развития ливневой канализации должна охватывать весь город. Но, например, в историческом центре очень много старинных зданий, рядом с которыми реконструировать ливневку невозможно из-за защитной зоны. К этой проблеме мы будем очень серьезно подходить.

– Недавно депутат Александр Сафронов заявил о планируемой застройке Академовского леса. Какое у вас отношение к такой перспективе и какие меры предпринимает дума для разрешения ситуации?

– С одной стороны там Академовский лес, а с другой стороны – между Академгородком и Университетским – Иркутский район. Власти Марковского муниципального образования каким-то образом у себя поменяли статус земель и нарезали их на участки под застройку. Нашего мнения никто не спрашивал. Это застройка практически в черте города, дополнительная нагрузка на наши сети и социальную инфраструктуру. Но с нами никто не стал считаться. Обсуждение этого вопиющего факта будет центральным вопросом на следующем заседании думы.  Мы должны вновь признать эти земли лесным фондом и с этим вопросом будем выходить на губернатора.

Думаю, есть смысл отдать эти земли в собственность города – это мое личное мнение. Никаких решений еще не принято, но я считаю, что столь резонансное дело подталкивает нас к рассмотрению подобного разрешения проблемы. Также хочу предупредить будущих собственников этих участков, что впоследствии они могут столкнуться с проблемами при их освоении, потому что дума будет противодействовать застройке этой территории. Там должен быть лес.

– Как идет работа над стратегией социально-экономического развития Иркутска?

– В бюджет на следующий год мы заложили 25 млн рублей на разработку стратегии, которая приведет нас к созданию «города будущего». Мы нашли очень хороших разработчиков, по такому пути шли Казань, Санкт-Петербург, и на сегодня это лучшие стратегии в России. Сейчас идет формирование технического задания, в нем принимают непосредственное участие депутаты думы Иркутска и городская администрация.

Раньше стратегия была просто бумагой, которая лежала у кого-то на полке просто потому, что она должна быть. Насколько она соответствует желаниям жителей, никого не волновало. Сейчас мы пошли другим путем – провели несколько круглых столов, получили срез мнений общественников, чтобы узнать, каким они видят Иркутск. На основании стратегии появится новый генплан, и очень важно, чтобы стратегия звучала в унисон с муниципальными программами, стратегией развития Иркутской области и национальной стратегией развития России. Тогда у нас есть все шансы попасть в нацпроекты, в которых мы сейчас не участвуем. Меня радует, что мы начали эту системную работу.

– Как сейчас выстраивается работа с властями области и администрацией Иркутска?

– С губернатором Игорем Кобзевым мы уже провели четыре встречи за три месяца. С предыдущими губернаторами за 12 лет моей работы у нас было пять встреч. Игорь Иванович встречается с нами не просто, чтобы познакомиться, он вникает во все, даже самые мелкие проблемы, понимает, что Иркутск – драйвер развития области. У губернатора формируется правильное понимание наших вопросов и правильные их решения. Мы решаем все вопросы слаженно. Теперь ветви власти работают все вместе, на один результат.

– Какое у вас ощущение от 2020 года?

– Год был непростым, но есть внутреннее чувство удовлетворения от проделанной работы. Командной работы вместе с администрацией Иркутска. Порядка 60 млн рублей мы выделили на ремонт площадок в детских садах, раньше на это собирали деньги с родителей. Уже отыгрываются аукционы на ремонт дорог в 2021 году. Сделано очень многое, несмотря на сложную ситуацию с пандемией. Мы все вместе справились, не только депутаты и администрация, но и все жители города. Этот год научил нас ответственности за каждый наш шаг.

Пандемия – это катастрофа, которая охватила все человечество. Если в первые месяцы распространения заболевания было непонимание со стороны жителей, то потом критика ушла и все начали помогать. У меня такая внутренняя радость за своих сограждан, что мы можем забыть про все проблемы. Все мы разные, все в разных условиях живем, все разного достатка. Но каждый из нас имеет возможность помочь в этой ситуации.

Каждый пытался что-то сделать. И, насколько я заметил, такая помощь в Иркутске была активнее, чем в других городах. Мы определили этот тренд: не просто волонтерство, а общая проблема. Мы научились помогать друг другу, быть чуткими.

– Какие планы у думы на 2021 год?

– Нарастить финансирование городского хозяйства. Будут деньги – будет все остальное. Сейчас бюджет оставляет желать лучшего, в плане суммы на душу населения. У Иркутска есть город-побратим Каннын в Республике Корея, и их бюджет, если конвертировать в российскую валюту, аж 70 млрд рублей при населении в 200 тыс. человек. Можно говорить, что там мэр лучше, депутаты лучше, страна лучше. Нет, просто денег больше. Когда у Иркутска будет бюджет хотя бы в 40 млрд рублей, мы с вами не будем обсуждать те вопросы, которые сейчас считаем острыми. У нас будут более глобальные цели и планы. Если мы будем отстаивать Иркутск на федеральных площадках, то так оно и будет.

Записал Виктор Лучкин, «Байкальские вести».

Фото Алексея Кушниренко, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии