Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Феномен Владимира Высоцкого

30 января, 2023

К 85-летию со дня рождения великого барда

Я в этом бою навылет прошит,
Меня механик заштопал.
Но тот, который во мне сидит,
Опять отправляет в штопор…

1и.jpg

Высоцкий современен. Он жил и творил на высоких скоростях, сгорая и любя. Это знаменательно: на высоких скоростях, но не формально, как часто теперь бывает. Да и что значила бы эта фраза «жить формально»? Она так же бессмысленна, как имеет место быть, объясняя суть многих современных процессов, бюрократическое бездушие.

25 лет назад Иркутское телевидение показало фильм Александра Маджарова, посвященный 60-летию великого российского барда с участием писателя и сценариста, соавтора широко известной книги «Черная свеча» Леонида Мончинского, поэта Анатолия Кобенкова, музыканта и директора «Театра Пилигримов» Владимира Соколова. Этих выдающихся людей уже нет среди нас.

А в январе 2023 года с доктором исторических наук, профессором, членом Союзов писателей и журналистов России Александром Маджаровым беседует член Союза писателей России, ценитель творчества Владимира Высоцкого, заместитель председателя думы Иркутска Юрий Коренев. Они встретились, чтобы почтить память кумира миллионов и увидеть фильм, теперь оцифрованный.

Юрий Коренев: Несмотря на свою высочайшую популярность, Владимир Высоцкий редко выступал на телевидении, его слава больше народная, чем та, которую сейчас звездные исполнители получают через СМИ. Двадцать пять лет назад Александр Маджаров и его фильм зафиксировали, какие были впечатления у далеких уже людей, общавшихся с Высоцким, слушавших его песни на концертах. Что изменилось за четверть века? Что мы помним? Как представляем Высоцкого сегодня?

Александр Маджаров: Жизнь и взаимоотношения с поэтами, их творчеством у каждого складываются по-разному. Что-то нравится, что-то не нравится. Но Высоцкий запал в душу. Вошел и навсегда в мою жизнь примерно в 1966 году. В университете мы пели под гитару его песни, затем в стройотряде, затем я учился в аспирантуре в Ленинграде. В общежитской комнате стоял магнитофон, звучали в нем только «Битлз» и Высоцкий. Затем я приехал в Иркутск и стал преподавать в университете. Читаешь лекции, а Высоцкий вспоминается, он просто живет рядом с тобой. Мой фильм – это необходимость сказать доброе слово великому человеку, если предоставляется такая возможность. Это надо сделать, где бы ты ни жил – в Москве, Петербурге, Иркутске.

В 2019 году мы с женой были на Кипре. Вернулись и в Москве остановились в гостинице недалеко от Таганки. Видим – объявление на стенке о вечере памяти Высоцкого в парке. Мы в парк. Артисты стали петь. Забывают слова, я подсказываю. До обеда они пели, потом ушли, вернулись на второе отделение. Приезжает Александр Домогаров на «Хаммере» с оркестром, и как начали петь! Я забыл этот Кипр. Потом выходит Никита Высоцкий, давай выступать, говорить, я вспомнил далекое время, стало так замечательно. Была огромная толпа. Я вернулся в Иркутск и решил, что надо оцифровать мою пленку. А теперь дело повернулось так, что в нашем городе есть замечательные депутаты, которые неравнодушны к культуре. Юрий Коренев – один из них, кто любит Высоцкого, понимает Высоцкого, хочет сказать спасибо Высоцкому, и не где-нибудь в Москве, а в нашем славном городе Иркутске, и мой фильм появится на его ютуб-канале.

Юрий Коренев: Я вырос на песнях Высоцкого. Во всех дворах появились магнитофоны, и популярность его была тогда на пике.  В 1966 году вышел фильм «Вертикаль», где он впервые снялся в кино, и стало возможно увязать звучание его голоса с личностью. Это придало импульс. А в 1967 году Высоцкий впервые выступил на стадионе в Самаре (тогда – Куйбышеве), собралось более 5 тысяч человек. Это было признание его песен и искусства. С одной стороны, всенародная любовь, а с другой – официальные структуры задерживались с признанием его творческих заслуг. После самарского стадиона было сделано уже много записей, и они пошли волной. Потом Высоцкого перестали показывать, перестали допускать до стадионов. А что это для творческого человека? Ты же творишь не для себя, а тебя ограничивают с показом того, что ты делаешь. Когда душа поет. Когда ты хотел делиться, увидеть обратную связь. Перипетии судьбы, которых сегодня мы немного коснемся: почему было так, почему не иначе. Пластинка при его жизни не вышла, хотя готовилась пластинка-гигант на единственной тогда фирме звукозаписи «Мелодия». И в Союз писателей его, как поэта, не приняли. Он про себя все очень хорошо понимал.

Александр Маджаров: Уже в 1960-е годы он написал такую песню: «За меня невеста отрыдает честно, за меня ребята отдадут долги, за меня другие отпоют все песни, и, быть может, вспомнят обо мне враги». Он предвидел свою тяжелую судьбу. Он был очень советским человеком. Есть идеалы, есть жизнь. Он пел об идеалах, а жизнь была немножко другая. Он воспевал идеалы любви, дружбы, долг, честь, достоинство. Но это и не нравилось кому-то. Везде висели лозунги «Да здравствует коммунизм», «Верной дорогой идете, товарищи». А он пел: «Где мои семнадцать лет – на Большом Каретном,/ Где мои семнадцать бед – на Большом Каретном,/ Где мой черный пистолет – на Большом Каретном,/ Где меня сегодня нет – на Большом Каретном». Когда он пел такие песни, и партия, и правительство, и народ – все слушали. Но кому-то наверху это не нравилось.

Это не только судьба Высоцкого. Посмотрите на Вертинского. Попросил Сталина вернуть из эмиграции. Сталин вернул. Но запретил ему петь 95 процентов репертуара, никаких «Бананово-лимонных Сингапуров». «В Чите голодно, нечего есть, холод собачий, алкоголь спасает меня» – это Вертинский пишет своей жене. В солнечных Наманганах или под Читой выступать разрешили, а Ленинград и Москва были для Вертинского закрыты. И он приехал в столицу, выступил и умер. Он надорвался, но внес в советскую жизнь сталинского периода некий аристократизм.  

И Высоцкий был выдающейся личностью, в кино ведь смотрели не кино, а его. И всегда это был Высоцкий. В «Месте встречи изменить нельзя» режиссер правильно сказал: «Петь не будешь». Потому что слишком Высоцкий. И поэтому он только на фортепиано подыграл.

2и.jpg

Юрий Коренев: Он очень много песен посвятил Великой Отечественной войне. Отец его не вернулся с фронта по-своему – создал другую семью. В какой-то момент Высоцкий оказался в ней, тогда и научился играть на фортепиано.

Александр Маджаров: Он родился в 1938-м и пацаном, в семь лет, все военное уже прошел. Он видел, он чувствовал, он понимал войну. И потом его отца отправили служить в Берлин. Отец забрал сына в Берлин. Там Высоцкий учился в школе. И играл на фортепиано. Высоцкий – это феномен, не осмысленный до конца совершенно. Потому что он выходит за рамки. Мы привыкли как: «Ты дворник, ты шахтер, ты летчик». А это был человек. Когда его спросили: «Ты кто, композитор?» – он ответил: «Я не знаю, кто я, такого слова нет». Слово такое есть. Высоцкий пропитан темой войны и говорил в воспоминаниях сам, что всегда начинает концерт с песни

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты.

Люди понимали это и слушали. Он показал с помощью искусства, великого искусства, трагизм нашей военной истории. Такое ощущение, что он сам воевал, все это испытал, то есть словно общался с собратьями по оружию, был в окопах, испытывал лишения. Насколько он мог войти в образ, может, и профессия артиста позволяла. Наверное, это не только Богом было дано.

Окончание следует.

На фото: Владимир Высоцкий в аэропорту Иркутска.
Справа – Леонид Мончинский, слева – заведующий
базой артели «Лена» Анатолий Тюркин. 14 июня 1976 года;

Выступление Владимира Высоцкого в клубе участка
«Хомолхо» (Бодайбинский район). 16 июня 1976 года

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии